федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
Летние школы как элемент повышения конкурентоспособности университета

Летние школы как элемент повышения конкурентоспособности университета

Самарский университет

По материалам газеты "Полет"

Стефанский Евгений бортжурнал Летняя школа Полет (газета) Тиц Сергей Богатырев Владимир Белоконов Игорь
12.09.2016 2017-03-03
В жизнедеятельности научно-образовательного сообщества летние каникулы – особое время для тех, кто стремится к саморазвитию и готов для этого погрузиться в специфическую социальную среду. Речь идет о летних школах – популярной в университетской среде разновидности лагеря, где активные занятия той или иной областью знаний органически и неформально сочетаются с различными формами совместного досуга.
 
По оценке проректора Самарского университета по образовательной и международной деятельности Владимира Богатырева и руководителя управления международной деятельности Сергея Тица, накопленный опыт проведения летних школ сегодня уже позволяет сделать определенные выводы и рекомендации, обращенные прежде всего к устроителям подобных мероприятий – университетским кафедрам и деканатам. 

Узнать, чтобы вернуться самому и привезти друзей 
 
Отвечая на наш вопрос о наиболее важных задачах, которые решает университет, организуя летние школы, Владимир Богатырев выделил три аспекта: "Прежде всего, нам важно заявить о себе как о вузе, значимом в мировом научно-образовательном пространстве. И мы рассчитываем на то, что студенты и преподаватели, приехавшие на наши летние школы из разных стран, по возвращении расскажут обо всех достоинствах Самарского университета. Вторая цель – распространение участниками летних школ информации о наших образовательных программах в своей среде – с тем чтобы увеличить приток студентов из-за рубежа. При этом ставка делается на маркетинговый ход – "сарафанное радио". Наконец, приглашая на летние школы ведущих иностранных преподавателей, мы держим в уме повышение конкурентоспособности Самарского университета: нам очень важно знакомиться с зарубежной культурой преподавательской деятельности, передовыми технологиями обучения". 
 
"Повышение узнаваемости Самары и нашего университета – стратегическая задача организуемых нами летних школ, – соглашается Сергей Тиц. – Судя по моим контактам с участниками школ языковой направленности, пока эта узнаваемость оставляет желать лучшего. Тем более что в ряде стран, например в Польше, идет политически ангажированная русофобская пропаганда. А когда те же польские ребята видят, что их российские сверстники по своим интересам мало чем отличаются от них – носят ту же одежду, пользуются теми же смартфонами, слушают ту же музыку, – они открываются нашей стране. При этом между нашими и зарубежными студентами устанавливаются долговременные чисто человеческие связи, и это результат, очень важный для реальной интернационализации образования". 
 
Привлечь сильных 
 
"Какие летние школы вы считаете успешными?" – спросили мы наших экспертов. "Те, которые смогли привлечь студентов и преподавателей из ведущих вузов мира, входящих в Топ-400, – определил главный критерий Владимир Богатырев. – Таких школ у нас пока немного: это школа по экспериментам в космосе, где учат конструированию наноспутников, школа по менеджменту высоких технологий и, пожалуй, прошедшие этим летом впервые языковые школы". 
 
Обосновывая свои предпочтения, г-н Богатырев заявил: "Школа под руководством профессора Белоконова проводится уже 12 лет, она широко известна и пользуется спросом во многих странах. Конкурс на участие в ней год от года растет. В основном туда стремятся студенты из тех стран, где космонавтика пока находится на стадии становления". 
Сергей Тиц дополнил проректора, назвав еще два критерия: уровень интереса, который вызывает школа, то есть число заявок на участие в ней, и количество тех, кто реально доехал до Самарского университета. "К примеру, на школу по экспериментам в космосе было подано около 120 заявок, в то время как количество мест (по соображениям эффективности обучения и соблюдения формата данной школы) было изначально ограничено 40", – заметил г-н Тиц. 
 
Результаты работы школ оцениваются также через обратную связь с их участниками: о своих впечатлениях и пожеланиях они пишут, как правило, достаточно откровенно, пояснил эксперт. "В будущем учебном году мы планируем реализовать новый для России формат летней школы, – поделился Владимир Богатырев. – К участию в ней мы пригласим не только иностранных студентов и ученых, но и потенциальных работодателей, которые оценят качество проектов, выполненных под эгидой школы, и, возможно, сделают их авторам предложения о трудоустройстве". Это опыт Швейцарии и Финляндии – стран, которые сейчас находятся на острие мировых инновационных технологий, сообщил г-н Богатырев. Пилотным проектом станет школа по менеджменту высоких технологий. 
 
Летняя школа как объект проектирования 
 
Детали организации летних школ в Самарском университете раскрывает Сергей Тиц. 
 
– Сергей Николаевич, в университете сложился достаточно пестрый набор мероприятий, которые называют "летними школами". А есть общепринятое определение этого понятия? 
 
– Единого формата летних школ нет – каждый организует их так, как ему удобнее, как позволяют ему его возможности. Да и тематика школ разная: одно дело эксперименты в космосе, другое – русский язык и культура. Общее правило, пожалуй, одно: научно-образовательный компонент летней школы, дающий его участнику 3-3,5 кредита (зачетных единиц), должен занимать не менее половины времени. 
 
– Наш университет, пожалуй, единственный самарский вуз, который может предложить иностранным студентам полноценную образовательную и досуговую программу. Как дорого она обходится университету? 
 
