федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
Как создавался музей. Этап первый: 1975-1977 г.

Как создавался музей. Этап первый: 1975-1977 г.

Самарский университет

Хроника событий от лица участника событий Михаила Бочко

студенту сотруднику история университета бортжурнал Полет (газета) Музей авиации и космонавтики им. С.П. Королёва авиамодельное СКБ Лукачёв Виктор
11.11.2020 1970-01-01
Идея создания музея авиации и космонавтики в Куйбышевском авиационном институте вызревала долго. Музеи создавались на крупных предприятиях, в вузах, на заводах. Тема авиации и космонавтики, особенно после замечательных успехов советской космической отрасли, первого полёта человека в космос была особенно популярна. Тем более эта тема была близка технической интеллигенции, непосредственно связанной с авиацией и космонавтикой.

Реальные очертания музей начал приобретать в 1966 году после ввода в строй корпуса №3 института. Корпус, выполненный по современным на тот момент стандартам, имел просторные лекционные и учебные аудитории, актовый зал, библиотеку, широкий вестибюль. В 1967 году начальник студенческого конструкторского бюро первого факультета Константин Цедрик и заведующий НИГ "Физика" Пётр Молотов соорудили пристрой к зданию, возвели коробку на уровне 1 и 2 этажей корпуса. Это помещение было передано будущему музею.

4 февраля 1975 года ректор КуАИ Виктор Лукачёв подписал приказ об основании музея. Была сформирована комиссия: председатель комиссии Александр Фёдорович Бочкарёв, члены комиссии: Юрий Леонидович Тарасов, В.Т. Шестаков, Виталий Михайлович Белоконов, Д.Ф. Пичугин, Фёдор Иванович Китаев, В.Р. Григорьев, Сергей Дмитриевич Семченко, Николай Андреевич Петухов, Евгений Иванович Шпади.

Руководил работами по созданию музея энтузиаст, декан 1-го факультета Юрий Тарасов. Первым делом были завершены общестроительные работы, проведены отопление и электроснабжение. Для создания архитектурно-художественного проекта музея Тарасов пригласил выпускника факультета 1974 года Михаила Васильевича Бочко, зарекомендовавшего себя в период учебы на факультетских проектах в области технической эстетики и промышленной графики. Первым сотрудником музея стал Виктор Николаевич Субботин.

В январе 1975 года определились с задачами:
  • подготовка фото- и текстовых материалов;
  • разработка общей концепции;
  • подготовка предложений по архитектурно-монументальному решению музея;
  • создание экспозиции музея; 
  • создание декоративно-монументальных элементов музея.
Музей должен был открыться 12 января 1977 года, то есть к 70-летию со дня рождения С.П. Королёва.

Чтобы обеспечить высокий художественно-эстетический уровень музея руководство института пошло на значительные по тем временам затраты. За разработку и исполнение монументально-художественной части музея отвечали мастерские художественного фонда Куйбышевского отделения Союза художников РСФСР.

В процессе обсуждения объёма предстоящих работ были определены основные черты проектной концепции музея: элементы музея, зал и выход в вестибюль должны ассоциироваться с темой космоса, космического пространства, космических объектов, содержать образ С.П. Королёва. Остановились на разработке для музейной зоны двух монументальных доминант: витража и стелы с барельефом С.П. Королёва.

С этого момента детальная разработка проекта велась творческой группой, в которую вошли: от КуАИ - Михаил Бочко, от мастерских художественного фонда – художники Владимир и Алексей Лемешевы, скульптор Анатолий Головнин, художник-монументалист Виталий Петров.

Концепция музея предполагала, что в условиях ограниченного пространства необходимо создать симбиоз монументально-художественных (стела и витраж), информационно-познавательных (тематические плакаты) и декоративно-художественных (декоративные тематические плакаты) средств. Развитие объёмной структуры музея было предложено за счёт стендов-отсечек, позволяющих увеличить объём информации. Основные темы экспозиции были размещены следующим образом: левая от входа стена - для плакатов и экспонатов по истории авиации, правая - для истории развития космонавтики. Кроме того, часть экспозиции была посвящена истории КуАИ.

Центром притяжения стала композиция, включающая макет ракеты-носителя "Восток", первого искусственного спутника Земли и зеркальное основание-галактику. Эта композиция символизировала путь, пройденный отечественной космонавтикой от первого спутника Земли до полёта человека в космос. Первыми экспонатами музея также должны были стать модели самолётов, которые изготовили студенты университета.

Труднее всего был поиск фото- и текстовых материалов по космической тематике. Практически всё засекречено. Сложно было получить качественные фотографии для информационно-тематических плакатов: попробуй увеличить на плакат небольшую репродукцию из книг и журналов!

На стенах разместили чеканные эмблемы с надписями-эпиграфами. Одна - цитата гения российской теоретической авиационной науки Николая Егоровича Жуковского - "Человек полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума". Вторая - родоначальника российской теоретической космонавтики Константина Эдуардовича Циолковского - "Всегда вперед, не останавливаясь вперед. Вселенная принадлежит человеку". Эти цитаты предложили доцент кафедры "Аэродинамика" Валентин Гаврилович Шахов.

