федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

Свежие новости

События

Алексей Иванович Медведев (11.03.1917 - 25.09.1991)

Алексей Иванович Медведев (11.03.1917 - 25.09.1991)

Самарский университет

Первый ректор Куйбышевского государственного университета

Полет (газета) история университета 75-летие университета бортжурнал
30.09.2017 1970-01-01
Первым ректором Куйбышевского государственного университета был назначен Алексей Иванович Медведев. Он наш земляк. Родился в селе Радужное Сызранского района Куйбышевской области. Крестьянин. Работал на МТС с 1934 по 1938 год. С 1938 года служил в рядах Красной армии, был заместителем политрука. Войну встретил заместителем командира роты. Алексей Иванович участвовал в боях с немецко-фашистскими захватчиками в составе 2-го дорожно-эксплуатационного полка 20-й армии западного фронта под Оршей и Смоленском. В этом же полку 29-й армии, а также в 393-й стрелковой дивизии  воевал под Великими Луками и Ржевом. С 26 июня 1941 по 12 апреля 1942  года находился на должности начальника штаба полка, политрука роты. С апреля 1942 по июль 1943 года проходил обучение в Военно-политической академии им. Ленина. После выпуска был назначен политруком 97-го стрелкового корпуса в составе 22-й армии 2-го Прибалтийского фронта. Демобилизован по инвалидности после второго ранения, полученного в 1944 году. Алексей Иванович Медведев награжден орденом Красного знамени  (1944 г.)  и  «Знаком Почета» (1949 г.), а также 6 медалями. 
После госпиталя работал начальником отдела кадров одного из заводов  в Куйбышеве,  заочно учился в высшей партийной школе ЦК ВКП(б), окончил ее в 1946 году. Вплоть до  1952 года работал в ЦК компартии Молдавии. В 1952-1955 гг. – аспирант Академии общественных  наук (Москва). С начала 50-х гг. занимает высокие партийные должности: работает заведующим отделом ЦК КП Молдавии.
А. И. Медведев  в 1955 году защищает кандидатскую диссертацию, а в 1956 году ему присвоено звание доцента.
С 1963 по 1969 год работает ректором Кишиневского государственного университета. В характеристике говорится о значительном вкладе А. И. Медведева на посту ректора Кишиневского университета в организацию учебного процесса и в повышение ответственности преподавателей за воспитание и обучение студентов, развертывание научно-исследовательской работы. Там же отмечается, что Медведев в работе всегда опирался на партийный комитет, считался с мнением общественных организаций, был требовательным, но в то же время чутким и внимательным руководителем.
А в это время в Куйбышеве на уровне  ЦК КПСС и Совета министров СССР решался вопрос о создании университета. В 1966 году А. Н. Косыгиным было подписано Постановление Совета министров СССР об открытии университета в Куйбышеве. Но со времени выхода постановления до открытия университета прошло 3 года. Приказом  Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР от 12.07.68 № 261к. кандидата исторических наук, доцента А. И. Медведева назначают ректором будущего Куйбышевского государственного университета. 
9 марта 1969 года Куйбышевский обком КПСС представил кандидатуру ректора КГУ доцента, к. и. н. А. И. Медведева для утверждения ученым советом в должности зав. кафедрой истории КПСС.
Как видим, Алексей Иванович имел большой опыт организаторской, общественно-политической деятельности, опыт руководства вузами. 
Это был очень интересный человек. У него были внимательные, испытывающие собеседника глаза. Он обладал множеством талантов. К числу достоинств Алексея Ивановича можно отнести то, что он считал себя отцом коллектива. 
1 августа 1969 года начались вступительные экзамены, было принято 200 студентов на физический, механико-математический факультеты и факультет гуманитарных наук, в последний входили историки, филологи. Свою жизнь университет начинал  в  нескольких комнатах Куйбышевского строительного института. Необходимо было решать первоочередные задачи: создавать  материально-техническую  базу, набирать штат преподавателей и сотрудников. Что касается формирования профессорско-преподавательского состава, то решать эту проблему можно было двумя путями: либо  набирать преподавателей из куйбышевских вузов, делая упор на педагогический институт (но тогда никакого нового университета не было бы, а был бы тот же педагогический институт), либо избрать другую дорогу. А. И. Медведев, закладывая основы нового университета, начал формировать коллектив, приглашая в вуз опытных профессоров и доцентов из ведущих университетов страны. Наряду с профессорами в университет были приглашены молодые, подающие надежду ученые. Своеобразным наставником нашего университета стал старейший российский университет – Саратовский, который оказывал научную, методическую, кадровую помощь. Саратовский университет дал нам достаточно большое количество физиков (Вячеслав