федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

Свежие новости

События

Для летчика Ивана Черкасского война завершилась

Для летчика Ивана Черкасского война завершилась

Самарский университет

История о том, как поисковики нашли родственников погибшего солдата

бортжурнал волонтеры СВПО "Сокол" Ривкинд Евгений
05.10.2016 1970-01-01
В апреле этого года во время строительных работ на юге Самары был найден самолёт Ил-2, потерпевший крушение в годы Великой Отечественной войны, и останки пилота. В раскопках принимал активное участие поисковый отряд "Сокол" Самарского университета. Кроме самолёта были найдены и останки лётчика. Следственный комитет провёл расследование и установил личность погибшего лётчика. Пилотом оказался младший лейтенант Иван Черкасский, которому было всего 24 года. Затем удалось найти его родственников, которые живут в Луганской области. Саркофаг с останками пилота был отправлен на родину, в посёлок Лозовский Славяносербского района, где 3 сентября и захоронили останки лётчика.
 
"В поисках фрагментов самолёта мы просеивали каждый кубометр земли"
 
История началась 13 апреля 2016 года. Во время прокладки трубопровода на территории Южного города экскаватор наткнулся на что-то очень твёрдое. Когда неизвестный предмет подняли, оказалось, что это часть военного самолёта времен Великой Отечественной войны - Ил-2. Рабочие незамедлительно позвонили в полицию, военный комиссариат Волжского района, которые в свою очередь связались с Алексеем Лариным (командиром поискового отряда Волжского района "ОбелискЪ") и Евгением Ривкиндом (командиром поискового отряда "Сокол" Самарского университета). Уже вечером 13 апреля начались первые поисковые работы на месте авиационной катастрофы. 
 
"Многие поисковые отряды Самарской области принимали участие в поисковых работах. Но основную работу в первые четыре дня – просеивание через пальцы рук десятков кубометров глинистой земли в поисках фрагментов останков летчика – сделали именно мы", - вспоминает Алексей Родионов, участник отряда "Сокол".
 
Сейчас фрагменты самолёта хранятся в Самарском университете. Прекрасно сохранившийся мотор АМ-38 и редуктор находятся в музее Центра истории авиационных двигателей, а остальные фрагменты планера, кабины, шасси находятся в музее поисковой работы на военной кафедре. В витрины поместили фрагменты корпусных деталей картера редуктора и мотора, фрагменты элементов конструкции планера самолета, деталей систем управления и обеспечения работы мотора АМ-38, толстых бронированных стёкол, элементы ремней парашюта пилота… Одним из самых интересных объектов являются детали приборной панели самолёта, в том числе спидометр со уцелевшей стрелкой. 
 
"Участвуя в поисковой деятельности, испытываешь гордость от того, что есть и твоя заслуга в том, что обнаруженный тобой солдат обрёл наконец-то последний покой", - уверен студент Антон Лёвин.
 
Как устанавливали личность пилота
 
Подробности этой истории раскрыл участник событий, руководитель поискового отряда СВПО "Сокол" Евгений Ривкинд.
 
- Евгений Александрович, расскажите, как удалось установить личность погибшего лётчика?
 
- На корпусных деталях мотора и редуктора отлично были видны номера изделий. Кроме того, внутри кабины самолета оказались в хорошей сохранности формуляры на самолет (с нанесенным карандашом на его обложке № 1874137) и мотор (с серийным номером № 295120). Мы обратились за помощью к нашим коллегам – поисковикам из Московского молодежного поискового объединения "Тризна". Проработав с документами Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, по имеющейся информации к середине мая 2016 года Борису Давыдову удалось узнать многие данные о лётчике и точные обстоятельства его гибели. Оказалось, что самолет был передан с завода №18 в 211-й штурмовой авиационный полк (211 ШАП), временно входивший в состав 1-й запасной авиационной бригады (1 ЗАБ), которая занималась подготовкой маршевых штурмовых полков на аэродроме Кряж и через которую распределялись самолеты Ил-2, выпущенные на заводах №1 и №18. Именно Борис Давыдов нашел Акт об авиационной катастрофе от 22 декабря 1942 года. Этот документ позволил выяснить, что обнаруженные и мотор, и редуктор были установлены именно на найденном самолёте Ил-2, который в тот день пилотировал младший лейтенант Черкасский Иван Михайлович, 1918 г.р., с. Брусовка Ворошиловградской области, пилот 7-й отдельной перегоночной авиационной эскадрильи 1-й запасной авиационной бригады. Он погиб 22 декабря 1942 года в катастрофе при перегонке самолета Ил-2 с завода №18 на аэродром "Кряж". Давыдов прислал эти документы руководителю Следственного отдела по Новокуйбышевску следственного управления Следственного комитета РФ по Самарской области подполковнику юстиции Павлу Докучаеву.
 
- А как искали родственников?
 
- После того, как стало известно имя лётчика, одновременно и Борис Давыдов, и Виктор Прозоров – военный летчик, подполковник запаса, руководитель Самарского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Офицеры России", начали поиск родственников. В результате совместной работы было выяснено, что в Луганской области проживают внучатые племянники Ивана Михайловича Черкасского: Людмила Дубовик и Юрий Дубовик. Оказать помощь в доставке останков летчика на родину вызвался и руководитель Луганского военно-исторического объединения "Память Донбасса" Анатолий Феоктистов. Людмила Дубовик составила на имя Виктора Прозорова доверенность, по которой останки пилота были переданы ему после окончания следственных действий. В свою очередь, Прозоров передал останки летчика нам – поисковикам Самарской области.
 
