Методические разработки по социально-философской антропологии и культурологии / Самар. гос. аэрокосм. ун-т.: Сост. Володин В.Н., Шакиров Р.К.,

Министерство образования Российской Федерации

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени академика С.П. КОРОЛЁВА.

 

 

Методические разработки по социально-философской антропологии и культурологии.

 

Самара 2001


Составители: Володин В.Н., Кузнецова Е.Р., Шакиров Р.К.

ББК А 55я 7

Методические разработки по социально-философской антропологии и культурологии / Самар. гос. аэрокосм. ун-т.: Сост. Володин В.Н., Шакиров Р.К., Кузнецова Е.Р., Самара, 2001.

Методические разработки включают систематическое изложение тем социально-философской антропологии в общем курсе философии и ключевые темы культурологии. Содержат развернутый в вопросах план лекций и семинарских занятий; тематику рефератов и докладов; методические рекомендации; перечень вопросов для самоподготовки и самопроверки; общий библиографический список литературы; словарь ключевых терминов; методические рекомендации для подготовки докладов и рефератов.

Предназначены для изучающих философию студентов всех форм обучения и аспирантов. Могут быть использованы изучающими социологию, психологию, культурологию, а также изучающими философию самостоятельно, факультативно или на спецкурсах.

Подготовлены на кафедре философии. Соответствуют гос. образ. стандартам указанных учебных дисциплин.

 

 

Научный редактор и ответственный за выпуск д-р филос. наук, профессор Р.И. Таллер

 

Рецензент канд. филос. наук, доцент Л.П. Подгорная

Печатается по решению редакционно-издательского совета Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С,П, Королева

Цель предлагаемых методических разработок по социально-философской антропологии и культурологии составители видят в том, чтобы дать студентам доступное, структурированное логически и систематическое пособие для студентов, изучающих философию и культурологию. По форме и содержанию пособие таково, что позволяет студентам самостоятельно и в индивидуальной форме не только освоить нормативный материал, но и ориентироваться в научной и практически в любой учебной литературе. Составители надеются, что следование логике методических разработок позволит студентам развить навыки самостоятельной работы с текстами, умение анализировать и интерпретировать их содержание, способности построить свой собственный текст в ясной, логической и понятной для слушателей форме.

Потребность в таких методических разработках обусловлена теоретической и практической необходимостью отразить философско-антропологический поворот в философском и гуманитарном знании накануне ХХI столетии. И тем самым ввести изучающих философию в актуальную проблематику сегодняшнего дня, включая самые последние публикации, идеи и интуиции. Наряду с этим удовлетворить изучающих культурологию, социологию, политологию, и экономику в той универсальной части, которая относится к проблемам человеческого бытия, - дав им возможность " вернуться" самостоятельно к темам социально-философской антропологии. Составители исходили при этом из понимания философских категорий как специфических содержательных форм мышления, определяющих, в конечном счете, тип и порядок осмысления понятий других научных дисциплин. Тем самым – из идеи целостности всего предметного содержания гуманитарного знания.

Темы 1 - 4 подготовлены Шакировым Р.К., темы 5 - 7, словарь и библиографический список Володиным В.Н., темы 8 - 18 (Типология культуры) - Кузнецовой Е.Р.


Раздел 1. Социально-философская антропология.

Тема № 1. Социально-философская антропология как раздел социальной философии

    1. Социально-философская антропология в структуре социальной философии, её назначение и функции.
    2. Предмет, основная проблематика и задачи социально-философской антропологии.
    3. Мировоззренческие и методологические основания и способы исследования человека.
    4. Специфика социально-философской антропологии и гуманитарные науки.

Темы рефератов и докладов

    1. Особенности возникновения социально-философской антропологии как направления в философском знании.
    2. Взаимосвязь социально-философской антропологии и физической антропологии. Тождество и различие.
    3. Задачи социально-философской антропологии и перспективы ее развития.
    4. Категории "сущности" в социально-философской антропологии.
    5. Логическая проблема "общего" и "единичного" в применении к человеку.

Вопросы для обдумывания

    1. Совпадает ли предмет социальной философии и социально-философской антропологии?
    2. Относятся ли представления об Адаме и Еве к предмету социально-философской антропологии?
    3. В какой мере проблемы бытия конкретного человека входят в проблематику социально-философской антропологии?
    4. Социально-философская антропология, физическая антропология, культурная антропология – это разные обозначения одного и того же исследования или разные аспекты одного и того же объекта исследования?
    5. Является ли логика основным средством анализа человека?

Методические рекомендации

Социально-философская антропология является относительно новым разделом в структуре социальной философии. Это значительное событие в философии, поскольку философия смещает акцент с общелогических проблем к проблематике человека, его сущности и особенности бытия. Социально-философская антропология является самостоятельным разделом, имеющим свой предмет, законы его построения, свои методы и круг проблем. В то же время человек, переместясь в центр исследования, тем не менее, не покидает своей социальной среды и вплетенности в круг социальных связей.

Для раскрытия данной темы необходимо вспомнить значение таких категорий философии как "сущность ", "явление", "бытие", "форма", "содержание", "структура" и др. Кроме того, – ясное и четкое понимание предмета исследования дает возможность сформулировать и предмет социально-философской антропологии и, используя эти и другие категории, очертить круг проблем, образующих ядро социально-философской антропологии. Ясно, что центральной темой обсуждения является человек. Следует рассмотреть вопрос о том, в каком ракурсе исследуется человек в данном разделе и что составляет специфику социально-философской антропологии. Это можно сделать только на основе сравнения разных гуманитарных дисциплин, таких как психология, физическая антропология, социология, экономика и др. Также не следует забывать, что в философии достаточно направлений, исследующих человека. Это экзистенциализм, персонализм, психоанализ и др. Кроме того, каждая наука, каждый раздел ставит и решает определенные задачи. Рассмотрите, какие задачи могут стоять перед социально-философской антропологией. Это либо задача построения целостной концепции человека, либо построения целой науки о человеке, а может быть гораздо уже.

Немаловажным вопросом является вопрос об определении того инструмента, которым пользуется то или иное учение. Необходимо выяснить, имеет ли социально-философская антропология свои специфические методы, и какие методы она заимствует.

В итоге можно еще раз вернутся к связи социально-философской антропологии и социальной философии и рассмотреть вопрос о месте социально-философской антропологии в рамках социальной философии.

Тема № 2. Проблемы человека в истории философии

    1. Понимание природы человека в античной философии. Культ тела и античная эстетика. Человек как мера всех вещей. Человек в философии Сократа, Платона, Аристотеля.
    2. Основное содержание христианской антропологии. Человек как микрокосмос.
    3. Представление о человеке в немецкой классической философии. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
    4. Социологическая концепция сущности человека К. Маркса. Критический анализ домарксистской социально-философской антропологии.
    5. Современные представления о человеке: построение антропологической модели человека через призму существования в экзистенциализме; психоаналитические реконструкции человека.

