федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
Книги

1. Образование и выгорание бенз(а)пирена при сжигании углеводородных топлив / С.В. Лукачев, А.А. Горбатко, С.Г. Матвеев. – М. Машиностроение, 1999. – 153 с.
В книге изложены результаты экспериментальных и теоретических исследований механизмов образования и выгорания бенз(а)пирена при сжигании углеводородных топлив в модельных условиях. Рассмотрены методические вопросы определения бенз(а)пирена и других полициклических ароматических углеводородов в продуктах сгорания. Проанализированы закономерности синтеза бенз(а)пирена в камерах сгорания ГТД и принципы организации рабочего процесса, обеспечивающие пониженный выброс канцерогенных углеводородов.

2. Некоторые вопросы проектирования авиационных газотурбинных двигателей / Е.А. Гриценко, В.П. Данильченко, С.В. Лукачев и др. – Самара, СНЦ РАН, 2002 г. – 527 с.
В книге рассматривается комплекс проблем, возникающих при проектировании основных узлов современных и перспективных авиационных ГТД. Анализируются возможные пути их решения на основе систематизированных достижений теории и практики создания узлов ГТД. Изложены инженерные методики расчета систем охлаждения элементов двигателя, величины радиальных зазоров в турбомашинах, камер сгорания, выхлопных устройств, даны примеры применения этих методов.

3. Конвертирование авиационных ГТД в газотурбинные установки наземного применения / Е.А. Гриценко, В.П. Данильченко, С.В. Лукачев и др. –Самара, СНЦ РАН., 2004. – 266 с.
В книге изложены основные принципы конвертирования авиационных ГТД, реализованные на двигателях СНТК имени Н.Д. Кузнецова, позволяющие реализовать высокие показатели эффективности, надежности и экологии.

4. Эксплуатация автомобильных и авиационных ДВС / С.В. Лукачев, С.Г. Матвеев, М.Ю. Орлов и др. – Самара, Изд-во СГАУ, 2006. – 428 с.
В учебнике изложены основы эксплуатации авиационных и автомобильных ДВС, отражены взаимосвязи между организацией рабочего процесса и работоспособностью двигателей, зависимости ресурса от параметров двигателей, основные причины неисправностей ДВС и пути их ликвидации.

5. Выброс канцерогенов при сжигании углеводородных топлив / С.В. Лукачев, С.Г. Матвеев, М.Ю. Орлов. – Самара, Изд-во СГАУ, 2007. – 160 с.
В учебнике рассмотрены механизмы образования канцерогенных полициклических углеводородов, изложена методика отбора и анализа проб индикатора выброса канцерогенных углеводородов-бенз(а)пирена, приведены результаты исследований модельных пламен и натурных изделий.

6. Проектирование авиационных газотурбинных двигателей / В.П. Данильченко, С.В. Лукачев, Ю.Л. Ковылов. – Самара, СНЦ РАН, 2008. – 620 с.
Проанализированы проблемы проектирования авиационных ГТД, рассмотрены возможные пути их решения и приведены методики расчета основных узлов двигателей.


Программное средство создания и модификации компьютерных моделей лопаток турбомашин Profiler
 
Profiler – это программа для автоматизированного перевода традиционного представления геометрии лопаток (чертежи с координатами точек профилей) в компьютерные модели для распространенных программ газодинамического и прочностного анализа: Numeca, ANSYS. Данные о координатах могут быть введены в программу вручную или загружены из текстовых файлов. После обработки данных (удаления лишних точек и замыкания контуров профилей на кромках лопатки) производится отображение профилей на экране для визуально-критериального контроля (подсветка точек подозрительной кривизны) и вывод информации о геометрии лопатки в формате выбранной компьютерной модели. Profiler также позволяет проводить перепрофилирование лопаток (подгибка кромок, поворот, сдвиг, масштабирование профилей) путём модификации их компьютерных моделей. Сначала происходит разборка («реверс-инжиниринг») имеющейся модели на симметричный профиль и среднюю линию, а затем сборка новой модели с измененными параметрами. Разработка программы была начата в 2011 г., в 2012 г. появились первые функционирующие тестовые версии. В течение 2012-2013 гг. функционал программы был значительно расширен, а алгоритмы доработаны. В данном реферате описан функционал версии 2.5, актуальная версия 2.6.6. Функционал программы постоянно расширяется в связи с необходимостью обработки сложных задач оптимизации турбомашин.