Возвращение на Родину
 
- Расскажите, пожалуйста, о вашей поездке в Луганскую область.
 
- 31 августа в с. Лопатино Волжского района Самарской области состоялся траурный митинг прощания с останками мл. л-та Черкасского И.М. На следующий день сводная группа представителей Самарской области: мы с Алексеем Лариным от регионального отделения ООД "Поисковое движение России", Виктор Прозоров от регионального отделения "Офицеры России", Андрей Пожидаев от областной команды добровольцев МЧС, Геннадий Мякшин от Волжского войскового казачьего общества, - на двух машинах с водителями отправились из Самары в Луганск. 
 
2 сентября, после пересечения государственной границы, на территории ЛНР нас встретили местные поисковики из Луганского военно-исторического общества "Память Донбасса" во главе с Анатолием Феоктистовым и заместитель министра культуры ЛНР Ольгой Шама. Саркофаг с останками летчика мы привезли в Свято-Владимирский кафедральный собор Луганска, где было совершено отпевание. 
 
3 сентября в городе отмечалась годовщина освобождения Луганской области от немецко-фашистских захватчиков. На центральной площади состоялся митинг, в программу которого была органично вплетена история возвращения героя-лётчика на родину. Перед руководством ЛНР, ветеранами Великой Отечественной войны, молодежью республики, мы внесли саркофаг на площадь и приняли участие в прощальной церемонии. 
 
За последние два месяца в Луганскую область из России были перевезены останки восьми бойцов. В том числе и красноармеец Иван Огиенко, родом из Славяносербского района Луганской области. Его обнаружили наши друзья – коллеги из поискового отряда "Комбат" 24 апреля 2016 года – в день нашего приезда на весеннюю межрегиональную "Вахту Памяти" на территории Духовщинского района Смоленской области. На митинге младшему лейтенанту Черкасскому были отданы последние воинские почести, прогремел салют, состоялось возложение цветов. После этого мы вынесли саркофаг с площади в сопровождении кортежа из машин и мотоциклистов из Луганского военно-исторического общества "Память Донбасса" и направились к месту захоронения героя-летчика.
 
В посёлке Лозовский Славяносербского района у здания администрации 3 сентября прошёл траурный митинг в присутствии родственников Ивана Михайловича Черкасского и местных жителей. Для всех нас это стало значимым событием: ведь всего две недели назад на этой площади провожали в последний путь красноармейца Ивана Огиенко, погибшего под Смоленском. Слова о вечной памяти, об истории наших народов, о судьбах молодых парней, не вернувшихся с войны, о Великой Победе, ради которой они отдали свои жизни – звучали для всех нас, объединенных одним делом и мыслью о том, что наконец-то для младшего лейтенанта Черкасского Иван Михайловича война закончилась. Он вернулся домой спустя 74 года после гибели. Мы передали по негласной традиции поисковиков личные документы погибшего летчика, личные вещи и все обнаруженные материалы по поиску и установлению имени Ивана Михайловича его родственникам - Людмиле Яковлевне и Юрию Николаевичу Дубовик. 
 
После траурного митинга с воинскими и христианскими почестями младший лейтенант Черкасский был захоронен на поселковом кладбище рядом с могилой его сестры. Над могилой мы установили памятник, который специально изготовили сотрудники завода "Авиакор" (бывший в годы Великой Отечественной войны заводом №18).
 
- А чем лично для Вас стало это событие?
 
- Я сам никогда не ожидал, что война окажется настолько близко к родному дому. Когда мы выезжаем в поисковые экспедиции на места боевых действий времен Великой Отечественной войны, мы морально готовимся к этому. А здесь, в запасной столице, столкнуться с отзвуками тех военных событий оказалось большой неожиданностью. К тому же я сам в течение 5 лет проходил военную службу на аэродроме "Кряж" – на том самом, до которого не долетел когда-то младший лейтенант И.М. Черкасский. Летчик Черкасский – уроженец Луганской области, а для многих из нас Украина, по сути, родная страна, в которой проживают родственники и друзья. Вместе с десятками однокурсников я в течение пяти лет когда-то сам учился в Харьковском высшем военном авиационном инженерном Краснознаменном училище. 
 
Сложно было представить, что война может оказаться рядом с нами – а не где-то в другой жизни или за тысячу вёрст… С болью представляешь, сколько же ещё таких необнаруженных до сих пор бойцов лежат где-то рядом… 
 
А мои парни – начинающие поисковики, но им удалось сразу прочувствовать и пройти весь путь от обнаружения бойца до передачи его останков родственникам и захоронения. Это бывает крайне редко. Можно "поднять" десятки бойцов, но они все окажутся безымянными, или найти одного, но не обнаружить его родственников. Наш поисковый отряд вместе с коллегами и настоящими патриотами своей Родины проделал большую работу.
 
Желаем поисковому отряду СВПО "Сокол" больших успехов! Огромное вам спасибо за то, что занимаетесь такой непростой, но такой важной работой!
 
Дарья Дерюгина, Анна Деникина