федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
В осеннем семестре 2023 года факультету экономики и управления Самарского университета им. Королёва исполняется 30 лет. Идея создания экономического подразделения на базе технического вуза три десятилетия назад была абсолютно новаторской. О том, как всё начиналось, нам рассказала Галина Свиридова – старший преподаватель, доцент кафедры менеджмента, старший преподаватель кафедры менеджмента и организации производства. Галина Борисовна была свидетелем основания факультета, который сейчас вырос до института.
90-е годы: космос и экономика, первые зарубежные интеграции
– Галина Борисовна, на ваших глазах творилась история, и я знаю, что вы стали свидетелем самой идеи создания факультета экономики и управления в Самарском аэрокосмическом университете. Расскажите, пожалуйста, как всё начиналось.
– Все мы помним события, происходившие в стране в 1991 году, и переход от плановой экономики к рыночной, после которого появилась острая необходимость в специалистах экономических специальностей нового формата. Самарский аэрокосмический университет одним из первых откликнулся на потребности времени, и в структуре университета появился колледж экономики и управления. У студентов этого колледжа и их родителей возник вопрос: возможно ли после обучения в колледже получить диплом о высшем образовании? Со временем все разобрались в терминологии и в особенностях новой многоступенчатой системы образования, и в 1995 году колледж был переименован в факультет экономики и управления.

Перед нами, преподавателями нового факультета, была поставлена серьёзная задача – адаптировать экономические дисциплины под аэрокосмический профиль вуза. Мирный космос набирал силу, совместно с зарубежными странами запускались программы по освоению космического пространства, проводились международные авиационно-космические салоны, шоу и выставки, появился интерес к космическому туризму, и потребность в менеджерах аэрокосмического профиля активно росла.
Первый дипломный проект по космическому туризму был выполнен на факультете уже в 2002 году под моим руководством. Студенты Алексей Гоношилин и Руслан Алкеев на примере компании "Атлас аэроспейс" изучали космический туризм как объект организационной структуры. Этот дипломный проект участвовал в конкурсе в Санкт-Петербурге.
– Наступило время, когда появилась возможность показывать свои достижения в ранее закрытых темах.
– Надо сказать, когда я писала диссертацию на базе предприятия аэрокосмического профиля, то оформляла специальный допуск к материалам. Не всё ещё было открыто, нельзя было пересылать за рубеж учебники, раскрывать показатели социально-экономического профиля, но уже появились существенные послабления и открылась возможность и для нашего университета выезжать в зарубежные вузы.
Так, в мае 1994 года Всероссийским аэрокосмическим сообществом была организована ознакомительная поездка студентов и выпускников СГАУ в космический центр в Майами. В составе группы были Л. Белоусов, А. Курбатов, Д. Подрез, А. Федоров, А. Чегодаев, а также студенты ФЭиУ М. Кутикова, И. Лукачёва, Е. Молотова.
Обмен опытом был важен не только в аэрокосмической отрасли, но и в системе образования. Ведь многоступенчатая система была новинкой, и возникла необходимость собственными глазами посмотреть, как она работает. Так появилась программа образовательного обмена: преподаватели и студенты СГАУ выезжали в Университет Брэдли США, а преподаватели и студенты из Университета Брэдли приезжали в СГАУ.
Газета "Полёт" достаточно ярко освещала это событие: мы, а я более сорока лет сотрудничаю с газетой, встречались с преподавателями и студентами Университета Брэдли, писали очерки, интервью. Наши преподаватели и студенты по обмену в это время посетили сам Университет Брэдли.
Почему Брэдли? Во время деловой поездки в США ректор СГАУ профессор Виктор Александрович Сойфер провёл переговоры о возможности обмена студентами и преподавателями с целью повышения уровня профессионализма и расширения сфер деятельности, в том числе с PhD-доктором, металлургом Алексеем Свердлиным.
Первые студенты по программе обмена приехали в СГАУ на факультет обработки металлов давлением. Далее совместно с профессором Фёдором Васильевичем Гречниковым, на тот период проректором СГАУ, обсудили возможность создания в аэрокосмическом университете колледжа экономики и управления.
Как создавался факультет
– Галина Борисовна, а можете ли вы назвать имена тех, кто непосредственно участвовал в создании сначала колледжа, а затем факультета экономики и управления?