Темы рефератов и докладов

    1. Антропологический период развития античной философии. Софисты и Сократ.
    2. Учение о бессмертии души в философии Платона.
    3. Аристотелевское понимание человека.
    4. Учение о человеке как микрокосмосе в философии Н. Кузанского.
    5. Антропология Г.В.Ф. Гегеля.
    6. "Тезисы о Фейербахе" К. Маркса.
    7. Анализ сущности человека в работе М. Шелера.
    8. Экзистенциальное осмысление человека в рассказе Ж.- П. Сартра "Стена".
    9. Иррациональный подход к человеку в творчестве представителей психоанализа.

Вопросы для обдумывания

    1. Что означает высказывание Протагора: "человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют"?
    2. Означает ли девиз Сократа "Познай самого себя" стремление к самосовершенствованию?
    3. Почему Аристотель объявляет человека существом политическим?
    4. Означает ли отождествление человека с космосом, что человек владеет абсолютной полнотой всего?
    5. Какой смысл вкладывал Гегель во фразу: "Люди должны стремится к тому, чтобы найти себя друг в друге"?
    6. Что значит: сущность человека представляет собой совокупность всех общественных отношений?
    7. Почему М. Шелер объявляет, что "то, что делает человека человеком, есть принцип противоположный всей жизни вообще"?
    8. Ж.- П. Сартр говорит: "Человек прикован к свободе". Является ли человек свободным или он должен стать таким?
    9. Насколько изначально правомерно фрейдистское толкование человека через эдипов комплекс?

Методические рекомендации

Проблема человека и решение данной проблемы в процессе развития философии представляет собой сложный и интересный процесс. Уже античная философия впервые на теоретико-философском уровне дала ряд определений человека. Человека определяли и как существо телесное, и как общественное, и как познающий ум. Античность шла по пути выявления специфики человека, следуя принципу углубления в сущности определения человеческого бытия. Постарайтесь рассмотреть логику развития античной мысли. Для понимания человека нельзя обойти вниманием христианскую антропологию, в которой человек стал пониматься как богоподобная сущность с определенной структурной организацией, долженствующий совершить подвиг воскрешения. Кроме того, человек понимается как микрокосмос, тождественный макрокосмосу. Эти взгляды развиваются в произведениях мыслителя эпохи Возрождения Н. Кузанского.

Рассмотрите, как изменяется топология человека, структурные компоненты человека.

Целый пласт исследований открывает немецкая классическая философия. Деятельность таких выдающихся мыслителей, как Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах ставит сущностные вопросы о человеке, как деятельностном, нравственном, биологическом, духовном существе.

Ограниченность домарксистского понимания человека была подвергнута критике с позиции практического материализма. Позитивная критика была основой социологической концепции Маркса. Следует сравнить натуралистический и социологический подходы.

Особый интерес, конечно же, вызывают современные представления. Направлений, изучающих человека как центральный предмет философии, достаточно много. Это персонализм, структурализм, герменевтика, лингвистическая философия.

Как известно, охватить всё невозможно. Поэтому предлагается рассмотреть самые основные, повлиявшие на развитие всего человекознания.

Рассмотрите данные направления в сравнительном плане, выявляя что-то тождественное и то, что противополагает одно направление другому. Также немаловажен вопрос о связи современных и классических представлений, выработанных на протяжении веков. Категории сущности и существования, свободы и необходимости, бытия и ничто, полноты и отсутствия полноты сущности; сознание и бессознательное фигурируют в данных концепциях и отражают существенную проблематику теории человека.

Тема № 3. Основания человеческого бытия

    1. Метафизические основания и философское постижение человека. Пределы человеческого бытия.
    2. Характерные черты бытия человека. Бытие и жизнь. Основные экзистенциалы человеческого бытия.
    3. Психофизические основания бытия человека.
    4. Нравственные основания бытия человека.
    5. Социокультурные основания бытия человека.

Темы рефератов и докладов

    1. Специфика бытия человека. Связь человека с формами бытия.
    2. Экзистенциальное постижение человека. Существование как жизнь.
    3. Натуралистический подход к исследованию человека в философии Нового времени.
    4. Человек – машина, человек – растение в философии Ламетри.
    5. Нравственные начала человека и их освещенность в русской философии.
    6. Предельные основания как философская реконструкция человека.

 

 

Вопросы для обдумывания

    1. Почему основания бытия человека представляют собой множество, а не одно?
    2. Можно ли выделить основы человека, если при этом разрушается целостность и человек исследуется как нечто одностороннее?
    3. Что правильно:
    • сущность человека раскрывается в процессе существования;
    • сущность проявляется в процессе существования?
    1. Исчерпывается ли полнота человека его биохимической природой?
    2. Насколько верно утверждение, что человек изначально нравственное существо?
    3. Как понимать высказывание Декарта о том, что человек рождается дважды?

Методические рекомендации

Данная тема является специфически философской, поскольку именно философия исследует всеобщие стороны предмета, поскольку она и ставит онтологический вопрос "Что такое человек?". А в ответ на него требует вскрытия его сущности. Поскольку же природа сущности многоплановая и многоуровневая, то речь идет об основаниях человеческого бытия. Следует обдумать вопрос о правомерности такого подхода, и насколько эффективен этот путь для изучения человека. Если этот путь в философии принят, то сразу же возникает вопрос: как следует строить определение? Вспомните классическую методику определения, предложенную Аристотелем, через род и видовое отличие. Видовые отличия тоже имеют иерархию, которая и может нас приблизить к основаниям бытия человека.

Поскольку речь идет о бытии человека, постольку встает необходимость рассмотреть вопрос о специфике человеческого бытия в связи с различными формами бытия. В обыденной практике принято разграничение существования и жизни на основе полноты содержания. Ели рассматривать бытие как простую фиксацию, а жизнь как процесс, то, вероятно, это так. Но, если рассматривать существование как сгусток основных экзистенциалов, т.е. существенных аспектов человека, таких как свобода, неповторимость и страх потерять все это, стало быть, и стремление сохранить или наоборот, освободится от страха, решив отринуть, а жизнь представить как сплошную "текучку" с частными проблемами, не затрагивающими сущностной стороны бытия человека, тогда отношение перевернется, т.е. "я существую" будут гораздо весомее, чем "я живу…".

Рассматривая структуру человека, следует уяснить вопрос о связи структурных элементов и оснований бытия. В чем же заключается основания? Необходимо рассмотреть тело человека, душу, дух и сконструировать основания человеческого бытия. Например, тело человека, включающее и всю психику, является не просто живым организмом, а именно, человеческим организмом, который и реагирует на внешние воздействия особым образом. Человек не только биопсихическое существо, а еще и нравственное, т.е. не просто знающее добро и зло, а и стыдящееся, например, дурных поступков. Выяснение нравственных основ будет одним из звеньев перехода и предельным основанием бытия человека. Характеристика духа, мышления, языка, вообще знака, символа приведет к пониманию предельных оснований человеческого бытия.

Тема № 4. Свобода и отчуждение как основная проблема экзистенциализма.

    1. Критика классического понимания свободы в экзистенциализме. Свобода и необходимость.
    2. Свобода как независимость, как полнота сущности. Свобода и произвол. Ответственность человека за свое бытие.
    3. Проблемы отчуждения как проблема утраты полноты сущности. Многомерный и одномерный человек.
    4. Процесс освобождения как процесс присвоения сущности. Мера свободы. Экономическо-философские рукописи 1844 г. К. Маркса.

