федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
Олег Кононенко: как попасть в космос

Олег Кононенко: как попасть в космос

Самарский университет

Студенты самарских университетов задали вопросы рекордсмену мира по продолжительности пребывания вне Земли

Кононенко Олег Богатырев Владимир Шлеенков Марк космонавт Премия им. Д.И. Козлова Достижения студентов РКЦ "Прогресс" Шахматов Евгений Музей авиации и космонавтики им. С.П. Королёва почетный выпускник Самарского университета сотруднику
10.11.2025 1970-01-01

Олег Кононенко – Герой России, инструктор-космонавт-испытатель, командир отряда космонавтов Роскосмоса, и.о. руководителя Центра подготовки космонавтов и почетный выпускник Самарского университета им. Королёва! Пять полетов на орбиту, семь выходов в открытый космос, суммарная длительность космических полетов – 1110 суток 14 часов 58 минут 43 секунды.

Сейчас Олег Кононенко снова готовится к полёту на МКС. Об этом узнали студенты университетов региона. Также во время беседы гость рассказал о месте роботов в космонавтике, о роли биотехнологий в освоении дальнего космоса и о том, как судьба ведёт человека к его мечте.

Встреча прошла в Самарском университете им. Королёва. Гостя приветствовали Марк Шлеенков, министр науки и высшего образования Самарской области, Владимир Богатырев, ректор Самарского университета им. Королёва, Виктор Сойфер, президент Самарского университета им. Королёва, академик РАН, Евгений Шахматов, научный руководитель Самарского университета им. Королёва, академик РАН.

Открывая встречу, Владимир Богатырев подчеркнул, что Олег Кононенко является почётным выпускником Самарского университета им. Королёва, и предложил организовать в Музее авиации и космонавтики постоянную экспозицию, посвященную летчику-космонавту.

Дмитрий Ильич Козлов – величина мирового масштаба!

Олег Кононенко вручил сертификаты лауреатам премии имени Дмитрия Ильича Козлова студентам Самарского университета им. Королёва, Самарского авиационного техникума, Самарского техникума авиационного и промышленного машиностроения имени Д.И. Козлова.

"Самарское правительство учредило эту премию, чтобы связать воедино героическое прошлое с блестящим будущим отечественной космонавтики. В своё время Дмитрий Ильич сыграл ключевую роль в моей судьбе, именно он помог мне преодолеть ряд трудностей на пути к профессии космонавта. Пусть Дмитрий Ильич примет участие и в вашей судьбе опосредованно – через эту премию. Надеюсь, что среди вас уже растут мои будущие коллеги!" – обратился к ребятам Олег Кононенко.

Олег Кононенко познакомился с Дмитрием Ильичом Козловым еще во время учебы в институте. Тогда на конференции "Гагаринские чтения" Козлов выступил руководителем секции, где еще студент Кононенко представил свою научную работу. Работа понравилась, студента пригласили на работу в Куйбышев, в ЦСКБ. Мечтающий с детства о космосе молодой человек решил воспользоваться приглашением и выбрал распределение на ракетное предприятие, расположенное на берегу Волги.

"Я пришёл в отдел кадров и узнал, что будущие космонавты выбирают Москву. Расстроился, но решил, что стаж все равно нужен, – вспоминает Олег Дмитриевич. – В ЦСКБ в то время сложился очень амбициозный и молодой коллектив. Мы старались показать себя и выйти на более выгодные инженерные позиции. Например, в то время шла работа над космическим аппаратом "Сапфир", предшественником современного аппарата "Ресурс-ДК". И я попал в группу его разработчиков. Это означало, что мы ездили в командировки по всей стране, так как комплектующие создавались на разных заводах".

Олег Дмитриевич рассказал студентам о том, что в какой-то момент он пришел к Козлову и попросил ходатайствовать о его переводе в отряд космонавтов. И хотя Дмитрий Ильич уговаривал молодого инженера продолжить работу над спутником, тот был тверд в своих намерениях: "Если я не попробую сейчас, то потом буду всю жизнь себя "грызть"! И Козлов принял доводы и дал рекомендацию. А последующие пять полётов на орбиту продемонстрировали, как мечта привела в космос своего человека.