– Большинство наших летних школ находятся на этапе, когда на первом плане стоит их позиционирование. Нужно показывать полезность и за счет этого привлекать как можно больше участников. Так что университету пока приходится брать на себя основную часть расходов на проживание, питание, обучение и культурно-историческую программу. Затраты студентов ограничиваются трансфертом в Самару и обратно на родину. 
 
– Работа на перспективу, безусловно, важна, но какую роль летние школы играют в реализации дорожной карты программы "5-100"? 
 
– Это, например, выполнение тех нормативных показателей, которые относятся к привлечению студентов и преподавателей из ведущих иностранных вузов не менее чем на месяц. 
 
– Но ведь месячный срок, наверное, не всегда удобен участникам летней школы и весьма дорого обходится ее устроителям. 
 
– Как показывает наш опыт, начинать работу с участниками нужно загодя и по месту учебы студентов. Они еще дома, общаясь со своими самарскими наставниками в режиме онлайн, начинают обучение по дистанционным программам и работу над своими проектами. Тогда групповая, очная часть летней школы укладывается примерно в две недели. 
 
– Работа летней школы складывается из четырех компонентов – тематика (контент), интересные в профессиональном и личностном отношении спикеры, мотивированные участники, а также четкая организация их быта и культурно-исторической программы. В каких из этих компонентов университет преуспевает, а в каких нет? 
 
– Во всем, что касается научно-образовательного процесса, он вполне успешен. Есть проблемы, связанные с городской и университетской инфраструктурой. Рекреационная база Самары с каждым годом растет и развивается, а вот размещение участников летних школ вызывает трудности. К примеру, из-за дефицита мест в общежитиях мы обращаемся в близлежащие гостиницы, санатории и профилактории. Получается, что на организацию быта и культурно-историческую программу уходит в среднем около 70 про- центов общих затрат на летнюю школу. 
 
– Участие в летних школах – эффективное средство личностного развития. Кроме новых знаний и профессиональных навыков участники летних школ получают опыт социализации, усваивают определенную систему ценностей, формируют свое мировоззрение на базе неформального общения с ведущими учеными. Как эту сторону работы летних школ учитывают их организаторы? 
 
– Стараемся создать условия для совместной деятельности. Формируем смешанные группы, включающие ребят из разных стран. Помогаем им отстроить эффективные коммуникации. Знакомим с российскими и самарскими реалиями, с русским языком, национальной культурой. Одним словом, расширяем кругозор и сознание в целом. Для современной молодежи это, может быть, самое главное. 
 
Гранты на выезд 
 
– Для повышения конкурентоспособности вуза наши студенты и преподаватели в свою очередь должны посещать ведущие зарубежные университеты. 
 
– Это делается в рамках обменных программ. Но, к сожалению, пока такие обмены малочисленны. И это проблема наших ребят: они не знают на должном уровне французский и английский языки. Что касается английского, пора перестать считать его иностранным языком: это язык международного общения, кото-рым должен владеть каждый, кто хочет состояться как специалист. Сейчас для этого существует масса возможностей, в том числе и летние школы. Принимающая сторона (наши зарубежные партнеры) обычно берут на себя все затраты, а китайцы дают даже деньги на карманные расходы. Было бы желание! И тут уместно почаще вспоминать известную истину: чтобы какое-то дело развивалось, нужны человеческие связи, живое общение. Думаю, при поддержке недавно созданного в нашем управлении отдела рекрутинга и академической мобильности международные связи нашего вуза станут не только более интенсивными, но и более эффективными. 
 
– Как мы можем поддержать наших студентов, желающих поехать в зарубежную летнюю школу? 
 
– Для этого существует целая система грантов разного уровня – от университета до федерального Министерства образования и науки. Информация об этой системе вполне доступна, в частности в социальных сетях. Мы создали специально для таких объявлений группу Академическая мобильность
 
– Существует ли механизм зачета летней школы в рамках существующих программ обучения? 
 
– Это вполне реально в рамках индивидуального учебного плана, составленного с учетом действующих – довольно гибких – образовательных стандартов. На наших факультетах уже есть такая практика: студенты могут сформировать для себя программу обучения с включением туда зарубежных стажировок и участия в профильных летних школах.
 
– Какие рекомендации вы можете дать организаторам будущих летних школ? 
 
– Мы работаем с ними в режиме сопровождения и помогаем им по множеству организационных вопросов. Тематика же и программы летних школ инициируются университетскими кафедрами, именно они определяют, чем привлечь слушателей – интересным контентом, звездным составом преподавателей или еще чем-то. Идет процесс накопления опыта. 
 
И еще одна рекомендация: "Не теряйте время!" Если есть мысли или задумки по летним школам на 2017 год, работу нужно начинать уже сейчас: это позволит организаторам (а впоследствии участникам) избежать суеты и нервозности. Мы же со своей стороны всегда открыты для обсуждения "школьных" проектов. 
 
Комментарий 
 
Владимир Богатырев: "Мы стараемся отправлять студентов на подобные школы на конкурсной основе через распределение грантов по дорожной карте с учетом научных достижений заявителя, его работы в наших лабораториях, перспективы поступления в нашу аспирантуру. При таком подходе поездка на профильную летнюю школу за рубеж становится инвестицией в карьеру нашего будущего специалиста. Он вернется обогащенный полезными для университета знаниями, компетенциями и контактами".
 
Для справки

Школы 2016
 
Летом 2016 года в Самарском университете прошло пять международных школ: 
 
Менеджмент высоких технологий (21 иностранный студент);