федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
"Каждый проект уникален": инженер, аспирант и преподаватель Дмитрий Воробьев о науке, авиации и VR

"Каждый проект уникален": инженер, аспирант и преподаватель Дмитрий Воробьев о науке, авиации и VR

Самарский университет

Интервью преподавателя Самарского университета им. Королёва изданию "Волга Ньюс"

кафедра обработки металлов давлением Интервью СМИ о Самарском университете
30.10.2025 1970-01-01

Инженер, аспирант и преподаватель Самарского университета им. Королёва Дмитрий Воробьев совмещает научную деятельность с образовательной: работает на кафедре обработки металлов давлением, участвует в инженерных проектах для авиационной промышленности и обучает студентов VR-технологиям. В интервью он рассказывает о своем профессиональном пути, участии в инженерных проектах, о подходах к преподаванию и применении современных технологий в образовании.

- Вы родились и получили среднее образование в Тольятти. Почему выбрали для обучения другой город, Самарский университет им. Королёва? Какие навыки, полученные здесь, считаете наиболее ценными?

- Я окончил школу №40 в Тольятти. Она была стандартной, без особых уклонов, а решение о поступлении в Самаре во многом сложилось под влиянием друзей и моего окружения. Еще один фактор - близость к дому: не хотелось уезжать слишком далеко, и Самара оказалась оптимальным вариантом.

Что касается навыков, которые я приобрел, - их можно разделить на две большие группы. Первая - коммуникационные навыки. Преподавание, защита проектов на конкурсах, работа с коллегами - все это научило меня взаимодействовать с разными людьми и аудиториями. Публичные выступления и обсуждения проектов развили уверенность и способность доносить информацию доступно и убедительно.

Вторая важная компетенция - умение искать информацию. В научной, инженерной деятельности постоянно приходится погружаться в незнакомые темы, работать с большим объемом данных и быстро разбираться в сложных вопросах. Этот навык помогает справляться с любыми проектами - даже если суть задачи совершенно новая, я могу быстро найти нужные сведения, структурировать их и применить на практике.

- Почему после окончания обучения вы решили остаться в университете в качестве ученого-инженера? Чем интересна эта работа?

- Мой путь в науку начался частично по моей воле, частично - по приглашению научного руководителя. На четвертом курсе мне предложили участвовать в проекте "Стартап как диплом" с совместной разработкой с Самарским государственным медицинским университетом. В рамках него мы создали устройство для автоматизированной гибки челюстно-лицевых имплантатов. Это сочетание машиностроения и медицины показалось мне очень интересным, и я решил попробовать. После этого заведующий кафедрой предложил мне работу лаборантом. Работа оказалась увлекательной, ведь каждый проект уникален. Нет рутины, задачи постоянно меняются, и именно это поддерживает интерес и мотивацию.

В научной работе мне особенно нравится, что каждый проект требует особого подхода: иногда это разработка программного обеспечения, иногда экспериментальные исследования, иногда - моделирование технологических процессов. Такой набор нестандартных задач помогает развиваться, применять разнообразные методы и оставаться вовлеченным в процесс.

- Вы реализуете инженерные проекты для авиационных заводов, включая создание автоматизированного рабочего места для инженеров Казанского авиационного завода им. Горбунова. Расскажите о задачах и значении этого проекта.

- Проект связан с модернизацией производственных технологий. А конкретно с производством обшивки и каркаса для самолета Ту-214, который пришел на смену "Боингам" и "Аэрбасам", и для самолета Ту-160 - стратегического бомбардировщика, нашего "Белого лебедя". В современном авиапроме самолеты усложняются: аэродинамика совершенствуется, обшивка и каркас для таких сложных систем, как самолеты, становятся крупногабаритными и сложными по форме. Производить такие детали становится все труднее, особенно из длинномерных (шести-восьми метров) листов с множеством изгибов и сопряжений. Именно поэтому необходимо модернизировать оборудование и подход к производству.

И для решения этой задачи мы вместе с Уральским инжиниринговым центром модернизируем растяжно-обтяжные прессы конца 1980-х годов, переводим их на ЧПУ (числовое программное управление), ставим новую гидравлику и разрабатываем программное обеспечение. Это позволяет минимизировать отбраковку, снизить человеческий фактор и повысить качество готовых изделий.

В рамках университета занимаюсь моделированием технологических процессов: создаю программы для управления оборудованием, рассчитываю кинематику пресса и подготавливаю автоматизированное рабочее место для технолога. Это сочетание инженерной практики и программирования делает проект комплексным, интересным и наглядно демонстрирует, как наука напрямую улучшает производство.

- Вы также преподаете студентам VR-технологии. В каких сферах это может пригодиться?

- VR-технологии мы применяем в инжиниринге для визуализации сложных объектов. Например, в авиастроении много деталей каркаса, и на обычном экране не всегда видны ошибки. VR позволяет "перенестись" внутрь виртуального пространства, вращать объекты, проверять конструкции и выявлять потенциальные ошибки еще до производства.

Это особенно полезно при сборке сложных узлов или агрегатов. Мы создаем виртуальные двойники и тренажеры, например, для сборки штамповой оснастки. Оснастка - тяжелый металлический инструмент, а VR позволяет безопасно отработать сборку и понять устройство механизма без риска для человека и оборудования.

Кроме инженерного применения, VR активно используется в образовательных целях: студенты осваивают навыки проектирования и сборки деталей, учатся оценивать конструкции в объеме и на практике видят, как будут работать реальные механизмы.

- Как вам удается совмещать преподавание и собственное обучение?

- Это сложно. Переключаться между ролью преподавателя и аспиранта тяжело, но есть свои плюсы. По возрасту я близок к студентам, поэтому легче удерживать их внимание и объяснять сложные вещи доступно.

Мы стараемся показывать студентам, зачем нужна теория и как применять ее на практике. Это делает обучение живым и интересным. Кроме того, преподавание помогает самому лучше структурировать знания, анализировать материал и находить нестандартные решения для инженерных задач.

- Расскажите о перспективах ближайших лет, какие задачи перед собой ставите, над какими проектами планируете работать?

- Основной проект, над которым работает большая команда инженеров в университете, - модернизация оборудования для производства обшивок самолетов. Проект планируется масштабировать, распространив не только для Казанского авиационного завода, но и для других предприятий, включая сотрудничество с самарским заводом "Авиакор - авиационный завод" на выпуске опытной партии самолетов ТВРС-44 "Ладога".

Цель - внедрять наше программное обеспечение и методики по всей стране, повышать эффективность производства и минимизировать ошибки при изготовлении крупных и сложных деталей. Такой подход объединяет научную работу, инженерное проектирование и образовательные технологии в одном комплексном процессе.

Материал подготовлен при поддержке Минобрнауки России в рамках Десятилетия науки и технологий.

Источник: volga.news