федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
Январские праздники – в Пропащей Яме

Январские праздники – в Пропащей Яме

Самарский университет

Первый поход года у спелеологов

студенту бортжурнал Полет (газета) Горизонт (спортивно-туристское объединение) УВР
26.01.2023 1970-01-01
Команда спелеологов университета по традиции не теряет время длинных зимних каникул даром, а изучает пещеры. В этот раз отправились в Башкирию. И в давно знакомой пещере нашли новый ход. Вот что значит продуктивные праздники.
0. ЛОКАЦИЯ
Пещера Пропащая Яма весьма труднодоступна, особенно зимой, и попасть туда непросто. Деревня, откуда начинается заброска, затеряна в горах Башкирии. До деревни ведут две дороги. Обе – через горы с большими сложными (зимой) подъёмами. Одна короткая, но малопопулярная, и её редко чистят. Вторая длинная, её чистят чаще. Но тоже весьма непростая. По короткой – 640, по длинной – 810 км.
1. ДОРОГА
Мы выехали 2 января и первую ночь провели на полпути в городе Салавате в гостях у наших друзей-спелеологов: Дамира и Жанны.
День 3 января был самым тяжёлым и загруженным. На первом этапе нам предстояло проехать 460 км. Вчерашний снег на дороге снижал скорость. Но вскоре погода подкинула новый сюрприз в виде обильного мокрого снегопада с плохой видимостью и плохим трением колёс в условиях горного серпантина. Два раза мы «съезжали в сугроб», к счастью, без серьёзных последствий.
2. ТРАКТОР
К месту встречи с трактористом и коллегами из Магнитогорска мы опоздали на час. Но нас дождались.
Огромные сани из брёвен цепляются за трактор и буквально плывут по сугробам среди ёлок. Движение очень приятное и плавное. Только медленно и холодно. Уже в темноте мы подъехали к избе, где горела печка и было тепло. Очень хотелось там остаться, но мы двинули дальше на край поля. Мы остались в снежном море, в ночном лесу. Расчистили место для костра и стали готовиться к спуску. Нас 8 человек. Спуск весьма долгий. На каждого по два мешка с подземными вещами и пара трансов с куртками и поверхностной одеждой. Рюкзаки мы вообще не брали.
В колодец глубиной 70 м спустились резво. Ещё узость, затем уступ вверх, ход и перила. Здесь место для лагеря. В пещере приятно. Но усталость. Ставим палатку. Спать легли во втором часу (а встали в тот день в 6 утра: то есть 20 часов бодрствования).
3. ПЕРВЫЙ ПОДЗЕМНЫЙ ДЕНЬ
Я чувствовал себя не очень и устроил себе днёвку. Лежал в палатке и давал ребятам задания – какой зал найти. А они ориентировались по карте. Лёша сказал, что это напоминает компьютерный квест, где в хижине старца получаешь задания (старец в хижине – это я в палатке).
4. НОВЫЙ ХОД 
Второй подземный день – мы пошли гулять чуть подальше. Диман делал учебную навеску в слепой колодец Чёрная Дыра, куда никто обычно не ходит. Я нашёл на дальней стене колодца ход. Со второй попытки закачнулся туда. Диман забил для этого спит (первый в своей практике). И вот у нас первопроход для тощих и смелых. Узкий меандр, следы водотока, какие-то кости на полу. Зальчик, где никто не был никогда, и новая узость.
5. САМАЯ ДАЛЬНЯЯ ЧАСТЬ 
Третий день ходили за «соковыжималку». Лёха Михалкин там был последний раз в 2013 году, остальные никогда.
Сначала из дальней части популярной системы мы спустились на 50 м в «мясорубку». Куча жидкой глины на сапогах, перчатках, затем на кроле и жумаре. Потом сухая чистая часть. Два уступа вверх, какой-то завал. Большой колодец глубиной 30 м весь в натечке, навеска за сталагнаты и донная часть. Символичный водопад с чистым красивым гуром среди множества низких ползучих ходов. Обратно шли, сражаясь с глиной на самохватах, но в целом успешно сходили, прогулялись и даже, возможно, наметили перспективы дальнейших работ.
6. ВЫБРОСКА И ХОЛОД 
Встали пораньше. Собрали лагерь. Вышли из пещеры. Мороз – 20 градусов. Руки примерзают к карабинам. Спасает костёр. Трактор приехал вовремя, сани медленно плывут обратно. Из-под колёс на нас всё время летит снежная пыль. Я чуть не отморозил ногу. Пришлось снять ботинок и носки и греть стопу в шапке. Оля словила переохлаждение, долго дрожала и не могла согреться в машине. В машине за 4 дня всё замерзло: термоса, апельсины и яблоки.
7. ИРГИЗЛЫ 
Снегопада давно не было, поэтому решили ехать короткой дорогой. Заночевали в Иргизлах. Избушка оказалась свободна и заранее протоплена. Чудесная жаркая баня завершила впечатления этого холодного дня.
8. МОРОЗ 
С утра -310С. Это в деревне. Нам предстояло ехать по пустынной лесной дороге 70 км до цивилизации. Дорога с перепадами высот. Одна полоса, а по обеим сторонам огромные снежные отвалы. 
Машина идёт тяжело. На приборной панели загорелась «пила» – сигнальная лампа о том, что что-то не так и машине нужно в сервис. Диман предложил заглушить двигатель и снова завести, но на фиг надо. Если не заведётся – можно реально замёрзнуть. Страшно немного. Доехали до Мраково (цивилизация). Проверили все жидкости, замотали решётку полотенцем, чтобы двигатель не мёрз. И двинули в Самару.     
Валентин Потапов, фото автора и Алексея Михалкина