– Первым деканом колледжа экономики и управления (1993–1995) стал д.э.н. Евгений Николаевич Петров. Человек с твёрдым характером, отзывчивый, приветливый, умеющий работать с людьми. Будучи выпускником КуАИ, он имел свои научные наработки как учёный, а движение по карьерной лестнице расширило круг его знаний и прибавило опыта в области экономики. Открывать новые специальности в активно меняющихся современных условиях было очень непростой задачей, требовались надёжные люди, способные быстро перенимать и адаптировать зарубежный опыт перехода к рынку, сохраняя наш российский менталитет. Поэтому первые преподаватели колледжа были в основном из аэрокосмического университета, их техническое образование способствовало выполнению задачи – приблизить экономические дисциплины к аэрокосмическому профилю. Впоследствии они совершенствовали свои знания, получали дополнительное образование и учёные степени.
Скрупулёзное оформление документов для создания колледжа, их согласование в различных инстанциях, а также утверждение учебных программ в Министерстве образования требовали большого терпения и коммуникативных способностей, в этой работе Е.Н. Петрову помогал его заместитель к.т.н., доцент кафедры экономики Николай Васильевич Германов, также выпускник КуАИ.
Первый учебный год в колледже должен был начаться уже в 1992 году, но так вышло, что базовые дисциплины 1 курса – математику, физику, историю и т. д. – первокурсники изучали на других факультетах. А в 1993 году было принято сразу 180 человек: 88 студентов на первый курс и 92 – на второй.
Для работы по формированию личных дел студентов, оформлению студенческих билетов и прочей документации из ИВЦ СГАУ в деканат колледжа была приглашена Валентина Григорьевна Савина. Студенты любили её, уважали и часто называли "второй мамой".
В 1998 году состоялся выпуск первых 89 студентов уже седьмого факультета, обучение длилось, как и на инженерных факультетах СГАУ, пять с половиной лет. Большинству выпускников вручили красные дипломы.
Факультет развивался, менялась организационная структура. Обновлялся состав работников уже не деканата, а института экономики и управления. Появились ответственные по социальным, культурно-массовым, информационным вопросам, департамент образовательных программ и управления учебным процессом, очно-заочное отделение. Соответственно это Елена Павловна Ростова, Марина Валерьевна Скиба, Александра Николаевна Мамницкая, Нина Николаевна Вахтерова. На факультете начинала свою педагогическую деятельность и Мария Геннадьевна Резниченко.
Первоначально вся учебная нагрузка и предметы факультета были сконцентрированы на кафедре организации производства.
Но факультет развивался, создавались новые кафедры, и в 1996 году была образована кафедра менеджмента, заведовать которой пригласили д.э.н., профессора Самарского экономического университета Николая Николаевича Османкина. Благодаря его публикационной активности и опыту договорных работ на предприятиях аэрокосмического профиля Николая Николаевича знали не только в нашей стране, но и за рубежом.
В 2000 году была создана кафедра социальных систем и права, которую возглавил д.соц.н., профессор Вадим Геннадьевич Чумак, директор Международного института рынка (МИР).
Создание факультета экономики и управления, одного из первых в стране, способствовало зарождению научных школ в области экономики и управления, ориентированных на
 аэрокосмическую отрасль. Например, управленческая школа, в рамках которой сформировалось направление "Методология организации и управления развитием экономики высокотехнологичного производства" во главе с профессором Н. Н. Османкиным и направление "Математические инструментальные методы в экономике" во главе с профессором Г.М. Гришановым и профессором В.Г. Заскановым. Выпускники нашего факультета стали востребованными на предприятиях абсолютно любых форм.
В 1995 году первого декана Е.Н. Петрова в связи с его переходом на одну из руководящих должностей АвтоВАЗа сменил Виктор Гаврилович Засканов.
Профессор, д.э.н., зав. кафедрой организации производства В.Г. Засканов окончил факультет вычислительной техники и управления Московского инженерно-физического института (МИФИ). Имея опыт работы в вузе и в бизнес-центре, он понимал и отношения в бизнесе, и студентов (многих из них знал по имени и прислушивался к их идеям и предложениям), обладал качествами прекрасного организатора и психолога.
С течением времени программы и ряд дисциплин менялись, а какие-то из методик, которым обучались студенты, внедрялись на предприятиях города. Наши выпускники стали востребованными в разных сферах управления, поэтому было принято решение выпускать специалистов – менеджеров широкого профиля, чтобы у них появилась возможность трудоустраиваться как в финансовых структурах и на промышленных предприятиях, так и в малом бизнесе, создавая своё дело.
Прообраз стартапов
– Насколько я помню, во время учёбы, помимо базы теоретических знаний, нам давали много возможностей для развития практических навыков управления.
