федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
Творчество – основной фактор консолидации современной молодежи

Творчество – основной фактор консолидации современной молодежи

Самарский университет

На социологическом факультете прошла презентация предварительных результатов в рамках Губернского грантового проекта

сотруднику студенту бортжурнал социально-гуманитарный институт Социологический факультет кафедра социологии и культурологии кафедра теории и технологии социальной работы Малаканова Ольга Васькина Юлия Пустарнакова Анна
20.11.2023 2023-11-20

14 ноября 2023 в День социолога года преподавателями социологического факультета был проведен третий рабочий семинар по на тему «Полевая кухня: результаты, вопросы, проблемы, пути решения» по проекту «Идентичности и практики консолидации молодежи: региональный аспект» (реализуется при финансовой поддержке Губернского гранта в области науки и техники (Самарская область, 2023 г.), на котором были представлены предварительные результаты по результатам проведенного социологического исследования. 

Анализ анкетного опроса представили доцент Васькина Юлия Владимировна (заведующая кафедрой социологии и культурологии, к.с.н.) и доцент Митрофанова С.Ю. (доцент кафедры социологии и культурологии, к.с.н.) Самыми востребованными университетскими объединениями среди студентов являются творческие объединения и студенческий профсоюз. Половина опрошенных студентов не участвует в деятельности никаких объединений. Наиболее сильными критериями для «Я-идентификации» являются родственные связи (членство в семье оценено на 4,44 балла), род занятий (статус студента 4,11 балла) и гражданство (4,06 балла). Наименее выраженным качеством опрошенных студентов, по их же оценкам, является религиозность (2,6 балла). Наибольшую социальную близость студенты ощущают по отношению к семье, близким родственникам и друзьям, а стараются дистанцироваться от тех, кто не преуспел в жизни и ничем не выделятся среди других людей. 

Доклад по результатам качественного этапа исследования сделали Вандышева Людмила Владимировна (доцент кафедры теории и технологии социальной работы, к.пед.н.) и Пустарнакова Анна Александровна (доцент кафедры социологии и культурологии, к.с.н.) – результаты интервью с членами молодежных общественных организаций и объединений: «новичками» (стаж пребывания в организации до 1,5 лет) и «опытными» членами организаций («Инклюзивный ресурсный центр», «Волонтеры Победы», «Российские стройотряды», Самарский союз молодежи и др.). Формирование жизненных принципов информантов происходит прежде всего под влиянием семейного воспитания, обучения в вузе, участия в волонтерской деятельности, приобретаемого жизненного опыта. На приверженность принципам влияют значимые взрослые: родители, лидеры молодежных организаций и объединений. Однако эти принципы окончательно еще не сформировались. Результаты соблюдения принципов приводят к тому, что работа доводится до конца, сохраняются гармоничные межличностные отношения, выстраиваются новые взаимоотношения с другими людьми, информанты получают внутреннее удовлетворение.

О Конкурсе рецензий на художественные произведения рассказала Малаканова Ольга Александровна (доцент кафедры социологии и культурологии, к.с.н.). В нем приняло участие 40 молодых людей из 4 вузов: Самарского университета, Самарского юридического института ФСИН России, Самарского института культуры и Самарского медицинского университета. На основе облака слов и семантического анализа рецензий сформулирована следующая текстовая формула: «Социальные проблемы жизни людей в современном мире». Главными действующими лицами в повествованиях были подростки и молодежь со сложностями взросления и межличностных отношении, а также осознание участниками личных жизненных принципов: гибкость в оценке современных событий и людей («всегда нужно быть гибким, готовым к несправедливой игре жизни без правил и логики…») и ценность каждого Человека, принятие человеческих ценностей («ценить чистоту души и доброту, а не внешность, и тогда, по его мнению, свершится настоящее чудо»). 

Заключительный семинар запланирован на 6 декабря на 11.30 в Л-7. Ждем всех, кто хочет узнать об идентичности и практиках консолидации современной молодежи и познакомиться с результатами проекта. 

Малаканова О.А. – доцент кафедры социологии и культурологии, к.с.н., доцент