30 сентября 2025 года ректор университета, председатель Самарского регионального отделения Российского общества "Знание" Владимир Богатырев выступил с открытой лекцией в рамках просветительского проекта Российского общества "Знание". Темой выступления стал один из самых амбициозных образовательных проектов страны – "Передовые инженерные школы".
В своей лекции Владимир Богатырев подробно рассказал о том, как трансформируется профессия инженера в современном мире. Он подчеркнул, что, помимо глубоких технических знаний, сегодняшний специалист должен обладать целым набором "мягких навыков", таких как командная работа, управление проектами, коммуникация и маркетинг, а также владеть цифровыми компетенциями.
"Современный инженер должен уметь не только спроектировать и разработать продукт, но и протестировать его, оптимизировать, обеспечить техническую эксплуатацию и управлять всем жизненным циклом проекта. Именно таких специалистов мы готовим в нашей Передовой инженерной аэрокосмической школе", – отметил ректор.
Самарский университет им. Королёва стал одним из победителей всероссийского конкурса и создал свою Передовую инженерную аэрокосмическую школу в 2022 году. Ключевой, "фронтирной" задачей ПИАШ была определена подготовка кадров для организации серийного и роботизированного производства аэрокосмической техники нового поколения в рамках концепции "цифрового завода".
Особенностью проекта является тесная интеграция университета с индустриальными партнерами, среди которых АО "Ракетно-космический центр "Прогресс" (входит в госкорпорацию "Роскосмос"), ПАО "ОДК-Кузнецов" (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию, госкорпорация "Ростех"), АО "ОДК", АО "Авиакор – авиационный завод", Компания "Транспорт будущего", АО "НПО Лавочкина", АО "Автоваз".
Партнеры не только формулируют требования к выпускникам, но и напрямую участвуют в управлении школой: голосуют за открытие новых лабораторий, утверждают образовательные программы и даже участвуют в отборе студентов и преподавателей.
За три года реализации проекта на грантовые средства и финансирование от предприятий в университете было создано 17 новых научно-образовательных пространств. Среди них – уникальные киберфизические фабрики, представляющие собой модели реальных производств в миниатюре, где студенты отрабатывают все этапы создания малых космических аппаратов и газотурбинных двигателей.
Образовательная модель ПИАШ в Самарском университете является экспериментальной: лучшие студенты поступают в школу после второго курса и обучаются по специальной траектории в течение четырех лет (бакалавриат + магистратура). Это позволяет не только дать им фундаментальные знания, но и прокачать цифровые и "мягкие" навыки в ходе работы над реальными проектами в командах.
"Наша цель – чтобы выпускники ПИАШ трудоустраивались на предприятия целыми командами, становясь готовыми отделами или секторами, способными сразу приступить к решению сложных задач", – заявил Владимир Богатырев.
Проект "Передовые инженерные школы" реализуется в рамках государственной программы "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" и является ключевым инструментом подготовки высококвалифицированных инженерных кадров для технологического суверенитета страны. На сегодня создано 50 таких школ, а к 2030 году их число планируется увеличить до 100.