федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

Свежие новости

События

Они были первыми

Они были первыми

Самарский университет

Из истории Куйбышевского авиационного института

бортжурнал Полет (газета) история университета 75-летие университета
09.03.2017 2017-07-03
В первый год работы Куйбышевского авиационного института самой острой проблемой оставалось отсутствие достаточного числа опытных преподавателей, поэтому руководство вуза обратилось в НКАП с просьбой направить в КуАИ сотрудников других высших учебных заведений.
 
В соответствии с приказом НКАП и ВКВШ от 23.04.43 г. № 266с в 1943 г. в институт прибыли 10 научно-педагогических работников (три профессора и семь доцентов) из других вузов, что позволило увеличить число кафедр с 19 до 22 и укомплектовать вакантные места заведующих кафедрами профессорами и доцентами. Практически все вновь прибывшие были весьма неординарными личностями и оставили яркий след в истории не только нашего института, но и отечественной науки в целом. На долгие годы связали свою судьбу с КуАИ профессора Наум Иосифович Резников и Михаил Иванович Разумихин, воспоминания о которых опубликованы в юбилейном сборнике университета "Взлет". Большинство же преподавателей после окончания войны вернулись в свои родные места. 

Яков Лазаревич Геронимус 
 
Яков Геронимус Одним из трех прибывших профессоров был доктор физико-математических наук Яков Лазаревич Геронимус, впоследствии известный ученый в области математики и механики. Выпускник Харьковского государственного университета, он уже имел огромный опыт преподавательской и научной работы: преподавал математику, теоретическую и прикладную механику, а также аэродинамику в Харьковском технологическом университете. В 1929 г., без защиты диссертации, получил звание профессора. С момента организации в 1930 году и после возвращения из эвакуации до ухода на пенсию в 1978 году Я.Л. Геронимус заведовал кафедрой теоретической механики в Харьковском авиационном институте. 
В Куйбышеве в 1943-1944 гг. он заведовал кафедрами математики в авиационном и индустриальном институтах. В то время группе сотрудников кафедры теоретической механики было поручено в короткие сроки выяснить и обосновать методику динамической балансировки коленчатого вала авиационного многоцилиндрового двигателя одной из немецких фирм, работающего в то время более надежно, чем наши аналогичные моторы. Цель этой работы заключалась в применении новейшей на то время технологии к совершенствованию отечественной боевой авиационной техники. Задача в короткие сроки была решена. А результатом этой работы и ее научного руководителя стал многолетний интерес Я.Л. Геронимуса к проблеме оптимизации по Чебышеву и успешное решение на этой основе широкого круга задач по теории механизмов и машин, далеко выходящих за рамки динамической балансировки. 
Имя Якова Лазаревича известно главным образом благодаря его исследованиям в области теоретической и прикладной механики, а также исследованиям в области ортогональных полиномов и в области специальных функций комплексной и вещественной переменной. Он является автором семи монографий. Среди его научных работ – публикации на пяти языках: английском, французском, немецком, русском и украинском. Все они написаны и подготовлены к печати им лично. Практически все научные публикации Я.Л. Геронимуса выполнены без соавторов. Он относился к категории ученых-одиночек. 
 
Михаил Дмитриевич Миллионщиков 
 
Виталий Смелов Из московского авиационного института, находящегося в то время в эвакуации в Алма-Ате, в Куйбышевский авиаинститут прибыл доцент Михаил Дмитриевич Миллионщиков – в будущем Герой Социалистического Труда, академик, вице-президент академии наук СССР, Председатель Верховного Совета РСФСР. Окончив в 1932 году Грозненский нефтяной институт, он остался работать в институте как ассистент кафедры высшей математики, затем кафедр теоретической механики и бурения. С 1934 года – он аспирант, ассистент, доцент кафедры аэродинамики летательных аппаратов, старший инженер Московского авиационного института, в котором он защитил кандидатскую диссертацию. 
В 1943 году М. Д. Миллионщиков начал работу доцентом на кафедре аэромеханики КуАИ. Преподавательскую работу он совмещал с активной научной и практической деятельностью. По просьбе руководства треста "Сызраньнефть" он часто выезжал на предприятия для консультаций и сбора материалов для научной работы. В 1943 -1944 годах по заданию предприятий Наркомнефти он выполнил научно-исследовательскую работу на тему "Гидромеханический анализ способов эксплуатации нефтяных скважин", которая существенным образом способствовала повышению эффективности нефтеразведки и росту нефтедобычи в районах "Второго Баку" в Поволжье. 
Одновременно в 1944 году М. Д. Миллионщиков поступил в докторантуру Института механики АН СССР. Успешно защитив докторскую диссертацию, в конце 1945 года он вернулся в Москву, где началась его научная карьера: заместитель директора Института механики АН СССР. Одновременно в 1939-1950 гг. М.Д. Миллионщиков работал в ЦАГИ. С 1949 г. Михаил Дмитриевич Миллионщиков работает в Институте атомной энергии им. И.В. Курчатова; в том же году он организовал и возглавил в Московском инженерно-физическом институте первую в стране кафедру разделения изотопов. 
М.Д. Миллионщиков добился больших научных результатов в области аэро– и гидродинамики, ядерной физики и энергетики. Развил теорию изотропной турбулентности, сформулировал закон затухания турбулентных пульсаций, впервые исследовал роль инерционных членов в явлении изотропной турбулентности. Сформулировал теорию развития конуса обводнения нефтяных скважин. Вывел закон падения содержания нефти при дебетах, превышающих обычные условия безводной эксплуатации скважин. Предложил практический метод эксплуатации скважин, при которых не возникает образования вредных эмульсий нефти. Обнаружил и объяснил явление запирания газового эжектора, оказавшее существенное влияние на развитие авиации больших скоростей. Предложил способ использования избыточного давления природного газа в газовых линиях для получения электроэнергии. Разработал конструкции газовых центрифуг для получения оружейного урана. Внес большой вклад в теорию магнитогидродинамического преобразования энергии, создав совместно с другими учеными первый в мире ядерный реактор-преобразователь "Ромашка". Был одним из основоположников отечественного реакторостроения, оказав существенное влияние на развитие исследований в изучении свойств низко– и высокотемпературной плазмы, создании и разработке авиационно-ракетных ядерных энергетических установок. 
В международном научном сообществе хорошо известна деятельность академика М.Д. Миллионщикова в качестве председателя Советского Пагуошского комитета, президента Пагуошского движения ученых, члена многих международных научных и общественных организаций. 
 
Надежда Богданова, директор музея авиации и космонавтики


Класс конструкции самолета

Михаил Иванович Разумихин. Консультация дипломников

Профессор Наум Иосифович Резников