Open Psychology: как жить максимально комфортно

22 ноября Самарский университет открыл двери для жителей города, желающих послушать лекции и поучаствовать в мастер-классах по психологии. Это позволил формат фестиваля "Open Psychology". Его c 2011 года проводит психологический факультет. Преподаватели факультета подбирают темы лекций и адаптируют их для неподготовленной аудитории.
Корреспонденты пресс-центра социально-гуманитарного института сходили на лучший психологический event университета и узнали, о чем там говорят.
О том, что делать с депрессией
— Нам с вами приходиться держать сильнейший удар под названием жизнь, - задумчиво улыбается декан психологического факультета Константин Лисецкий. Сегодня он читает лекцию "Психопрактики для сломанного индивида". Послушать ее собралось более ста посетителей – и это только в одной аудитории.
В это же время на других лекционных площадках пытаются ответить на вопросы: где находится корень наших травм? нужно воспитывать детей или любить их? почему людям необходим страх? Темы мгновенно находят живой отклик у слушателей и дают основания для выводов: понимание истоков себя кроется в предыдущих поколениях; между любовью и воспитанием необходима гармония; а страх мотивирует к действиям, только нужно "пугаться внимательно", заглядывая внутрь себя. Беседовали и о депрессии. Она меняет не просто поведение человека, а даже состав его крови. Правда, лабораторных тестов на депрессию пока не изобрели, и поэтому самая лучшая профилактика — это чуткость, тепло и любовь ближних.
О том, почему мы болеем
Что такое здоровье? Как мы узнаем, что здоровы и что для этого нужно? На "Open Psychology" обсудили, как формируется образ здоровья человека, больного психосоматическими заболеваниями.
– Если человек попадает в тяжелые психосоматические заболевания, то, к сожалению, очень часто, в нем происходят внутренние и внутриличностные конфликты, - рассказывает старший преподаватель кафедры психологии развития Елена Зоткина. – И если мы говорим о процессе преодоления этого конфликта, о равновесии внутренней своей системы, то мало пройти хорошую терапию у специалиста, главное научиться брать себя в руки и возвращаться в нормальное состояние, потому что большинству пациентов их собственное тело им не принадлежит. Важно помнить о том, что жить надо ради себя и только потом мы сможем делать что-то полезное и приятное для других.
На лекции о телесности участникам предложили… подышать. Зачем? Да потому что дыхание - это самый доступный способ контакта со своим телом. А с ним современный человек очень часто ведет войну. И война проиграна еще до начала.
- Зачем бороться со своим телом, бороться с собой? Закройте глаза, глубоко дышите и ощущайте, как вы вбираете в себя мир, - советует доцент кафедры общей психологии Виктория Шпунтова.
О том, как понимать друг друга
Лекцию о развитии критического мышления и искусной постановки вопросов слушали даже из коридора. Много молодых людей собралось в аудитории и не хватало места для пришедших гостей. Старший преподаватель кафедры педагогики Игорь Мокраусов рассказал, как правильно научиться задавать вопросы, чтобы собеседник понял тебя, как нужно вести себя, слушая другого человека.
– Очень часто при общении с другими людьми мы не слышим, что нам говорят, и не хотим слышать, отсюда и возникает недопонимание, - делится секретами лектор. - Если мы хотим понять собеседника, нужно вникать в его речь и уметь спрашивать. Вопрос - это отправная точка для размышления. Если нет вопроса, то нет и размышления.
На мастер-классе "Мир эмоций: от таинственности к пониманию" у гостей была возможность раскрыть свои внутренние чувства. Марина Мышкина и Алла Гудзовская учили аудиторию правильно понимать и усваивать смысл негативных слов, делая их позитивными для восприятия. Слушатели на собственном опыте узнали, что с помощью интонации речи можно по-разному повлиять на человека.
- Важно понимать свои эмоции. Все, что мы говорим, у нас в голове, но не стоит забывать и о чужих чувствах, – подытожили преподаватели.
О том, почему появляется тревога
Что из себя представляет тревога и откуда она берется, рассказала доцент кафедры общей психологии Мария Серебрякова. Аудитория слушала заинтересованно: каждый человек в своей жизни подвержен тревоге и стрессу. Испытывать эти расстройства нормально для всех.
– Очень часто мы реально страдаем от того, чего нет и не случится в нашей жизни. У тревоги есть множество "масок". Например, гипервентиляция, остеохондроз - это реакции на стресс в ответ на изменение условий среды и это нормально. Проблемы возникают уже тогда, когда мы начинаем оценивать свое состояние и осознавать причину своего расстройства.
О том, как понимать свои проблемы и ставить цели
Старший преподаватель кафедры социальной психологии Оксана Камзина рассказала о том, какие бывают архетипы и как их определять. С помощью специальных карт "Мастер сказок" аудитория смогла описать свои проблемы и попробовать решить их, основываясь на различных метафорических ассоциативных картах.
Время человека: яд или лекарство? Доцент кафедры психологии развития Жанна Горькая обсуждала с аудиторией время.
– XX век – это век, в котором пунктуальность и своевременность стали добродетелью. Этого не было никогда, - объяснила преподаватель. – Образ времени связан с тем, как человек структурирует свою жизнь. Чтобы ваши мечты сбывались, сделайте так, чтобы цели, которые вы ставили, не были мечтами. Сделайте так, чтобы цели были согласованы с нормами жизни и различными традициями. Если для вас время является лекарством, то вы научились адаптироваться к нему и переводить ресурсы в стабильность.
Комментарий
Наталья Самыкина, доцент кафедры психологии развития, организатор проекта:
— Психология в жизни занимает определенное место: либо определяет жизнь, либо ею определяется. Что и как мы себе объясняем, откуда берем наше имплицитное знание, на какие особенности других людей обращаем внимание, а какие игнорируем вовсе — это следствие того, что с нами было раньше, какие мы есть сейчас и как видим свое будущее.
Анастасия Михайлова, Аделина Масалимова
Фото: Татьяна Попова