Полеты на Марс, роботы и биотехнологии

Встреча со студентами в Самарском университете им. Королёва всегда проходит в формате живой, заинтересованной беседы. Представляем выдержки из нее в виде вопросов и ответов.

- Если бы вам сейчас предложили полететь на Марс, вы бы согласились?

- Пока мы не готовы к полёту на Марс. Основная проблема – радиация. Существует такое понятие, как накопленная доза радиации: вылетев за пределы нашей планетарной защиты, за магнитный пояс и столкнувшись с галактическим излучением, мы долетим до Марса, изнуренные лучевой болезнью. Нам надо дождаться, когда эта проблема будет решена либо с помощью техники – разработки защиты для корабля, либо с помощью биотехнологий.

- Сейчас активно развиваются роботизированные, беспилотные комплексы. А какие преимущества в космосе у человека?

- Главное преимущество человека – в интеллекте и гибкости мышления. Скорее всего, первыми на Луне и Марсе окажутся автоматы. Они будут осваивать и готовить территорию для высадки человека. А вот с нештатными, аварийными ситуациями лучше справится человек. Поэтому не надо взаимоисключать или противопоставлять человека роботу. Считаю, что будущее космонавтики в симбиозе.

- Расскажите о роботе Фёдоре на МКС?

- Я не застал робота Фёдора на орбите: его отправили через два месяца после моего возвращения на Землю. Он выполнял простейшие операции. Считаю, что для МКС робот крупноват. А вот за бортом для него можно найти работу. Так что смысл в таких устройствах есть. Но ясно одно: пока робот заменить космонавта не может.

- Как вы считаете, какие технологии нужно развивать для продвижения человечества в космос?

- Биотехнологии. Они помогают создавать замкнутые системы жизнеобеспечения, делать нашу жизнь автономной. Надо научиться жить, используя ограниченные ресурсы по-максимуму.

Среди таких систем, например, система регенерации воды. Или создание биореакторов, в которых водоросли поглощают углекислый газ из атмосферы станции и выделяют кислород. А ещё водоросли – та же спирулина, может служить и пищей. На станции оказался очень кстати "электронный нос" – прибор, который распознаёт различные запахи, улавливает микробактерии. Мы проводили эксперимент с фотокатализом, который уничтожает бактерии и очищает воздух станции лучше, чем механические фильтры. Поэтому за биотехнологиями будущее, которое улучшит жизнь как на Земле, так и в космосе.

Жизнь на орбите

- Насколько часто на станции возникали опасные ситуации во время ваших полетов?

- Есть такое понятие как "нештатные ситуации". Они случаются с нами на орбите каждый день. Можно сравнить с земными: вдруг вода перестанет течь или лампочка погаснет. И такие ситуации периодически возникают. А есть аварийные ситуации, которые могут привести к потере станции и гибели экипажа. С такими я не сталкивался ни разу.

К решению нештатных ситуаций мы готовимся во время тренировок на Земле. Готовы мы и к большинству действий по аварийным ситуациям, мы знаем алгоритм наизусть.

Если говорить о первом и крайнем моих полётах… Я бы их сравнил с первым школьным уроком и защитой дипломного проекта в университете. Первый полет – это эйфория, и в то же время он прошёл под девизом "ничего не сломать, справиться со всеми экспериментами". Я привыкал к невесомости, жесткому графику работы, постоянно сверял свои действия с бортовой документацией, с радиограммой полета. То же самое делаю и сейчас. Но сейчас адаптация проходит гораздо быстрее как к невесомости, так и к силе тяжести на Земле. Я могу предсказывать, как будет развиваться та или иная ситуация. Сейчас я справляюсь с работой гораздо быстрее. И есть время на поиск решения каких-то нетривиальных научных задач.

