федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
Коллекция ЦИАД пополнилась двумя уникальными двигателями

Коллекция ЦИАД пополнилась двумя уникальными двигателями

Самарский университет

Это РД-36 51А и НК-88

19.01.2014 2014-01-20

Двигатель РД-36 51А передан Центру истории авиации и двигателестроения НПО «Сатурн». Он создавался как альтернатива для двигателя НК-144, для самолёта Ту-144Д. Показал большую экономичность, но из-за огромного количества сложных деталей, этот двигатель требовал сложной и длительной доводки. Другим серьёзным но был и ресурс, который оказался очень маленьким – всего 50 часов. Производство этих двигателей в 90-е годы прошлого века только начало развиваться – на серийном заводе было изготовлено всего 16 двигателей, ещё 6 - на опытном производстве. А потом программа закрылась.




НК-88
В середине января в ангаре ЦИАД появился новый экcпонат - двигатель НК-88. Его передало ОАО «Кузнецов».

Этот двигатель уникален сразу по нескольким направлениям. Во-первых, это опытный двигатель он был изготовлен в единственном экземпляре. Во-вторых, на сегодня это единственный в мире самолётный двигатель, работавший на сжиженном водороде.

Этот двигатель устанавливался на самолёте Ту-155, который совершил полёт на конференцию по проблемам использования криогенного топлива в авиации, которая проходила в Ганновере в 1988 году. Один из трёх двигателей самолёта был как раз НК-88, так что Ту-155 прилетел зарубеж «на водороде».

«Двигатель создан нашими выпускниками, - говорит профессор Владимир Андреевич Зрелов, руководитель ЦИАД. – То есть выпускники КуАИ входили в основной состав инженеров, которые под руководством Николая Дмитриевича Кузнецова разрабатывали этот двигатель. Перед ними стояла задача увеличить время работы двигателя. Ракетные двигатели работают на сжиженном водороде, но время их деятельности всего несколько минут. Тут надо было увеличить ресурс на несколько тысяч часов. Задача надёжности была решена. Так что наши выпускники – пионеры, а СГАУ – вуз, способный готовить уникальных инженеров».

Двигатель создавался в рамках российско-германского проекта «Криоплан» - по созданию самолёта на жидком водороде. Работы начались в начале 90-х прошлого века и велись активно. Со стороны России участвовало конструкторское бюро Туполева и ОАО «Кузнецов». Однако, Перестройка в России и объединение Германии – всё это привело к закрытию проекта.

На сегодня ни один самолёт мира на жидком водороде не летает. Была попытка создать такой двигатель у фирмы «Роллс-Ройс». Самолёт, один из двигателей которых работал на сжиженном природном газе, совершил полёт из Лондона в ОАЭ.

Так что работы над созданием двигателя на криогенном топливе актуальны.