Расписание занятий

5 неделя (нечетная)

Поисковики Самарского университета раскопали большую историю

С 21 по 27 августа активисты поисково-исторического клуба студенческого военно-патриотического объединения "Сокол СГАУ" приняли участие в третьей Межрегиональной поисковой экспедиции. Она состоялась в рамках Всероссийского поискового проекта "Небо Родины" Общероссийского общественного движения по увековечению памяти погибших при защите Отечества "Поисковое движение России". Раскопки проходили на территории Висимского заповедника в районе горы Старик-Камень Свердловской области, на месте авиационной катастрофы самолёта ПС-84 в мае 1942 года.
Фрагменты самолёта времён Великой Отечественной войны были обнаружены в Уральских горах в 2015 году туристом, который сообщил о своей находке командиру поискового отряда "Держава" Максиму Фефелову (г. Нижний Тагил). Первая поисковая экспедиция была организована в мае 2016 года. Тогда свердловские поисковики обозначили район падения самолета и провели первые специализированные работы, в ходе которых общественникам улыбнулась настоящая удача. Среди разбросанных по склонам горы обломков самолёта были найдены личные вещи членов экипажа и пассажиров, в том числе орден Ленина. Благодаря тому, что с оборотной стороны легко считывался номер ордена  - 7319, поисковики оперативно установили личность обладателя награды, им был один из пассажиров разбившегося самолёта. Матвей Борисович Шенкман, директор авиационного завода №18, эвакуированного из Воронежа в Куйбышев в октябре 1941 года, был награждён орденом Ленина в сентябре того же года. Кроме того, по номеру мотора  АШ-62ИР поисковикам удалось установить номер самолёта. Архивные данные подтвердили, что самолёт ПС-84 №2406, изготовленный на Ташкентском авиационном заводе, 12 мая 1942 года вылетел из Куйбышева в Нижний Тагил. Кроме 4-х членов экипажа на борту находились два пассажира: Шенкман М.Б. и заместитель главного инженера завода Львова Л.Е. Они должны были помочь инженерам нижнетагильского завода устранить дефект бронекорпусов для самолёта Ил-2. Но в Висимо-Шайтанском районе Свердловской области их самолет попал в сложную метеообстановку и, не долетев 50 км до Нижнего Тагила, врезался в горный склон.
Вторая экспедиция поисковых отрядов Нижнего Тагила и Екатеринбурга была организована в мае 2017 года. В ходе поисковых мероприятий были найдены останки 4 человек, личные вещи (ножницы, ложки, пуговицы, части комбинезонов, сапог, перочинный нож), многочисленные фрагменты узлов и деталей самолёта ПС-84. Но установить, какие это детали, части каких агрегатов, механизмов, поисковики не смогли, т.к. среди членов экспедиции не было специалистов по авиационной технике.
В июле этого года на Всероссийском слёте "Поисковый фронт" (остров Вертолётный, Республика Татарстан) поисковики Свердловской области встретились с поисковиками военно-патриотического объединения "Сокол СГАУ" и пригласили ребят принять участие в третьей экспедиции на месте крушения самолёта ПС-84.
21 августа 5 ребят из отряда "Сокол" под руководством своего командира, начальника цикла военной кафедры Самарского университета подполковника запаса Евгения Ривкинда, прибыли на место раскопок. Для наших поисковиков эта экспедиция стала очень непривычной и потому интересной. "Соколу" ещё не приходилось принимать участие в раскопках, проходящих в горной местности.
"Мы жили в тайге у подножия горы и каждый день поднимались на высоту 650 м., – вспоминает один из участников экспедиции Владимир Тюкаев. – Дорога в одну сторону занимала около часа. К нам в гости заходили лисички, а по дороге на место раскопок мы встречали следы медведя".
Из-за особенностей местности раскопки проводились преимущественно вручную, без использования какой-либо техники. "Поверхностный металлоискатель берёт максимум на 40 см., а все крупные детали мы находили под камнями, то есть намного глубже. Пользовались в основном киркой и лопатами" – рассказывает Никита Шубанёв.
"Я разгребал груду камней и вдруг увидел, что внизу что-то шатается. Попытался выдернуть этот предмет, но не получилось. Потом увидел болт, подумал, что, наверное, это что-то большое. Оказалось, что это трубка суфлёра. Теперь она находится в нашем музее, - поделился с нами Александр Миронов. – Ещё нашу экспозицию пополнил фрагмент амортизационной стойки шасси – для нас, как для специалистов по авиационной технике, это очень ценно".
В следующем году на склоне горы Старик-Камень планируется установить плиту в память о погибших в авиакатастрофе. В ближайшее время будет проводиться поиск родственников членов экипажа и пассажиров. Кроме того, необходимо решить вопрос о захоронении найденных фрагментов останков погибших.
"В мае в Уральских горах на высоте 650 м ещё лежит снег, поэтому комиссия, которая выехала в 1942 г. на место катастрофы, имела доступ только к тем фрагментам тел, которые оказались на поверхности. Именно они и были захоронены на Городском кладбище в Самаре, – рассказал командир поискового отряда Евгений Ривкинд. – Конечно, сейчас уже не удастся установить, кому принадлежат те или иные останки. Я думаю, есть смысл собрать в одну урну все найденные фрагменты и захоронить под основанием общего памятника, который сейчас стоит над могилами погибших".
Для поисковиков Самарского университета участие в экспедиции в Уральских горах неожиданно стало продолжением истории, которая началась в прошлом году.
"Для меня это как вторая серия фильма, – поделился с нами Евгений Александрович. – Год назад мы принимали участие в раскопках на месте крушения самолёта Ил-2 на юге Самары, поднимали младшего лейтенанта Ивана Черкасского. Он летел с завода №18 на аэродром "Кряж". Катастрофа, которая произошла под Нижним Тагилом, связана с этим же заводом. Он был эвакуирован в Куйбышев из Воронежа, здесь Шенкману удалось наладить передовое производство. Интересно, что перекликаются и названия самолётов – Ил-2 и Ли-2 (так стал называться самолёт ПС-84 с сентября 1942 года)".
Благодаря деятельности поисковиков Самарского университета и их коллег, открылась ещё одна страница истории нашей страны. Желаем поисковому отряду СВПО "Сокол СГАУ" новых успехов!
Анна Деникина и Дарья Дерюгина,
фото предоставлены участниками клуба