Учёные познакомились с новейшими технологиями в создании аэрокосмической техники, а также с особенностями европейской подготовки инженеров для авиации и космоса. Делегацию СГАУ возглавил ректор Е.В. Шахматов. Самарские учёные посетили юбилейный международный аэрокосмический салон Ле Бурже, Институт аэронавтикии космоса города Тулуза, Институт эксплуатации авиационной техники Университета города Бордо, Высшую школу аэрокосмических инженеров в Париже, завод компании «Эйрбас» в Тулузе.
Первым делегация посетила Институт аэронавтики и космоса в Тулузе (ISAE). Этот вуз уже второй год является партнёром СГАУ по запуску с полигона в Бискаросс ракеты-модели «Союз».
ISAE является одним из трёх лучших вузов Франции, который готовит специалистов для авиации и космоса, тесно взаимодействуют с компанией «Эйрбас», завод которой находится в Тулузе. 96 % выпускников трудоустроены именно в промышленности. На встрече с руководителем международного департаментасамарцы обсудили возможности совместных исследований, взаимных стажировок и другие направления сотрудничества. Самарской делегации продемонстрировали технологию создания беспилотных летательных аппаратов, которые собираются в этом вузе. А на кафедре машиностроения и структуры материалов еёзаведующий рассказал о работе с изделиями из композиционных материалов, продемонстрировал гостям из России богатую современную экспериментальную базу кафедры.
В Тулузе самарцам показали завод «Эйрбас». Они побывали в цехе первичных испытаний самолёта, в котором тестировались три самолёта. Потом был автобусный тур по территории завода, на котором собираются популярные А320, А333, А340, новейший А350. «По словам нашего сопровождающего, у завода есть заказы на 7 лет вперёд, - говорит Иван Ткаченко. - Первый полёт А350 мы увидели позже на авиасалоне Ле Бурже. Этот самолёт заменит А340. Ставку французы, конечно же делают на суперлайнер А380».
Следующим пунктом стал Институт эксплуатации авиационной техники Университета города Бордо. В своей презентации администрация этого вуза продемонстрировала ряд направлений, связанных с диагностикой, ремонтом, обслуживанием авиационной техники. Интересным самарцам показалось направление, связанное с композитами: очень компактное оборудование, которое быстро и аккуратно ставит композитные «заплатки» на крылья самолёта, выправляя вмятины, сколы, трещины и восстанавливая целостность конструкции. Как и в СГАУ, у французов есть коллекция из образцов летающей техники. В основном - это малая авиация, но есть и А318. Все образцы поддерживаются в полностью работоспособном состоянии и используются в учебном процессе для формирования практических навыков обращения с авиационной техникой.
Институт эксплуатации авиационной техники Университета города Бордо: учёные этого вуза занимаются испытаниями новейшего двигателя стоимостью около 2 млн евро. (Этот перспективный двигатель пока не установлен ни на одном самолёте).
Ангар института эксплуатации авиационной техники Университета города Бордо. За самарской делегацией - А318.
В пригороде Парижа - Эври расположена Высшая школа аэрокосмических инженеров – вуз, который готовит специалистов для аэрокосмической промышленности. Он базируется на нескольких площадках. Учёные СГАУ увидели ту часть, где студенты получают базовые, фундаментальные знания. В своей презентации французы сделали упор на то, как организован процесс летних стажировок студентов. В принципе, общая концепция не отличается от привычной для СГАУ: стажировка-практика на предприятии проводится на каждом курсе. В зависимости от года она имеет различную продолжительность. При этом характерная особенность – работа практиканта оплачивается. Предприятие присматривается к студенту, а по окончании обучения, как правило, принимает его на работу. Отличие заключается в том, что студенты на стажировки отправляются на предприятия, расположенные по всей Европе. Как результат – более чем 90-процентное трудоустройство.
Е.В. Шахматов вручил модель ракеты «Союз» начальнику международного отдела Высшей школы аэрокосмических инженеров (Париж).
Последним объектом, который посетили самарские учёные, стал юбилейный 50-й международный авиасалон Ле Бурже. Наша делегация осмотрела практически всю российскую экспозицию: павильоны Роскосмоса, ОАК, Рособоронэкспорта и др. Отдельная остановка у стенда нашего стратегического партнёра – «ЦСКБ-Прогресс», представившего не только всю линейку эксплуатируемых и перспективных ракет-носителей, но и макет КА «Бион», на котором можно было увидеть МКА «Аист» - результат совместной работы предприятия и нашего университета. Учёные СГАУ также посетили стенды двигателестроительных гигантов: «Дженерал электрик» и «Роллс-Ройс», павильоны Европейского космического агентства (ЕКА) и Французского космического агентства (CNESS). Увидели полёты А350, А380, выступление французской пилотажной группыPatrouilledeFrance, нашего вертолёта К-52 «Аллигатор».
Самарская делегация у стендов Объединенной авиационной компании на салоне Ле Бурже
Макет космического аппарата "Бион-М1" с "Аистом" на борту.
Особенностью международных салонов класса Ле Бурже является то, что на них заключается огромное количество контрактов на многие миллиарды долларов, поэтому многие технологии открыты, компании стараются представить «товар лицом», а это отличная возможность увидеть то, что делается у соседей, у мировых лидеров и даже у конкурентов. Салон также демонстрирует основные тенденции развития авиационной и космической техники. В частности, сегодня можно говорить о том, что космос всё больше становится интернациональным: например, в павильоне ЕКА РН «Союз-СТ» стоит в одном ряду с французскими ракетами, как один из основных европейских средств доставки полезных грузов на орбиту.