федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

Свежие новости

События

Как делали "Янтарь-2К"

Как делали "Янтарь-2К"

Самарский университет

Интервью с бывшим начальником сектора разработки цифровых систем управления движением к.т.н. Юрием Беловым

РКЦ "Прогресс" Спутники Белов Юрий бортжурнал Интервью
04.07.2016 2016-07-06
Историю создания первого отечественного космического аппарата дистанционного зондирования Земли вспоминает бывший начальник сектора разработки цифровых систем управления движением (1964-1989) к.т.н. Юрий Белов, выпускник Куйбышевского авиационного института 1961 года. 
 
"Оглядываясь назад, могу сказать, что с созданием аппарата "Янтарь-2К" мы совершили поистине качественный скачок, в развитии отечественной отрасли мы вышли на передовой рубеж науки и техники", – вспоминает с чувством гордости Юрий Белов. 
 
- Юрий Вячеславович, каким было начало вашего пути к столь значимому успеху? 
 
- Трудным, но захватывающим, а порой, казалось, даже авантюрным: ведь мы взялись перевести космический аппарат с аналоговых на цифровые СУД. Реализовать подобное до нас не довелось ни одному предприятию отрасли. Нам помогли опыт, знания и практические навыки, полученные в подмосковном ОКБ-l, где я в период и после преддипломной практики проходил стажировку. Именно там я не только познакомился со многими видными учёными и инженерами, внесшими большой вклад в теорию и практику создания КА, но и учился непосредственно у них. 
 
- Как эта учёба была организована? 
 
- Долго изучать научно-технические отчёты и эскизные проекты, выполненные нашими предшественниками, не пришлось. Было очевидно, что гораздо больше пользы приносит активная форма приобретения опыта, когда под руководством уже сложившихся специалистов выполняется конкретное задание в рамках производственного плана предприятия. Однако нам была поручена вполне самостоятельная работа, ответственность за сроки и качество выполнения целиком ложилась на нас. Так что работать и учиться приходилось одновременно. 
 
- Несмотря на молодость, вы решали принципиально новую для отечественной космической отрасли задачу? 
 
- Качественное отличие новой СУД состояло в том, что по нашей инициативе впервые в отечественной практике ставилась навигационная задача автономного определения на борту КА параметров движения его центра масс. Это открывало путь к реализации координатно-временного метода управления целевой аппаратурой, который обеспечивал лучшие значения таких параметров, как точность, экономичность и оперативность решения целевой задачи. К примеру, расход фотоплёнки снижался примерно на 30%. 
 
- Наверное, в реализации этого проекта большую роль играла вычислительная техника? 
 
- Конечно. Режим автономной навигации был немыслим без бортовой цифровой вычислительной машины (БЦВМ). Но гораздо важнее было организовать работу со смежными предприятиями. Нам впервые в практике ОКБ-1 пришлось разрабатывать техническое задание для БЦВМ, организовывать конкурсную работу нескольких предприятий-разработчиков уникальных приборов СУД, оценивать их достижения и выбирать лучшее из этих предприятий. Деловых контактов, технических споров и обсуждений результатов исследований, испытаний лабораторных макетов и опытных образцов было много. При этом, как это сегодня ни покажется странным, такой важный критерий, как стоимость, мы, как проектанты, учитывали не всегда. 
 
- Вы же были тогда очень молоды. Как вас воспринимали опытные специалисты королёвского ОКБ-1 и других предприятий? 
 
- У нас действительно не было авторитета, заработанного годами, поэтому наши идеи, не всегда подкреплённые поначалу глубокими научно-техническими проработками, зачастую воспринимались довольно скептически. Особенно руководителями отрасли. Но благодаря настойчивости "радиолюбителей из Куйбышева", как они нас тогда называли, наши технические решения пробивали себе дорогу. Мы боролись за право быть самостоятельными и претворить в жизнь свои идеи и замыслы. 
 
- Кто вас поддерживал в этой борьбе? 
 
- Прежде всего, легендарный главный конструктор космической техники Дмитрий Ильич Козлов. Он один из немногих верил в нас, что, конечно, придавало нам заряд уверенности и оптимизма. В самый критический момент нас поддержал не менее легендарный конструктор Борис Евсеевич Черток. В результате за нами была закреплена тематика по комплексной разработке систем управления (СУ) и КА в целом. С тех пор так и повелось: тот, кто создаёт КА, проектирует и СУ для него. Такой подход, как показала последующая практика освоения космоса, оказался самым эффективным. 
 
Подробнее история создания КА "Янтарь-2К" изложена в книге "Проблемы создания систем управления движением космических аппаратов разработки РКЦ "Прогресс". Воспоминания о будущем", изданной АО РКЦ "Прогресс" в 2015 году.
 
Для справки
 
Белов Юрий Вячеславович окончил с отличием куйбышевский авиационный институт в 1961 году. Стаж работы в РКЦ "Прогресс" 48 лет. В 1964 г. вошёл в состав сектора (впоследствии отдела), который специализировался на разработке систем управления движением (Суд) космических аппаратов. одним из них был "Янтарь-2к" – первый в отечественной космической практике аппарат, в котором был реализован режим автономной навигации.

"Янтарь-2К" открыл целую эпоху в разработке национальных средств дистанционного зондирования Земли
Фото: 
samspace.ru