федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

Свежие новости

События

Марат Рафиков: «Вам предстоит горы свернуть!»

Марат Рафиков: «Вам предстоит горы свернуть!»

Самарский университет

Интервью с профессором Федерального университета ABC, Бразилия

Дорожная карта Интервью отзывы
24.09.2014 2016-11-22
В СГАУ сейчас можно встретить очень интересных личностей со всего света. Так, недавно, целый курс лекций по управлению роботами прочитал Марат Масгутович Рафиков, выпускник Казанского авиационного института, а теперь профессор крупнейшего бразильского университета. За три часа нашей беседы профессор поведал мне многое о жизни в Бразилии, теории оптимального управления, робототехнике и высказал своё восхищение городом Самарой и нашим аэрокосмическим университетом.

 
- Марат Масгутович, расскажите немного о Федеральном университете ABC. 
 
- Университет, в котором я работаю, - Федеральный университет региона ABC. ABC - аббревиатура трёх городов: Санту-Андре, Сан-Бернанду и Сан-Каэтану. Этот треугольник – центр автомобильной промышленности. Подавляющее большинство заводов, выпускающих автомобили, находятся в этом регионе. Но там выпускают не только автомобили. Это фактически самый большой промышленный центр Бразилии, район Сан-Паулу; даже не замечаешь, как переезжаешь из одного региона в другой. Такой большой мегаполис, в котором проживает двадцать миллионов жителей. И вот открылся этот новый университет с аэрокосмической специальностью. Возник огромный интерес к этой, ещё не исследованной Бразилией, научной области. 
 
- Как вы начали сотрудничать со СГАУ?
 
- Так получилось, что Екатерина Филатова, выпускница магистратуры университета ABC, предложила мне встретиться с её коллегой, Салимжаном Азатовичем Гафуровым: он приехал в Бразилию и хотел поговорить с кем-нибудь из преподавателей о сотрудничестве. Имея образование авиационного профиля, я решил попробовать – выяснилось, что у нас много общих интересов. Салимжан Азатович занимается подводными роботами, и эта тема нас сблизила. Сейчас мы уже обсуждаем возможность получения студентами двойного диплома – Самарского государственного аэрокосмического университета и Федерального университета ABC. Кроме того, меня пригласили прочитать в СГАУ курс по теории оптимального управления и обсудить дальнейшие работы и перспективы обмена студентами и преподавателями.
 
- Много русских студентов и преподавателей в вашем вузе?
 
- Нет, Екатерина была единственной студенткой. Но вообще, половина преподавательского состава – иностранцы. У меня двойное гражданство, ректор у нас немец, есть много итальянцев, французов, испанцев, португальцев и выходцев из Латинской Америки – Перу, Аргентины, Уругвая.
 
- Как получилось, что вы оказались так далеко от Казани? 
 
- Бразилия – это цепь случайностей. Сотрудник нашей кафедры в КАИ вернулся из командировки в Бразилию. Было организовано собрание по поводу подписания договора КАИ с университетами южных штатов. Открыли курсы португальского языка, состоялось собеседование с ректором и проректорами из Бразилии, на основе которого отобрали первую четвёрку, куда попал и я. Так и началась моя бразильская эпопея, которая продолжается до сих пор. В Бразилии в то время не было заводов, военной техники, самолётов, и нам предложили самим выбрать научное направление.
 
- Как вас приняла страна? Тяжело ли учёным адаптироваться в новых условиях?
 
- Я уехал еще в советское время, в июне 1991 года. Бразилия очень гостеприимная страна, там живут приятные, интеллигентные и воспитанные люди. Многие профессора защищали кандидатские в Соединенных Штатах. Сначала мы жили в небольшом городке на юге Бразилии, получилось быстро адаптироваться. А вот в большом мегаполисе много проблем: транспорт, преступность. Бразилия бедная страна, 25 миллионов жителей неграмотные. Так что я приехал в командировку на три месяца и вот уже почти 24 года работаю здесь. Бразилия богата ресурсами, но мало инженеров и есть пробелы в образовании. Когда мы приехали, это было интересно и нам, и им. Даже гиперинфляция того времени не помешала. Могу сказать, что нам повезло – и с местом жительства, и с людьми, которые нас встретили. Мне вообще везёт на хороших людей. Прекрасно ещё и то, что никто не заставляет заниматься тем, чем не нравится: я сам выбираю тему для научного исследования, существует федеральное агентство, которое выделяет гранты на поддержку работы, оценку осуществляют коллеги, с которыми работаешь. Эти гранты идут на поездки на конференции, покупку оборудования и вычислительной техники. Я чувствую, что в России сейчас это направление тоже развивается: уже встречаю молодых специалистов на международных конференциях.
 
- Вот вы говорили о возможности получения нашими студентами двойных дипломов. Есть ли возможность продолжать образование за рубежом за счёт грантов?
 
- Пока мы можем обсуждать только магистратуру. Как предлагают в вашем университете, по крайней мере, студент после прослушивания курсов поедет на полгода в Бразилию заниматься своим проектом. Нужно согласовать, какие дисциплины обязательные, а какие можно выбрать. Естественно, будут выделены стипендии. Это предполагается для студентов технического профиля – инженеров-механиков, энергетиков, но у нас в университете сейчас открылась магистратура и по гуманитарным специальностям, в частности, международным отношениям. В Бразилии также очень большой интерес к России и её истории.
 