Темы рефератов и докладов

    1. Свобода есть познанная необходимость. Классическая формула свободы.
    2. Свобода и страдание. "Идея" Ивана Карамазова о фундаменте бытия человека и "слезинке ребенка".
    3. Жизнь Р. Раскольникова между свободой и произволом. ( По мотивам романа Ф. Достоевского "Преступление и наказание").
    4. "Одномерный человек" Г. Маркузе.
    5. Феномен отчуждения в социально-антропологической философии К. Маркса.

 

Вопросы для обсуждения

    1. Насколько правомерно определение свободы через необходимость?
    2. Является ли произвол порождением свободы?
    3. Насколько ответственность является регулятором поведения?
    4. "Сегодня мне дали свободу,
    5. Ну, что я с ней делать буду".

      В.С. Высоцкий.

    6. Возможна ли характеристика человека с точки зрения мерности?
    7. Согласны ли вы, что освобождение достигается присвоением?
    8. Как понимать высказывание: "Моя свобода начинается со свободы Другого"?

 

Методические рекомендации

Классическое определение свободы связано с именами Спинозы, Гегеля, Маркса, где свобода понимается как познанная необходимость. Процесс освобождения и есть познание необходимости, внутренних связей бытия, которые являются необходимыми. Сравните, как данное определение формируется в идеалистической философии Гегеля и как оно модернизируется в материалистической философии Маркса. Уже в ХХ веке данное определение было переосмыслено в рамках экзистенциализма, где не свобода объявляется порождением необходимости, а сама необходимость следствием свободы. Рассмотрите этот вопрос на примере философии Н.А. Бердяева, который объясняет "несотворенную свободу". Необходимость слепа, свобода "зряча", "замораживание" свободы везет к необходимости. В Западной философии Ж. – П. Сартр, А. Камю связывали бытие человека именно со свободой.

Свобода в экзистенциализме связана с полнотой сущности человека, которая становится таковой в процессе существования. Полнота же сущности означает независимость. Рассмотрите вопрос о том, что такое "свобода от" и "свобода для". Свобода и "произвол" две ипостаси независимости. Можно ли достаточно четко провести разграничительную линию между ними? На этот вопрос можно дать ответ, если рассмотреть вопрос об ответственности как корреляте независимости. Это позволит не смешивать эти два понятия и не подменять одно другим, что очень часто бывает. Немаловажным вопросом в выяснении сущности свободы выявляется идея об абсолютной свободе. Тема, которая развита в "Бесах" Ф. М. Достоевского.

Состояние современного общества и быта человека не могут быть достаточно обозначены без проблемы отчуждения человека в обществе. Эту тему развивает К. Маркс в своих "Экономическо-философских рукописях 1884 г.". Рассмотрите подробно данное произведение и выясните, что представляет собой отчуждение продуктов труда, деятельности, родовой сущности и отчуждение человека от человека.

В ХХ в. в философии Г. Маркузе появилось выразительная форма отчуждения – это одномерный человек. Чем отличается одномерный человек от многомерного? Что такое отчуждение отчуждения? На эти вопросы можно ответить, если вы уясните себе, что такое свобода, отчуждение. Процесс восстановления человека, его свободы есть отчуждение отчуждения. Другими словами, этот процесс тождественен процессу наполнения сущности. Наполняется ровно столько сколько отчуждено. Возникнет вопрос, а как измерить свободу и можно ли это сделать. Здесь уместно размышление М. Мамардашвили, о том, что свобода – это желание большей свободы, т.е. уже в своем стремлении к свободе человек делает шаг к освобождению.

 

Тема № 5. Человеческое бытие и социальное бытие

    1. Антропологические основания социальности. Понятие антропосоциогенеза. Онтогенез и его роль в развитие человека.
    2. Социум как исходная матрица персональности. Всеобщие предметные формы социальности (производство, распределение, обмен, потребление).
    3. Основные феномены человеческого бытия и основные категории социально-философской антропологи.
    4. Бытие человека во "второй" природе, удвоение человеческого бытия. Понятия артефакта, техники, технологи.
    5. Пределы человеческого бытия. Человеческое бытие как мера социокультурного бытия.

Темы рефератов и докладов

    1. Критика философской антропологии Л. Фейербаха с позиции исторического материализма К. Маркса.
    2. Немецкая философская антропология в современном прочтении (М. Шеллер, Х. Плесснер, А. Гелен и др.)
    3. Этология человека и социально-культурная среда (К. Лоренца).
    4. Социально-антропологический персонализм Э. Мунье.
    5. Культурно-историческая концепция человека и его сознания Л.С. Выготского (онтогенез).
    6. Историческая психология и психоистория.
    7. Возможность как модус (способ) человеческого существования, социализация и обучение.
    8. Г. Маркузе о соотношении Эроса и цивилизации.
    9. Бытие человека и его образ в ХХI веке: прогнозы и опасения.
    10. Человеческий фактор в глобальном социокультурном кризисе.

Методические рекомендации

Значение терминов в словосочетании "антропологические основания социальности" имеют следующее содержание. В философии говорят об основаниях тогда, когда хотят подчеркнуть обусловленность появления существования чего-либо, отличную от причинной, логической (закон достаточного основания), обстоятельственной, случайной или иной. Проблема определения антропологических оснований социальности появляется тогда, когда исторические особенности, прежде всего, социально-экономического и политического порядка, подчиняясь своим собственным законам, отрываются от своего базиса – человеческого бытия, и не только приходят в противоречие с ним, но и ставят под угрозу вообще существование такого вида живых существ, как Homo sapiens (к примеру: возможность ядерной и технологической катастрофы, изменение климата Земли под влиянием подчас не контролируемого развития промышленности, проблемы экологии (внешней и внутренней) и валеологи и другие факторы мирового и общечеловеческого кризиса). В этом смысле понятие предела человеческого бытия получает двоякое значение: с одной стороны, значение времени "жизни на", с другой – качества бытия, собственно человеческого бытия. Вместе с тем проблема предела бытия человека соотносима с актуальной темой сегодняшнего дня – проблемой ресурсов. Человеческое бытие становится главнейшим ресурсом как цивилизационного, так и культурного развития. Проблемность в том, что количественное решение уже нельзя признать адекватным. Перефразируя и дополняя Д. Белла, американского социолога и политолога, можно сказать, что и именно человеческое бытие становится стратегическим ресурсом (Белл говорил о знании).

Другое значение термина "антропологические основания социальности" было обоснованно (преимущественно теоретически) в немецкой философской антропологии (М. Шеллер, Х. Плесснер, А. Гелен, К. Лоренц и др.). Суть в том, что в результате эволюционного развития (филогенеза) человек как вид живых существ сложился как неспециализированное существо с ослабленными органическими программами поведения (инстинктами). Такая особенность существенно снижала возможности приспособления к природной среде (и соответственно формогенез органической целостности), что делало вероятность выживания "человека" проблематичной. В то же время соотносимая со специализированностью неспециализированность толкуется положительно как универсальность. Последняя же, сохраняя первое значение, понимается как возможность. Поэтому в философской антропологии человек определяется через модус (способ) существования, и им является возможность.