Николаевич Алимпиев, Геннадий Петрович Яровой, Виктор Аркадьевич Рожков), а также представителей гуманитарных наук (Геннадий Афанасьевич Широков, Антонина Ивановна Волокитина). Из Новосибирского Академгородка к нам в университет был приглашен Вадим Николаевич Борисов, которого  можно назвать основателем Самарской философской школы. Он, в свою очередь, пригласил сюда Владимира Александровича и Людмилу Александровну  Коневых (они приехали в 1972 году). Из Казанского университета приехали несколько математиков, историки. И, конечно, в университет приехали молодые преподаватели, только окончившие аспирантуру Московского государственного университета: химики Виктор Николаевич и Лариса Борисовна Сережкины, журналист Валентина Николаевна Симатова, историк Михаил Иванович Леонов и др. Кроме того, А. И. Медведев первых выпускников, получивших диплом с отличием,  направлял  в целевую аспирантуру МГУ,  после окончания которой они возвращались в наш университет. Была еще такая практика: особо отличившихся в учебе студентов после второго курса  направляли в Московский или Ленинградский университеты, после завершения учебы они, как правило, поступали в аспирантуру. Разумная кадровая политика первого ректора позволила  успешно  реализовывать образовательные программы и вести подготовку специалистов на высоком уровне с первых лет существования университета. Учебный процесс в КГУ с самого начала соответствовал образовательным стандартам, присутствовали все его атрибуты: семинары, лекции, спецсеминары, курсовые работы, защита дипломов. Сразу же серьезно была поставлена научно-исследовательская работа студентов, проводились студенческие научные конференции, посвященные юбилейным датам. Например, в 1972 году отмечали 50-летие  образования СССР. В декабре была проведена очень интересная конференция, первое место на ней занял студент 1-го курса В. Я. Мачнев. Чувствовалась целенаправленная работа молодых преподавателей и студентов. Была даже конкуренция. Студенты понимали, что учатся в университете, потому, вливаясь в ряды отличников, становятся элитой. В студенческой среде появились лидеры, которым была присуща амбициозность, стремление стать преподавателем вуза, защитить диссертацию. 
Но материально-техническая база развивалась отнюдь не бурными темпами. В 1972 году  из школы № 41 мы были выселены, а взамен получили здание на ул. Потапова. В печати широко освещалось, что для университета выделили большую площадь, несколько десятков гектаров. Был даже изготовлен макет, на котором красовались учебные корпуса: физический, механико-математический, химико-биологический, лекционный, позади – 2 учебно-лабораторных корпуса, гуманитарный корпус, здание студенческого театра, спортивный корпус. 
Но строительство этих зданий шло с большим опозданием. Сначала построили здание физического корпуса, но завершение строительства пришлось уже на период ректорства  доктора физико-математических наук Станислава Ивановича Мешкова. Позднее были построены механико-математический и химико-биологический корпуса. В то же время выделялись достаточно большие средства на покупку оборудования. Был приобретен даже японский электронный микроскоп. 
Стиль руководства А. И. Медведева был исключительно авторитарным и другим он быть не мог: командные методы руководства сохранялись еще со сталинских времен и в эпоху Брежнева они в некоторых отраслях, в том числе и в образовании, вновь имели место быть. 
Регламентировалось всё. В том числе и учебный процесс. Опоздать на занятие или сорвать его – это было настоящим ЧП. За посещаемостью (как студентов, так и преподавателей) строго следили: ректор стоял у входа с 8:00 до 8:30, отмечал опаздывающих, и это дисциплинировало. Своеобразная регламентация была и при подготовке различных общественных  мероприятий, участии в праздничных демонстрациях. Партком отслеживал явку студентов, содержание  призывов и  лозунгов. 
Алексей Иванович очень внимательно относился и к подбору кадров. Иногда, конечно, появлялись случайные люди, но их было не так много. 
Когда я приехал в Куйбышев и пришел в Куйбышевский университет, то на 2-м этаже в здании на ул. Потапова увидел портретную галерею преподавателей, которые взяли на себя обязательство к 1975 или 1980 году написать и защитить докторские диссертации. Из всех  в срок защитился только Ленар Васильевич Храмков. Остальные, если и защитились, то гораздо позже. Общественная жизнь кипела: под руководством А. И. Волокитиной, Л. Ф. Чарковской и В. Я Мачнева бурную деятельность развивал Клуб интернациональной дружбы. Преподаватели с кафедры иностранных языков активно  включились в эту работу. 
Много внимания уделялось воспитательной работе со студентами: кураторы работали с 1-го по 5-й курс, было установлено дежурство преподавателей  в общежитиях. 
