федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

Свежие новости

События

С днём рождения, СГАУ!

С днём рождения, СГАУ!

Самарский университет

1 октября 1942 года начались первые занятия в Куйбышевском авиационном институте

01.10.2014 2014-10-01

Из воспоминаний первого директора КуАИ Александра Мироновича Сойфера.

В тяжёлое для страны время летом 1942 года Государственным комитетом обороны было вынесено постановление об организации Куйбышевского авиационного института как источника новых кадров для промышленности. Приказом Всесоюзного Комитета по делам высшей школы при СНК СССР №143-м от 17.07.1942 г. было предписано открыть авиационный институт и установить начало работы Куйбышевского авиационного института – 1 октября 1942 г.

...В очень жаркий день 20 июля я с чемоданом в руке поднимался от Куйбышевского речного вокзала и стремился поскорее достичь Кооперативной улицы, где, по заверениям представителя наркомата, было приготовлено прекрасное здание для будущего института.

Каждое большое строение вызывало волнение – ни это ли? Когда я подошёл к площади имени Куйбышева, был в полной уверенности, что передо мной находится именно то здание, которое ждёт, чтобы его заполнили студенты. Увы! Этот дворец был уже занят Большим театром. Дом № 151 вызвал некоторое разочарование: двухцветный, мрачноватый.


 

Корпус №1 по ул. Молодогвардейской, д. 151 (бывшая Кооперативная, ранее – Соборная улица). Здание строилось в 1908-1911 годах по проекту архитектора А.А.Щербачева как учебный корпус Самарского духовного училища. В комплекс училищных построек входила также церковь Св. преп. Сергия Радонежского, находившаяся на углу ул. Соборной и Ново-Соборной (ныне пер. Студенческий). Здание церкви строилось также по проекту А.А. Щербачева и было двухэтажным. На первом этаже была оборудована училищная кухня и хлебопекарня. В советский период в зданиях училища размещались различные учреждения, а с 1932 по 1941 гг. – плановый институт. В 30-е годы здание церкви было частично разобрано и на его месте в 1938 году был построен пристрой к учебному корпусу в стиле советского неоклассицизма. При строительстве был использован кирпич от разрушенного храма Христа Спасителя на Соборной площади.
После начала войны в здании сначала размещались подразделения эвакуированного в Куйбышев Госплана, а также жили его сотрудники. В июле 1942 года было принято решение о передаче здание вновь созданному Куйбышевского авиационному институту. 


Захожу – ничего не могу понять: одни крохотные каморки с фанерными стенками, шум примусов, визг детей. Отыскиваю коменданта. Сообщаю, что перед ним находится руководитель будущего очага культуры, науки и техники, который (очаг) должен «запылать» в этом здании во всю мощь не позже чем через 2,5 месяца. Это очень рассмешило полувоенного товарища. Отдышавшись от смеха, он объяснил мне, что во вверенном ему здании расположено общежитие одного из заводов, что здесь проживает до двух тысяч рабочих с семьями. В заключение он добавил, что, учитывая невероятное переуплотнение города, только безумец может надеяться освободить от жильцов и перегородок залы, аудитории и кабинеты этого корпуса...

...Одну из самых острых проблем представляла и задача обеспечения набора в институт и, главное, подбор необходимых кадров преподавателей, сотрудников. В Куйбышеве имелось в то время много профессоров, доцентов, преподавателей по теоретическим дисциплинам, эвакуированных из Москвы, Ленинграда, Харькова, Киева, Одессы... Кроме того, можно было привлечь и преподавателей местных вузов. Удалось довольно быстро связаться и договориться о работе в институте с рядом ученых, которые охотно включались в заботы по комплектованию кафедр. Так, выдающийся математик и механик профессор М.Г. Крейн очень многое сделал для обеспечения механико-математического цикла, профессор А.И. Ахиезер горячо принялся за организацию кафедры и лаборатории физики.

Подлинным энтузиастом дела изучения иностранных языков была А.Р. Белопольская из Ленинграда. Заведующим кафедрой химии удалось пригласить, по совместительству с работой в исследовательском институте, проф. Ерофеева. В дальнейшем, когда началась разэвакуация и иногородние учёные стали возвращаться домой, в институте возникли большие трудности. Немногие остались в Куйбышеве. И всё же не приходилось жалеть, что первые шаги института были сделаны при участии серьёзных учёных, прекрасных методистов и блестящих лекторов. Хорошая «закваска» была заложена в организацию и постановку учебного процесса, и это сказалось на всей жизни института и создало хорошие традиции, которые существуют и поныне.

Сложнее было укомплектовать общетехнические и специальные кафедры. Это объяснялось тем, что преподаватели этих кафедр либо работали в качестве инженеров на заводах, либо оставались в сохранившихся авиационных институтах.

Много труда пришлось приложить, чтобы добиться прихода с заводов научных работников, внёсших очень большой вклад в создание ряда кафедр и института в целом: Н.Г. Човныха, Д.Н. Лысенко – этих товарищей все мы прекрасно знаем, доцентов В.И. Ляшенко, А.И. Коробова и других. В середине июля получаю телеграмму из Москвы – к нам направлен начальникам учебной части М.Л. Элштейн. В первые же дни создания института на него легла задача организации и постановки всех видов деятельности учебной части.

Едва мы освободили несколько комнат, получаем извещение, что наш институт должен принять и расположить на своих «площадях» вторично эвакуируемый авиационный техникум, который на первых порах расформировали, часть преподавателей и сотрудников начали работать в институте (Н.Н. Бородин, А.И. Случко, М.Т. Ипполитов). Приняли мы и некоторых студентов, имевших законченное среднее образование.

