федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
Самарские ученые разработают на основе искусственного интеллекта единую экосистему безопасности для отечественных беспилотников

Самарские ученые разработают на основе искусственного интеллекта единую экосистему безопасности для отечественных беспилотников

Самарский университет

Разработка минимизирует число нештатных ситуаций с дронами

Никоноров Артем Институт искусственного интеллекта БПЛА разработки искусственный интеллект
12.12.2023 2023-12-12

Ученые Самарского университета им. Королёва и Института систем обработки изображений РАН разработают на основе базисной модели искусственного интеллекта единую экосистему безопасности для отечественных беспилотных авиационных систем (БАС).  "Подобных систем пока нет в России и в мире", - рассказал Артем Никоноров, директор Института искусственного интеллекта и руководитель Центра "Интеллектуальная мобильность многофункциональных беспилотных авиационных систем" Самарского университета им. Королёва. 

"Мы реализуем данный проект вместе с компанией-разработчиком беспилотных авиационных систем "Транспорт будущего", которая создает на территории ОЭЗ "Тольятти" завод по производству гражданских беспилотников. Разрабатываемая нами система на основе искусственного интеллекта позволит сделать эксплуатацию беспилотников безопасной и сведет к минимуму число нештатных ситуаций.  Помимо этого, такая система создаст отраслевой стандарт для всей беспилотной авиации”, - рассказал Артем Никоноров.  

Как отметил директор Института искусственного интеллекта, использование беспилотников в экономике и промышленности с каждым годом будет расти. И когда в воздушном пространстве смогут одновременно находиться десятки тысяч дронов, проблема обеспечения безопасности их движения и эксплуатации при взлете и посадке станет крайне актуальной. Для ее решения понадобится искусственный интеллект, который как цифровой помощник или диспетчер, будет контролировать взаимодействие дронов с человеком и друг с другом, для того чтобы избежать случайного ущерба или столкновений. В перспективе такой искусственный интеллект можно будет масштабировать на множество различных процессов в области безопасности БАС. Кроме того, для беспилотников будут разработаны так называемые фреймворки (наборы предобученных моделей, методов и инструментов ИИ) - готовые решения, требующие лишь точечной донастройки для применения в реальных условиях: от "умного" сельского хозяйства до мониторинга объектов.

"Главное требование для появления и развития беспилотной авиационной отрасли - это максимально безопасная для человека и окружающей его среды работа дрона, для важной инфраструктуры. Поэтому подобная интеллектуальная система, обеспечивающая безопасность полетов БПЛА, несомненно даст толчок к созданию отрасли беспилотной авиации в нашей стране и в мире", - подчеркнул Артем Никоноров.

Разработку системы ведут сотрудники университетского Центра "Интеллектуальная мобильность многофункциональных беспилотных авиационных систем". В настоящее время в состав команды Центра входит более 50 ученых, являющихся сотрудниками Института искусственного интеллекта Самарского университета им. Королёва и Института систем обработки изображений РАН.

Коллектив Центра имеет значительный опыт выполнения научно-исследовательских и конструкторских работ в области искусственного интеллекта для таких заказчиков как ОАО "РЖД", Huawei, "Сбер" и др. Центр накопил существенный опыт разработки систем компьютерного зрения и обработки мультимодальных данных. Сотрудники Центра внесли существенный вклад в создание модели ruDALL-E, которая легла в основу сервисов "Сбера" по генерации изображений, и продолжают сотрудничество с данной компанией.

В настоящее время Центр принимает участие в предварительном отборе получателей поддержки Исследовательских центров в сфере искусственного интеллекта, в том числе в области "сильного" ИИ, систем доверенного ИИ и этических аспектов применения ИИ, проводимом Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации по направлению "транспорт и логистика".

Справочно

- Самарский университет им. Королёва - вуз-участник национального проекта "Наука и университеты".

- Компания "Транcпорт будущего" занимается разработкой беспилотных авиасистем (БАС), в том числе аэротакси и больших беспилотников массой до 700 кг. На территории ОЭЗ "Тольятти" в Самарской области компания создает серийное производство БАС и структурных элементов - композитных винтов, электрических двигателей, драйверов, корпусных деталей, авионики.

- Институт систем обработки изображений РАН  - филиал федерального Государственного учреждения "Федеральный научно-исследовательский центр "Кристаллография и фотоника" Российской академии наук. 

Фото: Олеся Орина