– Как занялись робототехникой? Ведь вы в Казани заведовали сектором ОНИЛ «Динамика и управление экономические объектами»…
 
- Ну, начнём с самого начала. Я окончил Казанский авиационный институт по специальности «Динамика полёта и управление». Тогда нас захватила кибернетика: наука об управлении. В стране началась компьютеризация и появилась идея автоматизированных систем управления. Я занимался теорией оптимального управления, хотя собирался идти в аспирантуру аэродинамики и динамики полёта, но приехали представители ЦНИИ «Электроника», которым были нужны специалисты в отрасли управления для оптимизации их отрасли. Возникла лаборатория. Фактически мы занимались математическим моделированием экономических и производственных объектов. Получилось, что я отошёл от авиации, сконцентрировался совсем на другой отрасли. У меня накопился материал, на основе которого я защитил докторскую диссертацию, но в конце 80-х годов чувствовалось, что в стране уже падает интерес к научным работам. Я решил стать преподавателем, несколько лет проработал на кафедре математики… 
 
В Бразилии продолжил заниматься теорией оптимального управления. А как-то на конференции мне предложили работать с биологическими системами. Видел я и роботов, интересовался ими. Моя дочь поступила в аспирантуру по этой области. У них, кстати, аспирантура организована по типу «сэндвич»: когда сдаёшь все дисциплины, берёшь тему, прорабатываешь, получаешь стипендию и едёшь в какую-нибудь страну, где эта область развита, работаешь там и пишешь кандидатскую. Дочка уехала в Португалию, у неё был замечательный научный руководитель, который пригласил меня читать лекции по теории оптимального управления и предложил подумать над управлением наземными роботами. Сейчас дочь перешла от теоретических методов к экспериментальной проверке: изучает динамику взаимодействия роботов, находя оптимальные режимы управления ими. Я ей только помогаю, так как закон о пресечении семейственности в Бразилии не позволяет родственникам работать над одним проектом.
 
- Каковы современные тенденции в робототехнике?
 
- Сложный вопрос. Во-первых, это не только в современной, но всегда так было, что роботы должны выполнять работу, которая может навредить здоровью или жизни человека. Сейчас появились боевые роботы, беспилотники, подводные роботы, которые работают без экипажа, наземные, посылаемые в радиоактивную среду. Роботов можно использовать при авариях и катастрофах. Так же и с бытом: роботы-уборщики, например. Но это рождает большую социальную проблему, ведь робот занимает место человека. И это, к сожалению, выгоднее: не надо платить пенсию, страховку так далее. Также есть роботы, которые пишут литературные произведения и переводят тексты. Роботов будут использовать и в сельском хозяйстве, сейчас, например, квадрокоптеры распыляют химикаты над полями. Так что всё зависит от нашей изобретательности и потребностей. Но всё же ни один робот не сможет заменить человека полностью. Ведь даже пьяный водитель гораздо лучший водитель, чем самый изощрённый робот.
 
- Каким вы видите сотрудничество наших вузов в области робототехники? Каковы перспективы развития этого направления в СГАУ?
 
- Наши страны похожи непрерывным загрязнением окружающей среды. И вот, в частности, подводные роботы нужны для измерения температуры воды, степени загрязнения. Так что одно из направлений сотрудничества – экологическое, ведь все начинают понимать, что Земля не такая большая, как мы думаем. Мы могли бы сотрудничать в области производства беспилотников и наземных роботов. И в той и другой стране есть нефтяная промышленность, можно разведывать нефть и обслуживать вышки. Самое главное, что мы говорим на одном языке: ведь мы инженеры-механики и изучаем одни и те же специальности.
 
- В каком направлении двигаться вузу, который стремится войти в мировые рейтинги?
 
- Могу сказать на примере Федерального университета ABC. Мы уже по многим показателям вошли в двадцатку в Бразилии, единственное, что нам мешает, - то, что выпускники мало работают на предприятиях по специальности. Наш университет занимает первое место по публикациям в местных изданиях. Ещё один высокий показатель – интернационализация. Мы публикуемся в зарубежных научных изданиях, у нас много студентов и преподавателей-иностранцев. К сожалению, в международных изданиях мало российских статей, в том числе на авиационную тематику. А это своего рода маркетинг. И со своей стороны, мы бы могли помочь овладеть этими навыками.
 
- Что нужно делать современному учёному, чтобы добиться успеха?
 
- Учиться, учиться и ещё раз учиться, как говорил Владимир Ильич Ленин. Одно из главных качеств ученого – здоровое любопытство. Вам повезло, что вы можете получать бесплатное образование. У нас, несмотря на то, что лекции платные, студенты стараются впитывать знания. Также желательно найти как можно раньше область своей работы и проявить упорство и настойчивость.
 
- Марат Масгутович, вам понравилась Самара?
- Очень понравилась. Меня привлекают старые красивые здания, которых в Бразилии, к сожалению, нет. Очень чисто у вас и присутствует самобытность. И университет – сохранил название авиационного профиля. Вот Казанский институт, который я окончил, уже не авиационный, эта часть теряет свою актуальность… Так что в этом смысле, мне и ваш университет понравился. Я, в основном, с аспирантами и старшекурсниками общался, читал им лекции, и рад увидеть интерес и серьёзные лица ребят. С таким настроем можно горы свернуть. А СГАУ как раз это и предстоит.
 
Беседовала Анна Сафронова
Фото: Кирилл Блюмин