– Безусловно. В 1994 году я разработала деловую игру "Путь к успеху". В 1998 году представила её на Международной конференции ISAGA-98 (ISAGA – деловые игры в менеджменте. Конгресс проходит ежегодно в разных странах). Участниками были представители Японии, Австралии, Чехии, Германии и т. д. Деловая игра была опубликована в сборнике этого конгресса. Разработка вызвала большой интерес, и мне пришло приглашение принять участие в ISAGA-99 в Австралии.
"Путь к успеху" – мозговой штурм по разработке идеи и созданию нового продукта, услуги или усовершенствованию уже существующего, а также проработка методики отбора персонала для конкретной организации. Выполнение практического задания часто перерастало в сквозное дипломное проектирование. Более того, был активный период, когда выпускники на базе своей работы очень часто открывали собственное дело. Так появилась "Охранная служба СГАУ", была предложена идея аппарата для чистки грязной обуви при входе в здание – "Чистюлька", посуда с различными функциями: подогрева, охлаждения, особой утилизации, система быстрого питания "Возьми с собой".
Среди интересных и необычных идей были обои и краска для стен, реагирующие на настроение присутствующих и сглаживающие конфликтные ситуации. Тогда, в конце 90-х, создание ткани-невидимки, таблеток от онкозаболеваний, протезирование конечностей с функциями здоровых, обувь с подсветкой и кроссовки на колёсиках казались абсолютно фантастическими, а теперь они воплощены в жизнь и стали нашей реальностью.
Эта деловая игра пользовалась популярностью и у студентов второго высшего образования, особенно у выпускников наших инженерных факультетов. Студенты факультета ФЭУ и инженерных факультетов пытались даже объединить свои знания и усилия, чтобы совместно создать тестовые образцы заявленных идей.
Несмотря на то что были периоды как повышенного интереса, так и спада заинтересованности в подобной практической работе, игра "Путь к успеху" входила в индивидуальную программу по дисциплинам "Менеджмент", "Экономика и социология труда", "Управление персоналом", а также вошла в электронный ресурс. Периодически выпускались методические указания к деловой игре с корректировкой под настоящую действительность, требования времени. Практическая работа проводилась на занятиях в группах вплоть до завершения объединения вузов.
Олимпиадное движение
Со временем наступил момент, когда в целом по стране отношение к малому бизнесу стало спокойнее. Интерес студентов к проектам несколько угас, но их творческая активность проявилась в олимпиадном движении. На факультете стали проводиться олимпиады по дисциплине "Менеджмент" и межрегиональная студенческая олимпиада "Управление изменениями и организационное поведение в бизнесе". Участниками были студенты вузов Самары, а также Москвы, Астрахани, Йошкар-Олы и других городов.
Наших студентов также активно приглашали на олимпиады по дисциплине "Управление персоналом", ежегодно проходившие на экономическом факультете Самарского государственного университета.
Ярким периодом в жизни факультета было участие студентов в Международном кадровом форуме им. А.Я. Кибанова "Инновационное управление персоналом". Его проводили Государственный университет управления Москвы и Сибирский институт управления – филиал РАНХиГС в Новосибирске  совместно с Национальным союзом организаций по подготовке кадров в области управления персоналом.
В рамках форума проводился конкурс научных проектов и студенческая олимпиада. По результатам выступления научная работа студентов публиковалась в сборнике форума. Так, работа "Проведение анализа готовности программы "Доступная среда" к ЧМ-2018", выполненная В.М. Вершининым, Р.С. Анисимовым, А.В. Кулик под руководством А.В. Кириллова, доцента кафедры менеджмента ИЭиУ, вызвала особенный интерес. Владислава Вершинина пригласили на стажировку в фирму ANCOR.
Участниками одной из команд СГАУ кадрового форума была создана и опубликована деловая игра "Сказка сладка, да в ней намёк…". Наших студентов ждали, узнавали и по научным работам, и по дресс-коду.
Надо сказать, что участие в подобных мероприятиях полезно не только студентам, но и научным руководителям команд, преподавателям. Во-первых, у тех из них, кто входит в состав жюри, есть возможность ознакомиться с работами студентов других вузов. Возможность участвовать и опубликовать свою работу в сборнике. Кроме того, преподаватели тоже обменивались опытом и вырабатывали концепции в области образования на своих параллельно проводимых методических, практических секциях, круглых столах.
На факультете велась подготовка школьников по программам "Взлёт", "Азбука науки". Студенты участвовали в международной "Звёздной эстафете", программе "Марс", проходившей в Крыму, во Всероссийском конкурсе научно-популярных работ "IT-будущее".