Исходя из такой антропологической предпосылки, можно понять компенсаторное содержание социальности и культуры, антропогенеза и онтогенеза (и его роли в развитии индивидуальности человека). Следует обратить внимание на возрастание нагрузки на отдельного индивида. Качество человеческого бытия не дано человеку, а задается как задача. Только у человека существует риск перестать быть человеком, и только человек является существом, для которого его собственное бытие является проблемой. Отсюда вытекает и ответственность за свое бытие.

Правильное (объективное) понимание этих принципиальных положений, достигаемое путем осмысления и продумывания оригинальных философских текстов, позволит в целом ориентироваться в проблематике социально-философской антропологии. Понять историческую и сегодняшнюю подоплеку "антропологического поворота" в философии ХХ столетия; оценить ретроспективно и перспективно основу таких суждений, как "конец человека", "конец Бога", "конец философии", "конец истории"; поможет бережно и внимательно относиться к своим мыслям, - поскольку они начало поступков (Лао-Цзы).

Вопросы для обдумывания

    1. Какова ценность социально-антропологического знания для поведения человека в современных условиях?
    2. В чем различие между социальной и культурной обусловленностью человеческого бытия?
    3. Покажите различие в понимании человеческого бытия как социального бытия и социального бытия как человеческого бытия?
    4. Почему на онтогенез человека приходится основная нагрузка?
    5. Изменяется ли антропологическая природа человека в историческом процессе?
    6. Какова познавательная и ценностная характеристика т.н. социального дарвинизма?
    7. Почему любовь – смерть, труд – игру, одиночество – коммуникацию называют феноменами человеческого существования?
    8. В чем назначение антропологической экспертизы социальных явлений?
    9. "Смерть человека" – это идеологема или знак грядущих перемен?
    10. В чем различие между организмом и механизмом?

Тема № 6. Коммуникативная природа человеческого бытия.

    1. Бытие человека как со – бытие и как коммуникация. Коммуникация как метафизический и социально-антропологический феномен.
    2. Опосредованность бытия человека и коммуникация. Реальность коммуникативных связей и подлинность человеческого существования.
    3. Коммуникация и структура человеческого бытия (Я и Другой, Я и Чужой, Я, ТЫ, ОН (ОНИ), МЫ).
    4. Принципы монизма и диалогизма – объяснительные принципы бытия человека.
    5. Коммуникация и проблема индивидуально-личностного развития человека. Уединение и одиночество – формы коммуникации.

Темы рефератов и докладов

    1. Идея взаимополагания Я и ТЫ у Л. Фейербаха.
    2. "Диалоговедение" М. Бахтина.
    3. Философия коммуникации К. Ясперса.
    4. Диалогический персонализм М. Бубера.
    5. Образ МЫ как основа социальной философии у С. Л. Франка.
    6. Экзистенциальная коммуникация Ж.-П. Сартра.
    7. Концепция интерсубъективности в феноменологической социологии А. Шюца.
    8. Языки осуществления коммуникации. Устное, письменное, печатное и "компьютерное слово".
    9. Понятие одиночества в философии и психологии.
    10. Понятие Двойника и Собеседника у А. Ухтомского.

Вопросы для обсуждения

    1. Почему для человека "быть – значит общаться диалогически" (М. Бахтин)?
    2. Почему М. Бубер характеризует бога как вечное ТЫ?
    3. Почему МЫ первичная реальность по отношению к отдельному Я (С.Л. Франк)?
    4. Почему не может быть беспредпосылочных суждений?
    5. Верно ли, что искусство есть то, что происходит с нами, когда мы читаем книгу, смотрим кино (Э. Левинас)?
    6. Возможно ли абсолютное одиночество?
    7. Покажите различие между общественностью и соборностью?
    8. "Ад – это другие" (Ж.-П. Сартр): когда и почему?
    9. Непонимание это проблема бытия или коммуникации?

Методические рекомендации

Бытие человека (как индивида) возможно как человеческое бытие только как со-бытие, человека в единственном числе нет. Но важно, однако, различать, что во мне дано мне непосредственно и что только через другого. С другой стороны, существенно то различие, которое проводится в экзистенциализме и практическом материализме, между отчуждаемым и неотчуждаемым в человеке. Ещё один аспект человеческого бытия связан с пониманием его как выразительного и говорящего бытия. В таком ракурсе человеческого бытия не совпадает с самим собой и потому неисчерпаемо в своем смысле и значении (М.Бахтин), и в таком качестве является предметом гуманитарных наук. Поэтому проблема коммуникации (общения) в связи с проблемностью человеческого бытия является одновременно как метафизической темой (К. Ясперс), так и темной социально-философской антропологии.

Поэтому-то полнота и богатство человеческой сущности раскрывается и осуществляется в действительной (в значении соответствующей собственной природе) совокупности всех связей и отношений индивида с другими, как непосредственно, так и опосредованно, в том числе и исторически.

Архитектоника (лежащее в основании) человеческого бытия, взятая как отношения Я – Другой, разворачивается в систему связей и отношений: Я – для – себя, Я– для – другого, Другой – для – меня, Я – ты, я – он (они, оно), я – мы и т.д. К примеру, личностное бессознательное Фрейд обозначил неопределенным личным местоимением ОНО. И с точки зрения данной темы его заслуга состояла, в том, что он открыл язык бессознательного и сделал, следовательно, его не только выразительным, но и понятным (перевел на обычный естественный язык), что и позволило не только понимать бессознательное, но и овладеть им.

Социально-антропологическая проблематика темы в специальном выражении важна по причине дефицита и деформации человеческого общения. Не случайно именно экзистенциалисты фиксировали первыми этот изъян: "ад – это другие" (Ж.- П. Сартр), - "нет высшей роскоши для человек, кроме роскоши человеческого общения" (А. де Сент - Экзюпери). У одиночества как формы общения двоякое содержание: как уникальное и неповторимое существование человек одинок (единственный) по природе своего бытия, в тоже время его исключительная особенность не дана ему априори (до опыта общения), она задана ему и существует как задача, решаемая в общении, человек обретает свою индивидуальность в общении. Поэтому-то быть – значит общаться диалогически, когда диалог кончается, все кончается. Как смерть делает невозможной осуществление дальнейшей возможности (М. Хайдеггер), так одиночество существенно ограничивает возможность личностной индивидуализации. Одиночество (как и другие существенные феномены человеческого в бытии индивида) понимается в социально-философской антропологии как предельные, пограничные ситуации. Не приобретая опыт переживания и осмысления таких экзистенциальных ситуаций, индивид существенно теряет в развитии способности адаптации к внешней и внутренней среде, способности индивидуально-личностного развития.

Тема № 7. Индивидуально-личностное бытие человека и проблема самосознания

    1. Родовое и индивидуально-личностное бытие человека. Понятие "человек", "индивид", "личность", "индивидуальность"; "индивидуальность и "человек массы".
    2. Индивидуальность как способ существования социокультурного бытия человека. Понятие субъективности и самости.
    3. Отчуждаемое и неотчуждаемое в бытии человека. Отношение человека к своему бытию и проблема ответственности человека за свое бытие.
    4. Самоценность и смысл человеческой жизни. Смысл жизни - интегрированное выражение свободы, целостности, индивидуальности и осознанности человеческого бытия.

