6 июня завершился II ежегодный форум "Кадры для БАС-2025", организаторами которого выступили АНО "Университет 2035", Правительство Самарской области и деловое издание "Ведомости". На площадке технопарка высоких технологий "Жигулевская долина" в Тольятти Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королёва представил свои конструкторские разработки в сфере беспилотных систем и лучшие образовательные практики.
В каком направлении пойдет развитие беспилотных систем? Что должны знать и уметь специалисты беспилотной авиации? Как выстроить образовательный процесс, чтобы он был максимально эффективным? Как поможет развитию кадрового потенциала цифровой реестр кадров для БАС? Эти вопросы были в центре внимания представителей органов власти и университетов, а также заказчиков, разработчиков и производителей беспилотных авиационных систем.
Темами для панельных дискуссий стали внедрение беспилотников в сельском хозяйстве, создание и развитие региональных центров подготовки кадров для отрасли беспилотия, развитие НПЦ БАС как новой модели карьеры, образовательные траектории работы со школьниками в направлении беспилотных технологий, а также подготовка технологических предпринимателей для отрасли на базе создаваемых в регионе студенческих кампусов.
Открыла форум пленарная сессия, в которой приняли участие замминистра промышленности и торговли РФ Василий Шпак, замминистра науки и высшего образования РФ Дмитрий Афанасьев, вице-губернатор Самарской области Антон Емельяненко, ректор Московского авиационного института, академик РАН Михаил Погосян, ректор АНО "Университет 2035" Дмитрий Кайсин и гендиректор компании "Транспорт будущего" Юрий Козаренко.
Дмитрий Афанасьев сделал акцент на выстраивании сквозной системы подготовки кадров и отметил, что кадровая составляющая заложена не только в федеральном проекте "Кадры для БАС", но и в проекте "Перспективные технологии для БАС".
"Чтобы создавать технологии, должны быть люди, способные это делать. От первичной профориентации и формирования первичных навыков сборки и управления беспилотными аппаратами – к кадрам, которые способны создавать уже комплексные многосредовые системы использования и применения беспилотных средств. Это очень сложная комплексная задача, поэтому мы идем всеми фронтами: система раннего вовлечения, система профориентации, система среднего профессионального образования, система высшего образования", – подчеркнул замминистра науки и высшего образования России.
Обозначая основные тренды развития сферы беспилотных систем, Василий Шпак подчеркнул, что беспилотные технологии должны изменить нашу страну, и ключевую роль в этом сыграют кадры. Он спрогнозировал скорое появление новой модели производства, где центральное место займут гибкие производственные системы, где все придет к тому, что роботы будут делать роботов.
"Важно подчеркнуть, что помимо традиционных профессий, связанных с эксплуатацией БАС, отрасль формирует принципиально новые специальности: инженеров-разработчиков, программистов и техников по обслуживанию сложных технических комплексов. Эти компетенции будут востребованы и в смежных секторах экономики, включая робототехнику", – отметил Василий Шпак.
Вице-губернатор Самарской области Антон Емельяненко от имени главы региона поблагодарил Минобрнауки и Минпромторг России, а также АНО "Университет 2035" и деловое издание "Ведомости" за то, что в этом году кадровый форум по беспилотным системам проходит именно в Самарской области.
"В нашем регионе успешно развиваются базовые отрасли. Вместе с тем ключевым вектором роста промышленности на ближайшие годы мы определили беспилотные авиационные системы как двигатель развития многих смежных отраслей. И уже начали корректировать инвестиционную политику: ведем переговоры с компаниями, "заточенными" под отрасль БАС. Это новые материалы, химия, микроэлектроника, проекты в сфере искусственного интеллекта", – отметил Антон Емельяненко.
Владимир Богатырев, ректор Самарского национального исследовательского университета им. академика С.П. Королёва, выступил в панельной дискуссии "Кадры для БАС: лучшие практики". Он поделился новым взглядом на подготовку разработчиков и эксплуатантов беспилотных систем.
"Помимо традиционных образовательных программ по авиастроению, двигателестроению, радиоэлектронике и информатике, для отрасли БАС сегодня необходимы специализированные мультидисциплинарные программы высшего образования по беспилотным системам. Только так можно сформировать инженера, способного грамотно увязать все вопросы, касающиеся разработки БПЛА. В прошлом году мы в Самарском университете им. Королёва такую программу запустили", – сообщил Владимир Богатырев.
Ректор отметил, что отрасли нужны не только разработчики, производственники и эксплуатанты беспилотной техники, но и специалисты в различных прикладных отраслях – в сельском и лесном хозяйстве, землеустройстве, строительстве, непосредственно применяющие дроны. Они ценны, прежде всего, профессиональными компетенциями в своих специфических областях, а в части беспилотных систем им нужна только дополнительная подготовка. На эту многочисленную категорию специалистов рассчитаны программы дополнительного профессионального образования (ДПО), которые запущены в Самарском университете им. Королёва.
"Эти программы реализуются в рамках федерального проекта "Кадры для БАС", и у университета есть успешный опыт обучения специалистов по ним", – отметил Владимир Богатырев.
Ректор Самарского университета им. Королёва принял участие в совещании на площадке компании "Транспорт будущего", по окончании которого был подписан меморандум о создании Ассоциации производителей и разработчиков беспилотных авиационных систем. По мнению Владимира Богатырева, в нее следует также привлечь профильные высшие учебные заведения.
"Мне кажется, что в эту ассоциацию стоит включить и университеты с их компетенциями для того, чтобы более эффективно реализовывать краткосрочные программы ДПО, причем обучение по ним нужно выстраивать в сетевой форме. Мы видим, что сейчас Университет 2035 как раз работает в этом направлении", – отметил Владимир Богатырев.
На площадке II ежегодного форума "Кадры для БАС-2025" работала выставка "От идеи до полета: инновационные разработки для беспилотия". Самарский университет им. Королёва продемонстрировал здесь свои разработки: беспилотник с увеличенным сроком автономной работы, а также учебно-тренировочный комплекс для подготовки пилотов и техников беспилотных летательных аппаратов.
Малые инновационные компании, созданные при поддержке Самарского университета им. Королёва, представили также опытный образец малоразмерного газотурбинного двигателя МГТД-22 "Колибри" массой 2,1 кг, а также полноразмерный макетный образец одноцилиндрового поршневого двигателя мощностью 5 л. с.