федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
Делегация СГАУ приняла участие в работе авиакосмического салона ILA-2014

Делегация СГАУ приняла участие в работе авиакосмического салона ILA-2014

Самарский университет

Авиасалон в Берлине проходил с 20 по 25 мая

Дорожная карта
29.05.2014 2015-06-18
19 мая делегация СГАУ, в составе делегации Самарской области, приняла активное участие в работе Евразийской аэрокосмической конференции, проходившей на базе торгово-экономического бюро при посольстве России в Германии. В мероприятии также приняли участие  И.А. Комаров, гендиректор Объединенной ракетно-космической корпорации, Н.А. Тестоедов, д.т.н., проф., чл.-корр. РАН, гендиректор ОАО «Информационные спутниковые системы им. М.Ф.Решетнева», С.Л. Чернышев, д.т.н., проф., чл.-корр. РАН, исполнительный директор Центрального аэрогидродинамического института им. Н.Е.Жуковского, С.В. Тюлевин, к.т.н., Первый заместитель генерального директора ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс», Е.В. Шильников, гендиректор Металлургического завода «Электросталь», Штефан Берндес, д-р., руководитель направления авиастроения и новых материалов Германского союза аэрокосмической промышленности, Эверд Дудок, гендиректор Airbus DS (Германия), Франсуа Акве, гендиректор Airbus DS (Франция).







 
В течение двух дней, 22 и 23 мая, в Берлине проходил Международный форум ведущих аэрокосмических вузов. Мероприятие, придуманное и организованное Московским авиационным институтом (национальным исследовательским университетом) и подержанное Министерством образования и науки России, Европейской комиссией по исследованиям, инновациям и науке, компанией QS, собрало более 80 участников - руководителей профильных вузов, предприятий авиационно-космического сектора и экспертов в области образования из стран ЕС и СНГ, а также Китая.





Инженер будущего для глобальной экономики 
Первый день форума проходил в конференц-зале Международного авиационно-космического салона ILA-2014 и был посвящен вопросам углубления процессов мировой интеграции образовательных систем различных государств, а также трендам, направленным на глобализацию мировой экономики. В частности, гости форума обсуждали новые вызовы, встающие перед университетами аэрокосмического профиля в условиях мировой глобализации, а также презентации инновационных образовательных технологий в лучших мировых вузах, направления развития научно-технологического международного сотрудничества университетов. Еще один важный аспект - взаимодействие аэрокосмических вузов и предприятий-работодателей.

- Вузы и предприятия несут ответственность за расширение знаний и навыков будущих инженеров, - считает глава отдела по персоналу компании Airbus Рейчел Шредер. Например, для работы в компании Airbus от сотрудника требуется понимание бизнес-процессов и текущей обстановке в отрасли. А помимо этого - знание иностранного языка, желательно так же хорошо, как и родного. Поэтому подготовка специалистов, которая начинается в вузе, а потом продолжается на предприятии, должна происходить совместно, а участники процесса - понимать и чувствовать ожидания друг друга.
Согласна с коллегой по форуму и директор по региональному развитию компании QS Зоя Зайцева.

- Форум призван усилить связь между компаниями-работодателями и университетами, - отметила Зоя Зайцева. - Уверена, что диалог продолжится. Насколько он будет продуктивным, зависит от готовности университетов меняться. Если российские университеты, хотя бы треть из них, будет поддерживать связь с работодателями, приглашать их к себе, будет писать об успехах выпускников на своих сайтах, выдавать тексты на ленты ведущих СМИ и информагентств не только российских, но и зарубежных - это послужит подтверждением того, что инициативы форума не исчезнут.

Консолидация - основа интеграции 
По словам профессора, председателя компании «PEGASUS» Франко Бернелли форум хорош тем, что вузы обсудили опыт друг друга, искали возможности его перенимать, поскольку дисциплины во всех университетах одни и те же, а вот стили и форматы преподавания разные.

- На форуме мы рассмотрели различия между университетами и переняли лучшие практики, - считает профессор. Одной из проблем, оптимальное решение для которой необходимо найти, Франко Бернелли назвал неудовлетворительное знание выпускниками и студентами иностранного языка.

- Нужно создавать курсы и программы на английском, преподавать на языке в вузах, - предложил выход из ситуации профессор Бернелли.

К консолидации вузов в вопросах разработки прорывных технологий призвал и президент «Сколтеха» Эдвард Кроули. Эдвард Кроули считает, что со стороны вузов необходимо расширять для своих студентов границы для познания, создавая мощные и сверхновые лаборатории, отправляя ребят на летние курсы, а также на предприятия. 
- Нужно воспитывать инженеров систематически, заинтересовывая их в профиле, - подчеркнул он.

