федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

Свежие новости

События

Инженеры для отрасли, которая изменит Россию

Инженеры для отрасли, которая изменит Россию

Самарский университет

Самарский университет им. Королёва поделился лучшими образовательными практиками на II ежегодном форуме "Кадры для БАС"

Богатырев Владимир Козаренко Юрий БПЛА разработки
09.06.2025 1970-01-01

6 июня завершился II ежегодный форум "Кадры для БАС-2025", организаторами которого выступили АНО "Университет 2035", Правительство Самарской области и деловое издание "Ведомости". На площадке технопарка высоких технологий "Жигулевская долина" в Тольятти Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королёва представил свои конструкторские разработки в сфере беспилотных систем и лучшие образовательные практики.

В каком направлении пойдет развитие беспилотных систем? Что должны знать и уметь специалисты беспилотной авиации? Как выстроить образовательный процесс, чтобы он был максимально эффективным? Как поможет развитию кадрового потенциала цифровой реестр кадров для БАС? Эти вопросы были в центре внимания представителей органов власти и университетов, а также заказчиков, разработчиков и производителей беспилотных авиационных систем.

Темами для панельных дискуссий стали внедрение беспилотников в сельском хозяйстве, создание и развитие региональных центров подготовки кадров для отрасли беспилотия, развитие НПЦ БАС как новой модели карьеры, образовательные траектории работы со школьниками в направлении беспилотных технологий, а также подготовка технологических предпринимателей для отрасли на базе создаваемых в регионе студенческих кампусов.

Открыла форум пленарная сессия, в которой приняли участие замминистра промышленности и торговли РФ Василий Шпак, замминистра науки и высшего образования РФ Дмитрий Афанасьев, вице-губернатор Самарской области Антон Емельяненко, ректор Московского авиационного института, академик РАН Михаил Погосян, ректор АНО "Университет 2035" Дмитрий Кайсин и гендиректор компании "Транспорт будущего" Юрий Козаренко.

Дмитрий Афанасьев сделал акцент на выстраивании сквозной системы подготовки кадров и отметил, что кадровая составляющая заложена не только в федеральном проекте "Кадры для БАС", но и в проекте "Перспективные технологии для БАС".

"Чтобы создавать технологии, должны быть люди, способные это делать. От первичной профориентации и формирования первичных навыков сборки и управления беспилотными аппаратами – к кадрам, которые способны создавать уже комплексные многосредовые системы использования и применения беспилотных средств. Это очень сложная комплексная задача, поэтому мы идем всеми фронтами: система раннего вовлечения, система профориентации, система среднего профессионального образования, система высшего образования", – подчеркнул замминистра науки и высшего образования России.

Обозначая основные тренды развития сферы беспилотных систем, Василий Шпак подчеркнул, что беспилотные технологии должны изменить нашу страну, и ключевую роль в этом сыграют кадры. Он спрогнозировал скорое появление новой модели производства, где центральное место займут гибкие производственные системы, где все придет к тому, что роботы будут делать роботов.

"Важно подчеркнуть, что помимо традиционных профессий, связанных с эксплуатацией БАС, отрасль формирует принципиально новые специальности: инженеров-разработчиков, программистов и техников по обслуживанию сложных технических комплексов. Эти компетенции будут востребованы и в смежных секторах экономики, включая робототехнику", – отметил Василий Шпак.

Вице-губернатор Самарской области Антон Емельяненко от имени главы региона поблагодарил Минобрнауки и Минпромторг России, а также АНО "Университет 2035" и деловое издание "Ведомости" за то, что в этом году кадровый форум по беспилотным системам проходит именно в Самарской области.

"В нашем регионе успешно развиваются базовые отрасли. Вместе с тем ключевым вектором роста промышленности на ближайшие годы мы определили беспилотные авиационные системы как двигатель развития многих смежных отраслей. И уже начали корректировать инвестиционную политику: ведем переговоры с компаниями, "заточенными" под отрасль БАС. Это новые материалы, химия, микроэлектроника, проекты в сфере искусственного интеллекта", – отметил Антон Емельяненко.

Владимир Богатырев, ректор Самарского национального исследовательского университета им. академика С.П. Королёва, выступил в панельной дискуссии "Кадры для БАС: лучшие практики". Он поделился новым взглядом на подготовку разработчиков и эксплуатантов беспилотных систем.

"Помимо традиционных образовательных программ по авиастроению, двигателестроению, радиоэлектронике и информатике, для отрасли БАС сегодня необходимы специализированные мультидисциплинарные программы высшего образования по беспилотным системам. Только так можно сформировать инженера, способного грамотно увязать все вопросы, касающиеся разработки БПЛА. В прошлом году мы в Самарском университете им. Королёва такую программу запустили", – сообщил Владимир Богатырев.

Ректор отметил, что отрасли нужны не только разработчики, производственники и эксплуатанты беспилотной техники, но и специалисты в различных прикладных отраслях – в сельском и лесном хозяйстве, землеустройстве, строительстве, непосредственно применяющие дроны. Они ценны, прежде всего, профессиональными компетенциями в своих специфических областях, а в части беспилотных систем им нужна только дополнительная подготовка. На эту многочисленную категорию специалистов рассчитаны программы дополнительного профессионального образования (ДПО), которые запущены в Самарском университете им. Королёва.

"Эти программы реализуются в рамках федерального проекта "Кадры для БАС", и у университета есть успешный опыт обучения специалистов по ним", – отметил Владимир Богатырев.

Ректор Самарского университета им. Королёва принял участие в совещании на площадке компании "Транспорт будущего", по окончании которого был подписан меморандум о создании Ассоциации производителей и разработчиков беспилотных авиационных систем. По мнению Владимира Богатырева, в нее следует также привлечь профильные высшие учебные заведения.

"Мне кажется, что в эту ассоциацию стоит включить и университеты с их компетенциями для того, чтобы более эффективно реализовывать краткосрочные программы ДПО, причем обучение по ним нужно выстраивать в сетевой форме. Мы видим, что сейчас Университет 2035 как раз работает в этом направлении", – отметил Владимир Богатырев.

На площадке II ежегодного форума "Кадры для БАС-2025" работала выставка "От идеи до полета: инновационные разработки для беспилотия". Самарский университет им. Королёва продемонстрировал здесь свои разработки: беспилотник с увеличенным сроком автономной работы, а также учебно-тренировочный комплекс для подготовки пилотов и техников беспилотных летательных аппаратов.

Малые инновационные компании, созданные при поддержке Самарского университета им. Королёва, представили также опытный образец малоразмерного газотурбинного двигателя МГТД-22 "Колибри" массой 2,1 кг, а также полноразмерный макетный образец одноцилиндрового поршневого двигателя мощностью 5 л. с.