Темы рефератов и докладов

    1. Органические предпосылки и социокультурные основания индивидуализации человеческого бытия.
    2. Индивидуализация как фактор многообразия и устойчивости социума.
    3. Индивидуальность и эготизм, индивидуализм и эгоизм.
    4. Индивидуальность и проблема самоактуализации личности (А. Маслоу).
    5. К. Юнг о психологических проблемах индивидуализации и критика тоталитаризма.
    6. Проблема смысла жизни и логотерапия В. Франкла (смысл жизни, экзистенциальный вакуум, формы обретения смысла жизни).
    7. Потребность смысла жизни у К. Обуховского. Фрустрация потребности смысла и суррогаты бытия.
    8. Понятие смысла жизни в социальной философии С.Л. Франка.
    9. Философия смысла жизни у С.Л. Трубецкого.
    10. Смысл жизни и абсурд у А. Камю.
    11. Индивидуальность и соционика.
    12. Индивидуализация как проблема как проблема личностной и культурной идентичности.

Методические рекомендации

В существующем социокультурном контексте важность различения родовой и индивидуально-личностной формы бытия человека состоит в том, чтобы сделать легитимными и обоснованными сдвиги в оценках перспектив общественного развития. Общественная история людей всегда является историей их индивидуального развития, осознается это или нет. Однако объективная история до сих пор была такова, что интересы отдельных людей приносились в жертву интересам рода. Философским выражением этого противоречия было преимущественно монистическое мировоззрение (не отбрасывания дуализм Р. Декарта и плюрализм Г. Лейбница), полагающего одну субстанцию в основание всего сущего. Но если эта установка способствовала развитию гносеологической проблематики и, в конечном счете, образованию научного знания, то эта же установка уже не помогает в решении социально-антропологических проблем. И сегодня монизму отчетливо противостоит плюрализм и диалогизм как одна из его позитивных форм.

ХХ век породил такой социально-психологический феномен, как "человек толпы", "человек массы", даже "восстание масс" (Х. Ортега-и-Гассет) и "век толп" (С. Московичи). Индивидуальность противостоит этому явлению. Индивидуальность как социально-философское понятие выражает и определяет способ существования социокультурного бытия человека. И в этом значении сохраняет родовое измерение бытия человека в снятом виде.

Вместе с тем осознание общественной и социокультурной ценности индивидуальности повлекло к обнаружению и прояснению таких проблем собственно социально-антропологического порядка, которые раньше и не предполагались. Абсурдность и деформированная осознанность бытия "человека толпы", а также социальный инстинкт самосохранения активизировали анализ собственно человеческой онтологии – ее смысловое содержание, т.е. самый специфический аспект человеческого бытия, его "верхний этаж".

Парадокс состоит в том, что чем боле человек становится свободным от природной, телесной, экономической и иной "материальной" зависимости, чем больше у него возможностей для самовыражения, самореализации и индивидуализации, тем больше он начинает испытывать скуку, пустоту, тревогу, страх и др. пограничные состояния. Осознание причин экзистенциального вакуума привело к пониманию недостаточности, подчас принципиальной, понимания природы человеческого бытия по модели равновесия или гомеостаза (все разновидности психоанализа и психосоматической медицины). Оказалось, что само существование не является для человека достаточно сильным мотивом преодоления действительности (С. Шуман).

Дело в том, что такой атрибут (существенное свойство) человеческого бытия как свобода, мыслимое по модели "человек – природа" в форме "свобода от", не только не характеризует человека в его сущности, но искажает эту суть. "Свободы от" нет без "свободы для". Если человек есть принципиально открытая неравновесная система, то ее негэнтропийное состояние будет зависеть от способности постоянно выходить за приделы наличного бытия, трасцендировать. Иными словами, будущее как возможное является необходимым условием человеческого бытия в целом.

Своим иным данного конкретного бытия человека является бытие, превосходящее его и существующее как задача, как потребность, как цель. В. Франкл поэтому и выстраивает ряд: свобода воли – воля к смыслу – смысл жизни. Блокирование любого элемента в этой цепочке приводит к нарушениям адаптационных механизмов, структур идентификации личностной и культурной, органических структур.

Важно подчеркнуть, что такое представление особенностей человеческого бытия меняет отношение к ключевым вопросам, относящимся к компетенции социально-философской антропологии и гуманитарного знания. Некоторые современные исследователи наряду с логотерапией (В. Франкла) начинают говорить о софотерапии, видя социокультурную и антропологическую функцию философской антропологии в формировании смыслового поля бытия человека.

Вопросы для обдумывания

    1. Можно ли самому определить (осознать) свою индивидуальность?
    2. Способствует ли общество потребления индивидуализации бытия человека?
    3. Как быть в ситуации абсурда?
    4. Почему и как понимание снимает проблему абсурдности жизни?
    5. В чем состоит риск человеческого существования?
    6. Способствует ли социально-антропологическая философия обретению смысла жизни?
    7. Почему "если имеешь зачем жить, можно вынести любое как" (Ф. Ницше)?
    8. В чем смысл вопроса Гамлета "быть или не быть"?
    9. В чем различие между логотерапией и софотерапией?
    10. Страшно не умереть, а не быть. Почему?

Словарь ключевых терминов

Абсурд

    • Бессмыслица, нелепость, непонятное.
    • Как и страх и сон, является разрушителем личности, качеств субъектности и самости.
    • Блокирует социальную адаптацию и индивидуальное развитие.
    • Соотносится со смыслом.

Антропогенез

    • Происхождение и развитие человека как общественного существа.

Антропологизм

    • Научная концепция, рассматривающая человека как высшее и совершеннейшее произведение природы.
    • Всеобщая характеристика философии.
    • Антропологический поворот в философии ХХ века – объективная тенденция к соединению проблематики философии в единое целое с человеком в центре.
    • Исходное основание для теоретических построений в психоанализе, экзистенциализме, персонализме, гуманистике, этике, философской антропологии.

Барьер смысловой

    • Несовпадение смыслов высказанного требования, просьбы, приказа, суждения и т.п. при общении партнеров, создающее препятствие для их взаимопонимания и взаимодействия.
    • Форма отчуждения между Я и Другим.

Бытие

    • Философская категория, обозначающая существование, бытие в мире, данное бытие.
    • Соотносится с ничто.
    • Это последнее, о чем еще допустимо спрашивать (Н. Гартман).
    • "Просека", которая открывает тайну сущего, делает его понятным (М. Хайдеггер).
    • Различают бытие человека и человеческое бытие (со-бытие) или человеческое в человеке.
    • Для индивида бытие существует как задача, как осуществление его назначения и судьбы.

Воля к смыслу

    • Рассматривается в ряду "свобода воли – воля к смыслу – смысл жизни" (В. Франкл).
    • Последнее самостоятельное усилие человека, сохраняющее его качество свободы и возможность обретения смыслосодержащего бытия.
    • Противоположно "воли к удовлетворению" и "воли к власти", являющимися производными по отношению к изначальной воли к смыслу.
    • Имеет основание в антропологической особенности человека.

Выбор

    • Является важнейшей составной частью человеческого бытия, формой самоопределения и самости человека ("я сам").
    • Соотносится со свободой, практическим разумом, экзистенцией, экзистенциальной коммуникацией.
    • Предполагает мужество принять отвергнутые альтернативы и ответственность за выбранную.

