федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
Территория диалога: Декабрьские чтения в СГАУ

Территория диалога: Декабрьские чтения в СГАУ

Самарский университет

C 7 по 14 декабря в университете проходили «Декабрьские чтения»

Творческая лаборатория Территория диалога факультет филологии и журналистики бортжурнал
25.12.2015 2015-12-25
C 7 по 14 декабря в университете проходили «Декабрьские чтения», организованные творческой лабораторией «Территория диалога» и кафедрой русской и зарубежной литературы и связей с общественностью.

Причины, побудившие организаторов провести «Чтения»: подходящий к концу 2015 год, объявленный в России годом литературы, и выход пятого, юбилейного, номера альманаха «Чёрные дыры букв», который стал ежегодником творческой лаборатории «Территории диалога».

В альманахе печатаются не только студенты и выпускники университета, участники ежегодного конкурса альманаха, но и уже состоявшиеся поэты, философы, писатели, драматурги, переводчики. В пятом номере опубликованы: переводы Филиппа Супо, тексты Кита и Розмари Уолдроп, проза Андрея Темникова, Ирины Саморуковой, Леонида Немцева, стихи Константина Латыфича, Михаила Погарского, Натальи Фёдоровой, Елены Богатыревой, Романа Рубцова, Александра Фральцова, Марии Пивоваровой, перевод философского эссе известного французского писателя Дени Гроздановича «Краткая апология словесной игры», а также переводы современных французских поэтов в рамках проекта «Другое небо», который подготовлен и осуществлён АНО «СлоВолга» (Самара) в партнёрстве с поэтической ассоциацией Le Printemps des Poètes (Париж), и статьи об искусстве непосредственных участников современного процесса. Электронная версия номеров альманаха размещена на сайте.
 
Каждый день в течение недели на трёх площадках – в главном конференц-зале, в медиацентре и в корпусе филологического факультета СГАУ – проводились разные по жанру и форме события: «Свободный микрофон», круглый стол «Физики и лирики... и техники», встречи с редактором альманаха «Чёрные дыры букв» Еленой Богатыревой, составителем тольяттинской поэтической антологии, редактором тольяттинского альманаха «Графит» Сергеем Суминым, куратором проекта «Другое небо» и арт-директором книжного клуба «СлоВолга» Ольгой Соколовой, лекция-семинар поэта, переводчика и доктора технических наук Александра Михайловича Уланова, творческие встречи – с Сергеем Алексеевичем Голубковым, Ириной Владимировной Саморуковой, Леонидом Владимировичем Немцевым. Видеозаписи творческих встреч размещены в группе vk.com/readingssau.
 
«Декабрьские чтения» проходили уже после ноябрьского объединения СГАУ и СамГУ, технического и классического университетов. Объединение напомнило о двух психологических комплексах ХХ века: первый – неуверенность гуманитарного знания в своей необходимости в ХХ и тем более в ХХI веке и поэтому постоянные поиски собственного обоснования, а второй – прагматическое самоутверждение технического мышления, напоминающее в споре о прекрасном неуклюжее поведение слона.
 
На творческом вечере Сергей Голубков рассказывал, как в 1970-е годы в Школу юного филолога ходили будущие техники или физики наравне с будущими филологами и писателями, так как интерес к поэзии был ещё не специализирован, как сейчас. Как и интерес к технике – каждому из нас родители рассказывали, как они в юности чинили сами утюг, собирали транзистор, не будучи техниками, а к телевизору прилагалась схема, и когда он ломался, то наши родители с гораздо большим увлечением разбирались в этой схеме, чем впитывали содержание «голубого экрана».

Сейчас за видимой простотой в обращении, например, с планшетом скрывается неприступный для неподготовленного слушателя язык. Разобраться в микросхемах может даже не каждый техник, а только тот, кто специально этим занимается. А потребителю, наоборот, чтобы пользоваться, не нужны специальные знания, достаточно минимального усилия – читать простые знаки и нажимать на кнопки. И ты уже себя считаешь приобщённым, включённым в мир технологий. Этот процесс, на самом деле скрывающий технику, её виртуозность, её глубину мысли, имеет свои параллели и в искусстве. Массовое искусство не подпускает к опыту поэтической мысли совершенно так же, как доступность кнопок на телефоне скрывает от пользователя работу мысли инженера, скрывает существо техники.
 
Если в 1960-1980-е годы завораживала работа поэтической или технической мысли и возникало желание прочитать её в схеме, в стихотворении, исполнить, то теперь, как мы видим, ситуация радикально другая. Человек, связанный с техникой, не видит в поэзии мысль, такую же ясную и очевидную её работу, как у мысли технической. Как и гуманитарий закрывается от техники с её сложностью. Что-то заставляет отступиться от радости чтения математической формулы, микросхемы, стихотворения. И тем необходимее звучит напоминание Леонида Немцева в «Заметках переводчика: о токе поэзии» в альманахе «Чёрные дыры букв»: «…Философия, как и высшая математика, как и поэзия, – не область готовых ответов, а способ существования мысли. И мне бы хотелось, чтобы мы вспомнили, что поэзия – общее дело, что она не живёт исключительно в стихах. Это живая мысль, которая бьётся в акварели, в шахматной задаче, в ритме дождя. И наше дело – не привести мысль к пониманию (то есть остановить её в движении), а пропустить её через сознание, тем самым оживив его».
 
Наталья Павловская