Если не все, то многие наши преподаватели брали на себя научное руководство студенческими работами. Могу рассказать, какие темы выбирали мои студенты. Так, выступление О. Янюкиной с докладом "Проблема привлечения и удержания поколения беби-бумеров, X, Y, Z: как их привлекать, мотивировать, удерживать, обучать, управлять" на областной студенческой конференции в 2010 году вызвало волну вопросов со стороны экспертов. Восторженно встретили выступление команды ФЭУ СГАУ на одной из международных конференций, на которой были и представители Кубы, Польши.
Не только учёба
– Помню, во времена нашего студенчества действовал ещё и дискуссионный клуб
 "Актуальный разговор".
– Создавая этот клуб, я преследовала две цели: во-первых, как начальнику курса мне хотелось дать возможность студентам найти некоторые ответы на волнующие вопросы. Кроме того, дискуссионный метод – это важный, необходимый и широко применяемый инструмент менеджмента. Ведущим был студент Роман Мирошин. Его задачей было заинтересовать аудиторию. И студенты учились выступать, вести дискуссию, находить аргументы. Моя миссия как руководителя – держать выступления в определённом русле, заявленной теме, соблюдать этику общения, не дать появиться конфликтной ситуации. Дискуссионный клуб просуществовал пять лет: с 1999 по 2004 год, до выпуска студентов – активистов клуба. Мы все были благодарны декану, Виктору Гавриловичу Засканову, который давал возможность организовать много разнообразных вариантов активного участия в жизни факультета для студентов.
– Помимо учёбы и правда было много интересного. У нас даже была своя факультетская газета.
– Да, своя газета была одним из достижений, гордостью факультета ФЭУ, далее ИЭиУ.
На инженерных факультетах СГАУ на регулярной основе выходили серьёзные стенгазеты "Самолёт" и "Мотор" и пользовались большим спросом. Издавалась общая газета университета "Полёт". Возникла идея сделать что-то своё, и эту идею с радостью поддержали студенты и декан В.Г. Засканов. Так появилась стенгазета "Менеджер", в которой за тексты и фотографии отвечала Василиса Миловидова, а художественным оформлением занимались Екатерина Ширкунова и Ирина Трухова.
Но мне как начальнику такого активного курса с большим творческим потенциалом показалось, что мы способны на большее, чем стенгазета. Захотелось создать настоящую, пусть и малотиражную, газету. Оказалось, что на факультете для этого есть и оборудование, и технические специалисты, и программные возможности. На заседании студсовета факультета в декабре 2001 года было предложено и одобрено студентами и деканом решение выпускать печатную газету "Менеджер". Её первым редактором единогласно выбрали Василису Миловидову, а пилотный номер вышел в сентябре 2002 года. Некоторое время спустя газета была переименована в "7 Times".
– Галина Борисовна, мы запомнили вас как очень доброго и отзывчивого начальника курса. Вы выступали в этой роли не один раз. И что вам особенно запомнилось как куратору?
– Начальником курса я была трижды: в 1999, 2000 годах – специалитет и в 2014 году – бакалавриат, на весь период обучения.
В первую очередь, конечно, запомнились яркие, талантливые студенты. А ещё это характеры, такие разные, порой непредсказуемые, способные открыться для творчества в разных сферах. Говорят, экономисты не умеют шутить, а если и шутят, то от их "шуток" становится грустно. Но благодаря нашим будущим экономистам и менеджерам СТЭМ факультета "Бар`Duck им. Сергея Никитина" достиг серьёзных высот и получил признание. Студенческие активисты организовали незабываемое музыкально-танцевальное мероприятие "Две звезды", в котором в паре со студентами участвовали преподаватели.
С приходом на факультет Марии Геннадьевны Резниченко, педагога, психолога, д.психол.н., для студентов первого курса был организован адаптационный семинар в спортивном лагере "Полёт", во время которого наши первокурсники совместно с первокурсниками факультета эксплуатации авиационной техники одни из первых в университете выезжали на адаптационные семинары на три недели.
– С 2016 года происходило объединение СГАУ и СамГУ. Как это событие повлияло на жизнь факультета?
– Во время слияния вузов и объединения факультетов факультет экономики и управления был преобразован в институт экономики и управления, его директором стал выпускник СГАУ с большим потенциалом руководителя, д.э.н., профессор Дмитрий Юрьевич Иванов. Сменился состав и название деканата, теперь это – дирекция института. В институте работает много выпускников факультета и университета в целом.
30 лет с момента создания для факультета, а теперь института – очень солидная цифра. История! Её продолжение – в новых страницах достижений и успехов, которых хочется пожелать как студентам и преподавателям, так и институту в целом!  
Василиса Миловидова, выпускница факультета экономики и управления 2004 года и первый редактор газеты "Менеджер" ФЭУ СГАУ
Фото из архивов Галины Свиридовой