Глобальные проблемы

    • Проблемы, затрагивающие жизненные интересы всего человечества и требующее для своего решения согласованных действий в масштабах мирового сообщества.
    • Деформированное человеческое бытие рассматривается в качестве отдельного и самостоятельного фактора глобальных проблем.

Герменевтика

    • Искусство и теория истолкования текста.
    • Всеобщий и необходимый аспект философского и гуманитарного знания.
    • Принимает понимание как специфический и адекватный способ познания человеческого бытия (в "науках о духе" и о человеке – В. Дилтей, Ф. Шлейермахер). Человека, прежде всего, нужно понять, а потом любить или ненавидеть (М. Бахтин), изучать и знать.
    • Понимание текста и человека (как текст) одновременно является само - пониманием и себя - пониманием. Понимание как познавательный процесс не отчуждается.
    • Понимание нейтрализует негативное влияние абсурда на бытие человека. Понять значит измениться, превзойти самого себя (Ж.-П. Сартр).
    • Непонимание есть знак нарушения внешней и внутренней коммуникации.

Гуманность

    • Обусловленная нравственными нормами и ценностями система социальных установок личности, которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуется в общении и деятельности в актах содействия, соучастия, помощи.
    • Выражает содержание со-бытия, позитивна и созидательна. Противоположна нигилизму и деструктивным видам деятельности и общения.

Деперсонализация

    • Изменение самосознания личности, связанное с ощущением потери своего Я, переживанием отсутствия эмоционального и ценностного отношения к жизни, с ощущением себя как чужого.

Защита психологическая

    • Явление, связанное со стремлением человека не допустить в сознание травмирующие личность переживания.
    • Сохраняет сложившееся представление человека о самом себе, целостность внутреннего мира.
    • Выражает пограничность и отделенность бытия человека от бытия Другого и, соответственно, свою собственную определенность и ценность. Появляется при угрозе культурно-национальной идентичности.

Защитные механизмы

    • Вытеснение, подавление, отрицание, идентификация, регрессия, изоляция, конверсия, проекция, интроверсия, сублимация и др. Проанализированы в психоанализе. Действуют бессознательно. Кроме сублимации, не являются продуктивными и выражают деформации процессов общения, "поломки" в со-бытии.

Зрелость (взрослость)

    • Наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальны и физических способностей человеческой личности.
    • Существенным основанием зрелости является обретение индивидом своего смысла жизни. Соотносится с инфантильностью (недоразвитостью).

Игра

    • Один из шести феноменов человеческого бытия. Противоположна труду. Характеризуется добровольным принятием правил игры, высокой ценностью самой игровой деятельности, свободным и индивидуальным выражением спонтанности, естественности и целостности человеческого бытия. Является культурной формой пробуждения и развития творческой способности.

Индивид

    • Единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям
    • Определяется в категориях "отдельное – связь (отношение, взаимодействие)".
    • Человек в значении индивида характеризуется прежде всего в аспекте его антропологических и органических особенностей (пол, возраст, темперамент, конституция, тип высшей нервной деятельности). Основная задача, стоящая перед человеком как индивидом, задача выживания. Бытие человека в качестве индивида – необходимое условие его бытия в качестве личности.
    • Понятие индивида соотносимо с понятием конечности, смертности, бренности бытия человека. Принципом существования индивида является гомеостаз – поддержание равновесия внутренней среды. Деформация в механизмах гомеостаза приводит к стрессам.
    • Обнажение такого органического основания бытия человека становится особенно заметно в критических ситуациях, что порождает различные компенсации страха смерти.

Индивидуальность

    • Неповторимый, самобытный способ бытия конкретного человека в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной деятельности. Индивидуализация – способ осуществления человеческого бытия в его целостности всех составляющих уровней развития.
    • В качестве индивидуальности человек противостоит "человеку толпы".
    • Определяется полностью не набором индивидуальных черт и свойств, а в формах соотношения с другой индивидуальностью (взаимоотражения по типу зеркального).
    • Является условием самореализации человеком своего содержания бытия, характеризует человека в его уникальности, неповторимости и на этой основе – самоценности человеческого бытия.
    • Индивидуальность это качественная, а не количественная определенность бытия человека, и в этом значении тождественная самому его существованию.

Инстинкт

    • В отношении человека в сравнении с животными утверждается отсутствие специализированных врожденных программ поведения, обеспечивающих приспособление к окружающей среде. По этой причине человек есть единственное живое существо, которое может жить, только создавая свой особый мир.
    • Общим, неспециализированным инстинктом у человека является инстинкт жизни ("жажда жизни" – Джек Лондон) – последнее, что остается у человека в нечеловеческих условиях. А. Маслоу показал в своей иерархии жизненных мотивов, что неудовлетворение витальных потребностей блокирует развитие высших мотивов, метамотивоции.
    • Психоанализ в качестве антропологического основания полагает Эрос (либидо), противопоставляя Эросу Танатос. Вместе с тем существование человека в искусственной, "второй" природе по-своему деформирует инстинкт жизни (Г. Маркузе). Анатомию человеческой деструктивности и борьбу Эроса и Танатоса (биофилии и некрофилии – "любовь" к смерти) описал и объяснил Э. Фромм.

Коммуникабельность

    • Способность к легкому установлению социальных контактов, общительность.

Коммуникация

    • В философии – необходимый аспект человеческого бытия, выражение его содержания как со-бытия. Коммуникация – изначальный феномен человеческого бытия. Имеет двоякий смысл: как экзистенциальная коммуникация (взятая в сечении "отчуждаемое – неотчуждаемое") – разработана К. Ясперсом в экзистенциализме и как момент со-бытия разработана в "диалоговедении" М Бахтина.
    • В социально-философской антропологии коммуникация рассматривается в аспекте возможностей реализации своего бытия и реализации полноты сущности, т.е. в процессе перехода от возможности к действительности.

Личностный смысл

    • Личностно-индивидуальное отражение действительного отношения человека к тем объектам, ради которых развертывается его деятельность, осознаваемое как "значение – для – меня". Охватывает не только структурные компоненты деятельности, но и социальные нормы, роли, ценности, идеалы (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Ю. Агафонов и др.).
    • Выполняет регулятивную функцию поведения человека, поскольку является субъективной формой объективного социокультурного содержания.

Личность

    • Человек как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других людей.
    • Человек как субъект социокультурных отношений, перешагнувший через проблемы социальной адаптации, образования, органических ограничений.
    • Человек как личность – человек в собственно историческом измерении, человек как субъект истории.

Любовь

    • Существенный феномен человеческого бытия. Соотносится с феноменом смерти и побеждает смерть.
    • Высшее человеческое выражение Эроса.
    • Высшее человеческое чувство к Другому и для Другого.
    • Утрата человеком способности любить самому (субъектности) ведет к тяжелым формам тоски и депрессии.

Мировоззрение

    • Совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его социокультурного поведения.
    • Содержание мировоззрения – необходимый компонент экзистенциального уровня коммуникации, поскольку мировоззрение несет нагрузку связи и объединения людей между собой.

Монизм

    • Измерение философских позиций с точки зрения принятия за основу всего существующего одного начала. Соотносится с плюрализмом.