В наш институт должен был влиться Ленинградский авиационный институт, организованный перед самой войной. Но из этого института у нас оказалось только трое: доценты А.И. Неймарк, В.Я. Крылов, Д.М. Овчаров. Приехал из Актюбинска и занял место руководителя кафедры аэродинамики и декана самолётостроительного факультета доцент В.И. Путята. Эти товарищи сыграли в становлении института положительную роль.

...Институт не располагал ещё ни одной аудиторией, ни одна кафедра не имела хотя бы двух преподавателей, но приём студентов был объявлен на все четыре курса двух факультетов (в военное время длительность обучения и число курсов были сокращены).

По постановлению правительства занятия нужно было начать первого октября. За полтора месяца поступило около девятисот заявлений. Вступительные экзамены тогда не проводились, но беседовать при приёме приходилось с каждым абитуриентом. Условия

приёма были весьма осложнены. У многих поступающих не имелось тех или иных необходимых документов. Поспешно эвакуированные школы зачастую не успевали выдать свидетельства об их окончании. Некоторые ребята подавали заявления с документами в другие вузы, которые при эвакуации их потеряли, и получить от них справку оказывалось невозможным. Иные документы погибли в огне бомбежки. Было бы неправильно становиться на чисто формальные позиции. В индивидуальной беседе мы стремились возможно полнее познакомиться с поступающим, если были сомнения в уровне подготовки и развития, задавались вопросы по предметам средней школы. Часто приходилось принимать абитуриента условно, например до получения тех или иных документов.

Подходит первое октября. В распоряжении института всего дветри аудитории и несколько небольших комнат. Освобождение здания идёт туго. Как начинать занятия? После размышлений и обсуждений принимаем решение: на четвёртых курсах начать нормальные занятия, на младших курсах провести в течение месяца производственную практику и практические занятия в мастерских, а также – по военной и физической подготовке. Устроили студентов на станкозаводе, в мастерских «Главмука», в ремесленных училищах № 4 и 7, на судоремонтном заводе.

Конечно, для нас намного проще было начать занятия на месяц позже, мотивируя это объективными причинами, но такое решение было чревато опасностями. Прежде всего у многочисленных «доброжелателей» было бы основание требовать закрытия института (таких

попыток возникало много). Кроме того, нельзя было оставлять без внимания и организационного воздействия большой коллектив студентов, который, собственно говоря, не был ещё коллективом, потому что люди не знали друг друга, не были связаны между собой. Их нужно было сплачивать, воспитывать и организовывать.

В результате принятая система полностью себя оправдала – к ноябрю оформились группы, студенты были готовы начинать теоретические занятия по единому плану, в деканатах довольно хорошо знали каждого студента. Мы с удовольствием и радостью наблюдали, как среди студентов появились первые проблески патриотического отношения к своему институту, к своему факультету, чему немало способствовали спортивные соревнования и соревнования на лучшее выполнение общественных трудовых заданий.

Большой популярностью среди студентов и преподавателей пользовался лозунг: «Сделаем наш институт гвардейским!» Много благодарностей пришло в институт с предприятий, где студенты проходили практику. Так, например, в письме со станкозавода указывалось, что студенты «...оказали производству значительную помощь в изготовлении и сборке узлов, а также ликвидации узких мест». Силами студентов был проложен участок теплофикационной линии, смонтирована отопительная система института.

Позже, когда актовый зал был освобождён, в каждый субботний вечер здесь собирались студенты и преподаватели. Эти вечера использовались для сообщения новостей с фронтов Великой Отечественной войны, бесед на институтские темы, а затем включалась радиола и молодежь танцевала.

В то время вход в институт был совершенно свободным – не было пропусков, не было вахтёров, не было, увы, и гардероба... Сейчас такое положение трудно себе представить, но нужно вспомнить, как тяжело было тогда вообще, а в Куйбышеве в частности, с работниками, да и в штатах института не предусматривалась охрана. В дальнейшем охрану института несли студенты.

Студенты старших курсов совмещали учебу с работой. На четвёртом курсе работали все студенты. Никогда не забуду усталых лиц студентов, старавшихся внимательно слушать и записывать лекции после многочасового и тяжёлого рабочего дня на заводах. Студенты последнего курса Буров, Жирнов, Жарков, Моствилишкер, Лихницкий, Литинский, Кораблин, Сычёв много сделали полезного для становления института.

Многие студенты первого приёма на первый курс, окончившие институт, успешно работают, занимают на производстве ведущие роли. Вспомним таких товарищей первого выпуска, как Балашевич, Белоконов, Горячев, Левин, Новицкий, Филекин, работающих в институте, и многих других инженеров, теперь уже с большим стажем, опытом, знаниями, с заслуженным авторитетом...


В 1943 в распоряжение института были переданы часть площадей здания по адресу ул. Ульяновская 18. Здание строилось в 1935-1937 гг. по проекту архитектора Б.А. Носина в стиле конструктивизма для военно-медицинской академии. До войны в нем располагался Куйбышевский медицинский институт. После начала войны здесь были размещены различные учреждения, в том числе проектное спецбюро НКАП, эвакуированный воронежский авиатехникум и другие. К концу войны здание полностью перешло в распоряжение КуАИ.

Фото и историческая справка по корпусам предоставлены музеем авиации и космонавтики им. С.П. Королёва