Чеканные эмблемы были разработаны и исполнены Лемешевыми. А надписи выполнены из металла сквозной фрезеровкой с последующим хромированием на одном из заводов под контролем учебно-экспериментального завода института. Тип шрифта и размеры букв были разработаны руководителем творческой группы.

Следует заметить, что создание комплексной музейной экспозиции и сегодня, в XXI веке, достаточно сложная задача. В условиях государственно-бюрократического социализма 70-х годов прошлого века эта задача была значительно сложнее. Создание концепции музея института и ее реализация велись исходя из эстетических, технических и дизайнерских взглядов создателей музея. Задача усложнялась крайне сжатыми сроками и существовавшим тогда глобальным дефицитом.

Сегодня, когда ручная творческая работа понемногу уходит в прошлое, уступая IT, полезно рассказать, как велась работа над монументальными составляющими музея.

Автором стелы и барельефа "Космос и Королёв" был скульптор, член Куйбышевского отделения СХ РСФСР Анатолий Головнин. Он выполнил эскиз и рабочие модели, контролировал формовку, отливку барельефа и проработку поверхности под искусственный камень. Все формовочные работы выполнял ветеран Куйбышевского художественного фонда Владимир Меньшиков. Готовые элементы стелы и барельефа были доставлены на место установки и смонтированы в декабре 1976 года. Вспоминает Михаил Бочко: "Я варил конструкции внутри головы Королёва. В сварочном шлеме туда было не забраться. Пришлось работать без шлема и без защитных стёкол. Конечно, это отразилось и на зрении. Но зато я отлично знаю, что у Королёва в голове!"

Ещё одна примета времени - дефицит. По проекту цокольную (нижнюю) часть стелы предполагалась облицевать гранитными плитами. Но ни в Куйбышеве, ни в области не нашлось гранита нужного тона и размера. В итоге силами рабочей группы были приготовлены и смонтированы тонированные гипсовые плиты, имитирующие серый гранит. Они сохранились и поныне.

Декоративно-монументальный витраж "оккупировал" окно, разделённое колоннами на три проёма. Художник-монументалист, член Тольяттинского отделения СХ РСФСР Виталий Петров создал в своём новаторском, экспрессивном стиле замечательную композицию "Путь к звездам", которая и сегодня выглядит живой и современной.

Исполнение витража в материале вела группа художников-витражистов: Николай Пашков (бригадир), Николай Тяпков, Виктор Аксенов, Н. Лисицын. Техническая помощь со стороны КуАИ заключалась в снабжении материалами и в изготовлении особых приспособлений (фильер) для вытяжки алюминиевого профиля, применявшегося как основа разделения витража на цветные фрагменты. Сложные фильеры были сконструированы руководителем рабочей группы и изготовлены на учебно-экспериментальном заводе КуАИ (директор Евгений Шпади). Исполнение витража было во всех отношениях сложной работой. Определение окончательной цветовой гаммы, деление на фрагменты, изготовление переплетов, подбор цветных фрагментов из имеющегося витражного стекла. С этой работой художники-витражисты с честью справились. Готовый витраж был смонтирован бригадой АХЧ института.

В ноябре-декабре 1976 года нарастали темпы и напряжение по всем направлениям работ музейного комплекса. Завершилась сборка стендов-отсечек, сооружение центральной установки, монтаж рельефных крыльев стелы над остеклением входа, монтировались плакаты на уже готовых стендах.

В остеклённых витринах, прилегающих к стенам, были размещены макеты самолётов, выполненных сотрудниками СКБ-1 Владимиром Щербаком, Василием Мирошником а также студентами-моделистами авиамодельной лаборатории Михаила Князева. В ходе подготовки помещения музея был выполнен значительный объём отделочных работ силами ремонтно-строительного отдела АХЧ: штукатурка стен, укладка декоративных плит пола, устройство потолка из профилированного металла.

Отметим вклад в процесс создания музея тех энтузиастов, которые участвовали в творческом и производственном процессе своим трудом и практическими советами. Это сотрудники подразделений факультета Игорь Ухлинов, Альберт Чураков, Валентин Шахов, студенты старших курсов факультета. Из студентов факультета особенно нужно отметить ударную учебную выпускную группу 1978 года (староста Вячеслав Киселёв). К руководителю рабочей группы подходили студенты и других факультетов и настаивали на своём участии в работах.

К началу января была завершена монументальная часть музея и смонтированы все экспозиционные плакаты.

6 января 1977 года, в преддверии 70-летия со дня рождения С.П. Королёва, в корпусе №3 состоялось торжественное собрание, посвящённое этой дате и открытие музея. В качестве почётных гостей присутствовали представители завода "Прогресс", ЦСКБ, Авиационного завода, других авиационных предприятий, горкома КПСС, а также лётчики-космонавты Николай Рукавишников и Валентин Лебедев.

Полностью экспозиционные плакаты были завершены и смонтированы до середины 1977 года. Завершился 1-й этап создания музея авиации и космонавтики имени С.П. Королёва.


Руководитель монументально-декоративной части проекта и экспозиции первого этапа создания музея Михаил Бочко