Мудрость

    • Высшее проявление глубины ума, опирающегося на способность обобщения опыта и здравый смысл.
    • Не отделима от носителя и субъекта мудрости, от мудрого. В мудрости индивидуальность проявляется полностью в одной способности. В ряду "мудрость – знание – информация" качество целостности смыслового знания и личности уменьшается.

Нормы социальные

    • Исторически сложившиеся или установленные стандарты и правила поведения человека в обществе.
    • Как правило, асоциальное поведение и отклоняющееся по причинам болезней мозга дебютируют нарушением социальных норм, в первую очередь нравственных.

Одиночество

    • Один из феноменов человеческого бытия. Соотносится с коммуникацией, является формой коммуникации. Переживание одиночества это предчувствие конечности и единственности человеческого бытия. В этом значении требует от человека мужества быть, принять ситуацию и повернуться к Другому. Человеку одиноко с Двойником, но не с Собеседником (А. Ухтомский).
    • На стадии доличностного развития одиночество блокирует возможность становление бытия человека как субъекта в социокультурной сфере. На стадии постличностного развития одиночество сужает возможности полноты бытия и является одним из сильных психогенных факторов, разрушающих личность (состояния тревоги, страха, напряженности, опустошенности, депрессии, искажения объективного восприятия, мышления, просто здравого смысла и т.п.).

Онтология

    • Философское учение о бытии, соотносимом с ничто, хаосом, беспорядком, неопределенностью. Возникает из принципиальной различенности между природным и собственно человеческим бытием как бытием "искусственным", произведенным.
    • В социально-антропологическом знании рассматриваются специфические особенности человеческого бытия, антропологические, социокультурные, социально-психологические условия становления, развития, утраты и перспективы бытия человека.

Ответственность

    • Основное условие осуществления человеческого бытия. Поскольку основанием человеческого в бытии является само это бытие, человек не может избежать ответственности за свое бытие. Для человека нет алиби в бытии (М. Бахтин). Ответственность здесь является выражением должного. Долженствование соотносимо с сущим, с существованием. Такое долженствование является проявлением атрибута свободы человека. Избегание ответственности неизбежно приводит к виновности.
    • Ответственность есть ответ на вызов, который предлагает человеческое бытие человеку, вызов, от которого индивид не может уклониться.

Пограничные ситуации

    • Термин введен К. Ясперсом. Характеризует пределы человеческого бытия, переживаемые как состояния существования: страх, решимость, забота, забвение, заброшенность, вина, скука, отчаяние, одиночество, безверие, тоска, смерть. судьба, абсурд и др. Понимание экзистенциального характера этих состояний, в котором выражается сущность собственно человеческого, позволяет человеку сохранять свое бытие. Понимание сохраняет отношение человека к своему бытию, и само является выражение и потребностью его природы.
    • За пределами этой границы у индивидов могут развиваться острые формы неврозов и психозов.

Понимание

    • Функциональная форма разума, отличающаяся от других познавательных форм. Целью понимания является смысл. В смысле человеческое бытие является самому себе на границе своего отрицания.
    • Состояние сознания человека, для которого характерна уверенность в точности и адекватности представления о предметах, явлениях и их сущности. Подобная уверенность в объективности предметного содержания соотносима с уверенностью в значении собственного бытия человека.

Поступок

    • Дискретная единица поведения человека, в котором проявляются, прежде всего, его взаимоотношения с социальной средой.
    • Сознательное действие, оцениваемое как акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя в своем индивидуально-личностном позитивном отношении к другому человеку, себе самому, группе или обществу.
    • Основная единица социокультурного поведения человека.
    • Архитектоника поступка: Я – для – себя, Я – для – Другого, Другой – для – Меня (М. Бахтин).

Психоанализ

    • Общее название различных школ и учений, возникших на научной базе психологического учения и психотерапевтической практике З. Фрейда (К. Юнг, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм, Г. Саливан и др.). Метапсихология Фрейда определяет бытие человека в терминах пандетерминизма, редуцирует высшие проявления духа и характера к проявлениям витальных потребностей (принцип удовольствия), объясняет сознание и субъективность сознания через бессознательное, рассматривает поведение человека через призму стремления избежать нарушения внутреннего напряжения и биоэнергетического равновесия. С точки зрения социокультурных условий и причин возникновения психоанализ представляет собой первую реакцию на противоречие между телесным бытием человека и его бытием в качестве носителя культурных и цивилизованных свойств. Критический анализ ограниченности фрейдовских представлений о сущности человеческого бытия дают социально-антропологические исследования Г. Маркузе, Э. Фромма, представители гуманистического направления в психологии, экзистенциально-персоналистическая философия, логотерапия В. Франкла и др.

Развитие личности

    • Процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации.
    • Рост объема способностей, особенно универсальных (общих) способностей.

Риск

    • В социально-антропологическом измерении означает риск перестать быть человеком (Х. Ортега-и-Гассет). Такая возможность всегда грозит человеческому бытию, поскольку оно не предопределено и не дано, а существует как задача. В основании такого понимания положено представление философской антропологии о модусе (способе) человеческого существования как возможности. Поэтому греки античности говорили, что если ты не идешь вперед, значит ты идешь назад.

Самоактуализация

    • Термин введен А. Маслоу, означает в его иерархии мотивов высшую ступень, на которой индивид полностью реализует свою потенциальную особенность как индивидуальность. С позиции логотерапии В. Франкла ни самоактуализация, ни индивидуализация, ни тем более воля к власти и воля к удовольствию не могут быть реализованы как целесообразная деятельность.

Смерть

    • Существенный феномен человеческого бытия. Соотносим с любовью, побеждающей и не боящейся смерти.
    • Для человеческого бытия смерть как выражение конечности телесного бытия человека представляет собой вызов, на который человек не может не отвечать. Переживание смерти дает человеку экзистенциальный опыт – необходимый для его бытия как собственно человеческого. Только таковой ответ основывается на признании объективного содержания бытия вообще и человеческого в том числе, и не нуждается в психологической защите или нереальных компенсациях.

Смысл

    • Идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, конечная цель, ценность чего-либо; воспринятое значение какое-либо явления, предмета, знака; результат деятельности понимания.
    • Противостоит истине, цели, проекту, решению.

Смысл жизни

    • Центральное понятие в логотерапии В. Франкла. Предмет философского рассмотрения Н.Бердяева, С.Л. Франка, Н. Трубецкого и др. Относится к сфере собственно человеческого в человеке. Является последним содержательным регулятивом человеческого поведения в модусе возможности. Осознанный смысл жизни (смысл смысла) делает его ценностью. Предметное содержание смысла жизни превышает ценность жизни отдельного человека и ориентирует бытие человека в аспекте признания ценности объективного начала мира, тем самым освобождает человека от субъективистских иллюзий (способствует его взрослению). Пространство смысла жизни человека расположено над телесным, психофизическим бытием, включает все временные изменения (прошлое, настоящее, будущее), является сферой собственно человеческой психологии, единством формы и содержания.
    • Фрустрация воли к смыслу жизни порождает экзистенциальный вакуум и приводит к снижению жизненных сил человека, вплоть до болезни.
    • Соотносим с бессмысленностью бытия или абсурдом. Понимание смысла абсурда блокирует его негативные последствия.
    • Расширение представлений о бытии человека в таком аспекте послужило основанием для антропологического поворота в философском сознании ХХ века.
    • Занимает ключевое место в содержание антропологической экспертизы различных социальных отношений, институтов и процессов.

