федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
Двигатель, собранный в университете, разогнал авиамодель до 272 км/ч

Двигатель, собранный в университете, разогнал авиамодель до 272 км/ч

Самарский университет

Завершились областные соревнования по авиамодельному спорту

Кветкин Александр Сычугов Сергей авиамодельное СКБ Достижения студентов сотруднику студенту СКБ двигателестроения УВР RocketLAV бортжурнал
09.10.2020 2020-10-12
4 октября на кордодроме в Прибрежном состоялись соревнования по авиамодельному спорту. В 25-м юбилейном "Кубке Поволжья" приняли участие 14 команд. Модель Александра Кветкина, аспиранта Самарского университета им. С.П. Королёва, показала победную скорость в 272,2 км/ч, обогнав ближайшего соперника на 80 км/ч!

Такую скорость модели обеспечили как оригинальность конструкции, так и особый модифицированный двигатель, созданный в авиамодельном студенческом конструкторском бюро силами Александра и его наставника, Игоря Казачкова. Поддержку в теоретических вопросах двигателестроения оказывает руководитель СКБ двигателей летательных аппаратов, мастер спорта России международного класса по модельным видам спорта Сергей Сычугов.

Самолёты на соревнованиях — кордовые: они летаю по кругу на привязи из двух тросиков, которые присоединены с одного конца к ручке управления, которую держит пилот, а с другого — к качалке управления авиамодели. Модель Александра Кветкина сильно отличается от самолётов других участников. У авиамодели только одно крыло слева. Такая конструкция снижает лобовое сопротивление. Но, чтобы соответствовать правилам соревнований, крыло довольно длинное: один дециметр площади крыла на 100 грамм модели. Стабилизатор тоже один, он находится справа.

Двигатель спрятан под обтекателем и оснащен резонансной трубой, позволяющей существенно повысить мощность. Как этой конструкции удаётся достичь нужных характеристик, объясняет Сергей Сычугов: "Этот двигатель делает 40 тысяч оборотов в минуту, причём, у нас винт всего с одной лопастью. В качестве топлива используем 80% метилового спирта и 20% касторового масла. Такое соотношение позволяет камере сгорания вместить больше топлива. Касторовое масло используется как смазка: оно самое вязкое в природе и единственное, которое хорошо показывает себя при больших скоростях".

Александр Кветкин - пилот самолёта, кандидат в мастера спорта по авиамодельному спорту. В соревнованиях учавствует и Игорь Казачков, он запускает самолёт. Задача - за минимальное время пролететь по окружности 1 км. В первом туре модель Александра развила скорость в 244,8 км/ч, а во втором — 250 км/ч. К третьему туру Александр Кветкин проверяет двигатель самолёта и вносит последние коррективы и модель завершает круг с рекордным для соревнований результатом - 272,2 км/ч. Отметим, что мировой рекорд был установлен 4 июня 2019 года на соревнованиях в подмосковных Химках – скоростная кордовая модель самолета класса F-2-A показала скорость в 308,2 километра в час.

"Соревнования в технических видах спорта — это торжество инженерной мысли, — делится эмоциями Сергей Сычугов, — Очень много сил я вложил в разработку двигателя, на доработку ушло примерно 20 лет. А ведь 95% результата в соревнованиях зависит именно от него: нужно правильно сконструировать и настроить".

Кроме создания двигателей и скоростных кордовых моделей самолетов, в стенах авиамодельного студенческого конструкторского бюро также ведутся работы по постройке радиоуправляемых моделей самолетов, беспилотных летательных аппаратов, а также по созданию экспериментальных ракет командой СКБ "RocketLAV". Александр Кветкин увлекается авиамодельным спортом с 10 лет, трижды в составе команды "RocketLAV" участвовал во Франции на международном форуме по запуску студенческих экспериментальных ракет C'Space.


Александр Башмачников, фото автора