А. И. Медведев пробыл на посту ректора КГУ с 1969 по 1973 год. За это время были созданы все факультеты, сформированы кафедры, заложены традиции университетской жизни. Например, традиции проведения научных конференций и пленарных заседаний, на которых слушались доклады как естественников, так и гуманитариев; на факультетах -  методологические семинары, на которых обсуждались актуальные научные проблемы.   Причем обсуждение перерастало в дискуссию. Была заложена традиция проводить студвесны. Существовали стройотряды. Появились элементы университетской корпоративной культуры. Студенты гордились тем, что учатся в университете, который  является главным вузом города и области, задает планку развития науки, образования  и культуры. Университетов в Куйбышеве больше не было. 
Нередко в университет приглашались читать  лекции преподаватели из других вузов города. Студенты могли проанализировать, чем отличается, например, профессор педагогического института от доцента классического университета. Студенты осознали, что университет дает фундаментальную подготовку, которая является основой для дальнейшего саморазвития и самообразования. И самое главное то, что фактически уже через 5 лет университет стал выполнять главную цель: воссоздание слоя естественнонаучной и гуманитарной элиты. Именно эта цель и стояла перед университетом изначально, была определяющей. Ведь отраслевые вузы Куйбышева выпускали  огромное количество инженеров, город представлял собой мощнейший промышленный узел, где было сосредоточено колоссальное количество производственных предприятий. В Тольятти слой гуманитарной элиты был очень тонок и представлен только выпускниками педагогического института и теми, кто окончил Московский, Ленинградский или Казанский университеты. Но они растворялись в общей массе инженеров.
Уровень культуры Куйбышева во многом был очень низким. С появлением университета стала формироваться новая элита, новое представление о городе, о жизни, об идеологии. И если раньше университет был мечтой, то уже к 1974 году он стал реальностью, культурным явлением. 
Хотя ситуация была сложная. Власти, к сожалению, оказалась не на высоте в своем отношении к университету. И это, на мой взгляд, определило политику по отношению к университету на несколько лет вперед. Наша власть не понимала значимости университета. Считалось, что университет – это нечто эфемерное. 
С другой стороны, многое зависит от ректора. Я думаю, что уязвимым местом А. И. Медведева было то, что он не мог найти выхода из сложной ситуации, был недостаточно коммуникабелен, не хотел преклоняться перед местной властью. Он был настоящим коммунистом, который считал, что устав КПСС должны выполнять все, независимо от места работы. 
Он был достаточно жестким человеком и не всегда воспринимался куйбышевскими властями в качестве своего. Он был самодостаточным, бескомпромиссным, выполнял генеральную линию партии буквально во всем. Он считал, что малейшее отступление от устава КПСС – это нехорошо. Ты нарушал дисциплину – и ректор в тебе разочаровывался. Медведев был требователен и к себе, и ко всем, начиная от преподавателей и сотрудников и заканчивая студентами. 
Самым главным делом был для Медведева университет. С каждым молодым преподавателем он вел интересные беседы. Зима длинная, надо делать всякие заготовки. И Медведев мог спросить: «Сколько заготовок Вы сделали на зиму? Какие рецепты знаете?». Было у него такое отеческое отношение к преподавателям. 
Он был очень последовательным человеком. В период его пребывания на посту ректора было выдано самое большое количество квартир. Его можно критиковать, конечно, за жесткость, но он делал для университета всё, что мог.
Одним из замечательных итогов его деятельности стало то, что он, покинув пост ректора, много лет работал в университете доцентом, при этом никогда не старался выделиться,  не кичился прошлой должностью... Он и на посту доцента работал честно и добросовестно. Вспоминается эпизод. В День Победы Алексей Иванович рассказывал о своем участии в войне. И меня поразили его слова: «Многим, особенно молодым, казалось тогда, что война – это сплошная героика, что на войну идут за медалями, за орденами. Но 99 % войны – это тяжелейший, адский труд. Ты своей  работой должен создать условия для победы».
Мне кажется, что А. И. Медведев перенес в жизни колоссальные тяготы. И это не только война, хотя сколько мужества надо иметь, чтобы выжить, выстоять? Но не меньше мужества надо иметь, чтобы выжить ПОСЛЕ войны, перейти от боевого труда к повседневной жизни, которая для многих участников войны перестала быть нормой. Как стать специалистом? Медведев стал. И не только специалистом, но и великолепным менеджером в образовании. Он  успешно выполнял задачи, которые перед ним ставились. Нужно было поднять на ноги Куйбышевский  университет – он поднял его  за достаточно короткий срок, около 5 лет.