Человек

    • Ключевое понятие социально-философской антропологии.
    • Высшая ступень естественного развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Как уникальный биологический вид Homo sapiens возник около 40 тыс. лет назад в результате единого процесса антропосоциогенеза.
    • Включает четыре измерения: человек как индивид (телесное бытие), как субъект деятельности и общения, как личность или субъект социокультурных и исторических отношений, как индивидуальность. Характеризуется различными задачами и проблемами: выживание, формирование и развитие познавательной сферы, социальной адаптации и развитие собственно человеческих творческих способностей.
    • Центральная забота в истории ХХ века. Либо ХХI век будет веком человека, либо его не будет совсем (Ж.-П. Сартр).

Экзистенциональная психология

    • Одно из направлений гуманистической психологии, в рамках которого изучаются проблемы свободы, ответственности, выбора, смысла существования. Эти же проблемы являются предметом анализа в социально-философской антропологии и педагогической антропологии.

Экзистенциальный анализ

    • Метод анализа личности во всей полноте и уникальности ее существования, заключающийся в погружении личности в себя с целью выбора независимого от внешних условий "жизненного плана". Различают собственно экзистенциальный анализ как терапевтическую практику Л. Бинсвангера и логотерапию В. Франкла.

Экзистенционально-персоналистическая философия

    • Философия, в которой переплелись мотивы родственных, но различных направлений экзистенциализма и персонализма. Их проблема – положение человека в условиях современной цивилизации.

 

Библиографический список

Аббаньяно Н. Введение в экзистенциализм. СПб. 1998.

Агафонов А.Ю. Человек как смысловая модель мира. Самара. 2000.

Агацци Э. Человек как предмет философии // Вопросы философии. 1989. № 2.

Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М. 1977.

Антропологический поворот в философии ХХ века. Вильнюс. 1989.

Барулин В.С. Философско-социальная антропология. М. 1994.

Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. М. 1984-1985.

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М. 1986.

Бердяев Н.А. О назначении человека. М. 1993.

Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М. 1989.

Больнов О.Ф. Философия экзистенциализм. СПб. 1999.

Бубер М. Я и ТЫ. М. 1993.

Введенский А.И. Статьи по философии. СПб. 1996.

Всеобщая Декларация прав человека. М. 1989.

Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология. М. 1998.

Гуманитарная экспертиза: возможности и перспективы. Новосибирск. 1989.

Демидов А.Б. Феномены человеческого бытия. Мн. 1999.

Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. М. 1994.

Ефимов Ю.И. Философские проблемы теории антропосоциогенеза. Л. 1981.

Загадка человеческого понимания. М. 1991.

Каган М.С. Мир общения. М. 1988.

Келасьев В.Н. Интегративная концепция человека. СПб. 1992.

Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М.1984.

Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М.1984.

Конев В.А. Человек в мире культуры. Самара.1996.

Кутырев В.А. Разум против человека (Философия выживания в эпоху постмодернизма). М. 1999.

Лабиринты одиночества. М. 1989.

Левинас Э. Время и Другой. Гуманизм другого человека. СПб. 1998.

Леви-Стросс К. Структурная антропология. М. 1985.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. 1975.

Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М. 1998.

Льюис Д. Человек и эволюция. М.1964.

Любутин К.Н. Человек в философском измерении. Свердловск. 1991.

Мамардашвили М.К. Анализ сознания в работах Маркса // Вопрос философии. 1968. № 6.

Марков Б.В. Разум и сердце. СПб. 1993.

Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т.2.

Маркузе Г. Одномерный человек. М. 1994.

Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Киев. 1995.

Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб.1997.

Минюшев Ф.И. Социальная антропология. М. 1997.

Моисеев Н. Человек и ноосфера. М. 1990.

Москивичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. М. 1996.

Мунье Э. Манифест персонализма. М. 1999.

Назаров О.Н. О смысле жизни, его утрате и творении. М. 1989.

О человеческом в человеке. М. 1991.

Образ человека в ХХ века. М. 1998.

Обуховский К. Психология влечения человека. М. 1992.

Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М. 1994.

Ортега-и-Гассет Х. Человек и люди // Дегуманизация искусства. М. 1991.

Очерки социальной антропологии // Отв. ред. В.В. Шаров. СПб. 1995.

Очерки социальной философии// Отв. ред. К.С. Пигров. СПб. 1998.

Панферов В.Н. Психология человека. СПб. 2000.

Печчеи А. Человеческие качества. М. 1985.

Поликарпов В.С., Поликарпова В.А. Феномен человека: вчера и завтра. Р-на-Д. 1996.

Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. М. 1974.

Проблема человек в западной философии. М. 1988.

Прокофьева Т.Н. Соционика. Алгебра и геометрия человеческих взаимоотношений. М. 1999.

Психоанализ и наука о человеке / Сост. Е.В. Филиппова. М. 1996.

Резвицкий И.И. Личность, индивидуальность, общество. М. 1984

Рикер П. Человек как предмет философии // Вопрос философии. 1989. № 2.

Рогинский Я.Я., Левин М.Т. Антропология. М. 1978.

Рубинштейн С.Л. Человек и мир // Проблемы общей психологии. М.1973.

Самохвалов В. Психический мир будущего. Симферополь. 1998.

Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. М. 2000.

Сергеев К.К. Философская психология. Самара. 1999.

Соловьев В.С. Чтение о богочеловеке: В 2 т. 1989. Т. 2.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М. 1992.

Таранов П.С. Секреты поведения людей: опыт всемирной энциклопедии жизни людей в законах и примерах. Днепропетровск. 1998.

Тихонравов Ю.В. Экзистенциальная психология. М. 1998.

Успенский П.Д. Психология возможностей эволюции человека // Заблуждающийся разум. М. 1990.

Фейербах Л. Избранные философские произведения. В 2 т. М. 1955.

Флоренский П. Столп и утверждение истины. М. 1990.

Франк С.Л. Духовные основы общества. Л. 1991.

Франк С.Л. Смысл жизни // Вопросы философии 1990. № 6.

Франк С.Л. Сочинение. М. 1990.

Франкл В. Воля к смыслу. М. 2000.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М. 1990.

Фрейд З. "Я" и "ОНО". Труды разных лет. Тбилиси. 1991.

Фромм Э. Бегство от свободы. М. 1990.

Фромм Э. Иметь или быть? М. 1988.

Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М. 1977.

Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // Вопросы философии. 1989. № 2.

Хейзинга Й. Homo Ludens (человек играющий). М. 1992.

Человек в системе наук. М. 1989.

Шаповалов В.Ф. Основы философии современности. К итогам ХХ века. М. 1998.

Шаронов В.В. Основы социальной антропологии. СПб. 1997.

Шкуратов В.А. Историческая психология. М. 1997.

Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М. 1999.

______

Философский энциклопедический словарь. М. 1983.

Краткая философская энциклопедия. М. 1994.

Современный философский словарь. М. 1996.

Современная западная философия. Словарь. М. 1998.

Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону. 1995.

Универсальный словарь иностранных слов русского языка. М. 2000.