- Какой был самый сложный ремонт?

- Во время выхода в открытый космос мы с Сергеем Прокопьевым вырезали кусок противометеоритной защиты. В матерчатых перчатках скафандра это делать было очень неудобно и опасно: любой прокол мог привести к разгерметизации.

- Похож ли фильм "Вызов" на реальность?

- Фильм "Вызов" не смотрел. Но с точки зрения медицины на станции есть необходимый набор и лекарств, и медицинских средств, чтобы купировать практически любую проблему. Также у нас есть закрытый телевизионный канал, где 24 на 7 с нами на связи врач экипажа.

Сейчас мы проводим достаточно много медицинских экспериментов. Например, делаем друг другу УЗИ внутренних органов. Изучаем работу пищеварительного тракта, сердца, других органов. Конечно, операцию на борту будет сложно провести, но в случае такой необходимости мы можем достаточно быстро вернуться на землю.

- Какова атмосфера на станции? Взаимоотношения?

- Надо понимать, что на орбите мы живем в очень ограниченном пространстве: ты просыпаешься, выплываешь из каюты – и уже на работе. Вокруг – одни и те же лица. Нужно быть сдержанным, мы очень быстро учимся тонко чувствовать настроение друг друга. И у нас получается слышать друг друга, правильно интерпретировать сказанное. Это позволяет избегать конфликтов, вовремя менять темы разговора.

Интересно, но на станции мы говорим в основном о земной жизни, обсуждаем земные события.

- Есть ли привычки, которые вы приобрели в космосе?

- Скорее мы привносим в космос свои земные привычки. Например, я кофеман. И когда пью из пакетика, то не ощущаю запах. И этого аромата очень не хватает. Я благодарен за изобретение специальной чашечки, в которую можно налить кофе, и он не вырвется из-за поверхностного натяжения.

- Сколько длится рабочий день космонавта?

- Чуть больше, чем на Земле. Рабочий график – 12 часов, из них 2 часа на физкультуру, час – на обед. На МКС жизнь идет по Гринвичу.

ГТО по космическим нормативам

- Как стать космонавтом?

- База: высшее образование, не ниже магистерского, стаж работы – не менее трех лет. А далее – подача документов, очный отбор: медицина, психологический отбор, профессиональный. Космонавт – это стрессоустойчивый и социализированный человек, способный работать в команде и уметь подчиняться, несмотря на высокие лидерские качества. И еще важно уметь и хотеть учиться.

- А как проходят экзамены?

- Кандидатам предстоит сдать два крупных экзамена. Первый – имитация одного дня на станции. Мы отрабатываем как рутинные задачи, так и 6 нештатных ситуаций и одну аварийную. Второй – день на транспортном корабле.

- Что помогает вам бороться со стрессом?

- Один из главных пунктов отбора космонавтов – психологический. То есть изначально подбирают стрессоустойчивых людей. Дальше сама подготовка такова, что мы всё время живём под давлением: психологическим – непонятно, когда состоится полет, тяжелые тренировки, постоянные медицинские обследования. Рано или поздно приспосабливаемся.

Самое сложное – ожидание полета. Причем мы не сидим, мы постоянно тренируемся, так как в любой момент должны быть готовы. Я ждал первого полёта пять лет. Должен был полететь в 2003 году, но реально добрался до МКС только в 2008 году. Причем надо понимать, что в 2003 году не мог даже предсказать, когда состоится полёт.

- А как же семья?

- Мне иногда кажется, что поддержка семьи – это 99 процентов успеха каждой миссии.

- Какую роль в вашей подготовке играет спорт?

- Физические упражнения на Земле позволяют максимальное время оставаться в строю и проходить медосмотры, а на станции – не терять под воздействием невесомости мышцы и возможность жить нормально на планете после возвращения. Есть у меня идея – создать аналог комплекса ГТО, но по нормативу космонавта. Интересно, кто из вас сможет его преодолеть?

Фото: Олеся Орина