федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
Общественная палата Самарской области разработает законопроект по безнадзорным животным

Общественная палата Самарской области разработает законопроект по безнадзорным животным

Самарский университет

Четвероногие «беспризорники» – проблема человеческого общества

05.04.2012 1970-01-01
4 апреля состояло сь очередное заседание Общественной палаты Самарской области. На заседании члены палаты, представители органов власти, надзорных органов и общественных организаций обсудили проблемы, связанные с безнадзорными животными, и пути их решения.




Безнадзорные животные в населенных пунктах приводят к ряду серьезных последствий: экологических, медицинских и санитарно-гигиенических, финансовых и социально-психологических (в том числе проблема жестокого обращения с животными, от чего страдают и сами люди, прежде всего, дети). Между тем, в последние годы размах проблемы приобретает все более угрожающие масштабы. Так, по данным Самарского социально-экологического союза, сегодня в столице губернии только бродячих собак насчитывается от 14 до 19,5 тысяч, в Тольятти (здесь ситуация гораздо более благополучная) – от 2 до 4 тысяч, в целом по области до 30 тысяч.

Природа диктует свои законы
«Безнадзорность животных – проблема не самих животных. Это проблема в первую очередь социальная, – подчеркивает председатель комиссии Общественной палаты Самарской области по охране окружающей среды и экологической безопасности, член ОП РФ Сергей Симак. – Но нужно четко осознавать, что попытки решения этой проблемы путем физического уничтожения безнадзорных и условно-надзорных собак любым способом бесперспективны, так как уничтожить 100% собак невозможно, особенно в условиях сопротивления части населения и продолжающегося поступления животных из владельческой части субпопуляции. В соответствии с законами популяционной биологии, при снижении плотности популяции интенсифицируется размножение оставшихся, а при высоком репродуктивном потенциале собак (одна сука на улице способна дать в среднем 15-18 щенков в год) численность восстановится через короткое время, и по законам популяционной инерции может даже превысить начальную. Если мы будем пытаться и дальше принимать меры вопреки законам природы, то неизбежно проиграем».

Очевидно и то, что прямое уничтожение собак, как акт организованной и оплаченной за счет бюджета жестокости гарантированно вызывает рост сопротивления значительной части жителей, усиливает социальное недовольство, негативно влияет на имидж муниципальной власти.

Акцент на борьбу с причинами
По мнению специалистов, акцент необходимо делать не на борьбу со следствием (животными) а на борьбу с причинами: на устранение условий, приводящих к появлению безнадзорных животных. Такими условиями являются наличия экологической ниши (проще говоря, кормовой базы: доступных бытовых отходов – а значит, необходимо навести порядок в сфере обращения с ТБО – и людей, готовых подкармливать бездомных животных) и источники пополнения «армии» бродячих животных.

Основных причин появления на улице новых животных две: неурегулированность вопросов содержания домашних, а также условно-надзорных (стаи собак на автостоянках, базах, стройках, рынках и пр.) животных, которые постоянно пополняют число безнадзорных, и размножение животных непосредственно на улице.

«Для того чтобы минимизировать поступление бывших владельческих животных на улицу, необходима серьезная регламентация содержания домашних животных (регистрация, стерилизация, чипирование, ответственность), для чего потребуется соответствующая нормативно-правовая база местного, регионального и федерального уровней, реальные (!) муниципальный и общественный контроль и мониторинг, а также инфраструктура: клубы, площадки для выгула, клиники и прочее, – подчеркнул Сергей Симак. – А для того чтобы исключить размножение безнадзорных животных, необходимо обеспечить близкую к 100% стерилизацию самок. Тогда, с учетом того, что средняя продолжительность жизни собак на улице составляет 4-5 лет, уже через год-два их станет значительно меньше, а через 5-7 лет, при условии прекращения внешнего поступления, почти не останется; точнее, их численность достигнет минимального, социально приемлемого уровня.

Однако реализовать такую тотальную стерилизацию можно только при помощи тех людей, кто сейчас о них заботится, нередко оппонируя при этом власти – стихийных опекунов. Без их помощи будут, как это происходит в настоящее время, вылавливаться самые спокойные и добродушные животные, а более агрессивные и дикие, которых трудно поймать, будут продолжать давать потомство, увеличивая генетическую агрессивность всей популяции». Но очевидно, что опекуны начнут сотрудничать с ловцами только в том случае, если власти принципиально откажутся от эвтаназии животных с целью регулирования численности (разумеется, останется возможной эвтаназия по особым показаниям), а процедуры отлова, стерилизации, чипирования будут абсолютно прозрачными.

Для поиска ответственных хозяев щенкам и оказавшимся на улице породистым собакам, а также для поиска потерявшихся животных, необходимо создание и развитие сети приютов. Причем целью приютов должно стать не пожизненное содержание животных, а максимально энергичная и широкая работа по поиску хозяев для них. Только сотрудничество и взаимное доверие всех, кто заинтересован в решении этой проблемы, помогут достичь желаемого результата.

Законопроект должен учесть всё
Все выше перечисленное должно найти отражение в концепции муниципальной программы по решению проблем, связанных с безнадзорными собаками. Обязательным блоком программы должны стать также воспитание населения и пропаганда.

«Если хотя бы один из перечисленных моментов не будет учтен и эффективно реализован, ничего не получится. И совершенно точно ничего не получится без общественного участия и общественной поддержки», – уверен Сергей Симак.

По мнению участников заседания, решение обозначенной проблемы может быть только комплексным; причём обязательным условием является соблюдение принципов гуманности. Для решения поставленного вопроса необходимо в первую очередь создать нормативную базу на основе государственно-муниципально-общественного партнерства.

По итогам заседания было принято решение рекомендовать органам местного самоуправления разработать и реализовать комплексные муниципальные программы по ликвидации безнадзорности животных, а также разработать и принять пакеты нормативно-правовых документов, регламентирующих правила содержания домашних животных на территории муниципального образования (положение о приютах, правила содержания и др.).

Правительству Самарской области будет рекомендовано уже со следующего года предусмотреть финансирование муниципальных образований, реализующих муниципальные программы по решению проблемы безнадзорности животных. Самарской Губернской Думе рекомендовано разработать и принять закон Самарской области «Об ответственном обращении с животными».

«Приступить к подготовке регионального закона нужно, не дожидаясь разработки аналогичного федерального документа. С этой целью необходимо уже сегодня создать рабочую группу, в которую войдут представители всех сторон, заинтересованных в скорейшем решении вопроса. Подготовленный законопроект мы от имени Общественной палаты Самарской области, воспользовавшись правом законодательной инициативы, внесем на рассмотрение в областное законодательное собрание», – резюмировал председатель Общественной палаты Виктор Сойфер.
По данным пресс-службы общественной палаты
Фото Сергея Кондрякова