Вопросы воспитания инженеров для предприятий авиакосмического профиля прокомментировала и директор по развитию компании QS Зоя Зайцева. По её словам, лишь некоторые вузы могут вдохновить своих студентов на работу в отрасли. Например, в СГАУ есть и собственные самолеты, и группировка спутников. Получается, что наука, научные проекты находят свою реализацию в металле, промышленном воплощении.

- В СГАУ, кстати, крупнейший Центр истории авиационных двигателей. Это очень важно, - подчеркнула Зоя Зайцева.

Аэрокосмические вузы объединят... спутники! 
Пленарные заседания на форуме вызвали живой интерес среди гостей мероприятия. Итоги встречи подвел проректор по научной работе МАИ Вячеслав Шевцов. Он предложил вузам консолидироваться в разработке программ запуска малых искусственных спутников.
- Это поле интересно для всех: для производителей космической техники, для тех, кто использует результаты космической деятельности. В том числе в образовательных целях. Например, данные со спутника, в качестве иллюстративного материала можно использовать для демонстрации в школах, высших учебных заведениях, - отметил Вячеслав Шевцов. - Создание такого проекта при участии коллективов, которые работают в этой области, могло бы послужить интересам международной кооперации. Предлагаю специалистам подумать над этим вопросом и вынести на обсуждение среди своих коллег.

Школьники и академическая мобильность в центре внимания форума в Берлине 
Второй день Международного форума ведущих университетов аэрокосмической отрасли, 23 мая, открылся в Русском доме науки и культуры в Берлине презентацией российских университетов «Aerospace Education in Russia» для школьников, обучающихся в Германии. Презентация ориентирована на популяризацию аэрокосмического образования и ставит перед собой цель привлечь абитуриентов к получению образования в России.



Среди экспонентов - Самарский государственный аэрокосмический университет, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Московский государственный университет им. Баумана, Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, Иркутский государственный технический университет, Сибирский государственный аэрокосмический университет им. Решетнева. Специально к презентации организатор форума выпустил брошюру о вузах, которые входят в Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области авиации, ракетостроения и космоса.
Продолжил программу форума «круглый стол» по вопросам академической мобильности между аэрокосмическими университетами стран Евросоюза и Российской Федерации. Модераторами встречи со стороны ЕС выступил представитель QS Unisolution Катарина Бергер, с российской - представитель отдела Международного департамента Министерства образования и науки России Алексей Коропченко. Именно он и открыл встречу.

В своей презентации представитель QS Unisolution Катарина Бергер рассказала о развитии международного партнерства и мобильности при помощи программного обеспечения MOVE ON.

Участники «круглого стола» активно обсуждали проблемы и вопросы интернационализации российских университетов и договорились продолжить диалог после возвращения в Россию.

Завершающим мероприятием форума стал визит в Технический университет Берлина. От имени президента университета делегацию участников форума приветствовал глава Департамента международных отношений Технического университета Берлина Гарольд Эрмер.

Кроме того, в рамках Международного форума ведущих университетов аэрокосмической отрасли состоялось официальное подписание двух документов.



Технический университет Берлина и Самарский государственный аэрокосмический университет им. С. П. Королева в своем соглашении договорились о совместном выполнении работ по теме «Разработка проекта оснащения производственно-испытательного комплекса малых космических аппаратов с гиперспектральной аппаратурой». Проект выполняется под руководством профессора кафедры космонавтики доктора Клауса Бриса с привлечением других организаций-партнеров.

Также был подписан Меморандум о взаимопонимании между Техническим университетом Берлина и Евразийским национальным университетом им. Л. Н. Гумилева, целью которого является укрепление сотрудничества между сторонами в области аэрокосмических технологий.

Управляющий директор Института авиации и космонавтики Технического университета Берлина Клаус Брис рассказал об успехах вуза в области космических разработок и запусках малых спутников. Директор ECM Space technologies GmbH (консалтинговая компания в сфере космических технологий) Арнольд Штеренгардц провел «круглый стол» по теме укрепления международного сотрудничества в сфере образования и науки и рассказал о возможностях взаимодействия между ЕС и университетами России через программы Европейского союза – «Эразмус» (ERASMUS), «Горизонт 2020» (HORIZON 2020) и др.



В завершении программы приема для участников форума была проведена экскурсия по Институту авиации и космонавтики Технического университета Берлина.

Международный форум ведущих университетов аэрокосмической отрасли проводится впервые. Участники мероприятия разъехались по своим альма-матер с информацией для рассуждения о том, как строить и развивать свои вузы, готовить кадры и использовать в своей работе лучшие практики своих коллег. Итоги подведены, осталось лишь сделать выводы. Организаторы и сами участники выражают надежду на то, что подобные мероприятия будут проводиться ежегодно в рамках крупнейших мировых авиасалонов.
По материалам ИА aviaport.ru