Центр истории авиационных двигателей

ЦИАД занимается сбором, реставрацией и демонстрацией современных и исторических авиационных двигателей. 
В ЦИАД имеются все типы воздушно-реактивных авиадвигателей (ТРД, ТРДД, ТВД, ТРДДФ, ТВВД, ТВаД, ПВРД), а также вспомогательные и наземные силовые установки, их чертежи, технические описания и другая документация. Это крупнейшая в мире коллекция Советских/Российских газотурбинных двигателей, где сконцентрирована реализованная в металле передовая инженерная мысль, является свидетельством выдающихся достижений России в одной из самых сложных наукоемких областей человеческой деятельности - аэрокосмическом двигателестроении. Здесь представлены разработки всех отечественных моторных конструкторских бюро. В колекции ЦИАД представлены ракетные двигатели. В ЦИАД также имеются поршневые авиационные двигатели. 
 

 
ЦИАД занимается исследованиями истории создания, закономерностей развития и эксплуатации авиационных ГТД; оценкой деятельности авиамоторных конструкторских бюро; анализом методов проектирования и проектирование новых ГТД. 
 

 
При исследовании развития конструкций авиационных двигателей в ЦИАД основное внимание уделяется выявлению связей развития или генетических связей; эти связи устанавливаются обычно путем сопоставления нескольких последовательных состояний развивающегося объекта (модификаций двигателей). Такой подход, сравнительно-исторический метод, дополненный структурно-функциональными приемами, дает возможность создать генеалогическое дерево типов, классов и семейств двигателей или их элементов, позволяющее проследить процесс генерирования идей, лежащих в основе создания двигателя или семейства двигателей. 
 

 
Например, разработанная система, включающая 15 простых условных графических элементов конструкции ГТД, позволяет графически представить схему ГТД любого типа. Это дает возможность на начальном этапе проектирования на уровне схемы осуществить анализ конструкции, выявить основные силовые потоки и выбрать элементы двигателя, обеспечивающие реализацию конструктивных и силовых связей двигателя. 
 

 
На основании этой системы в ЦИАД впервые в стране подготовлено и издано учебное пособие-справочник по параметрам, конструктивным схемам и применению большинства отечественных ГТД, созданных за полвека.
 
ЦИАД создает компьютерные модели новых двигателей и не сохранившихся конструкций; формирует и использует информационное поле двигателей и пространства их размещения при производстве, эксплуатации, ремонте и демонстрации в системе "виртуального образования". 
 
 
Наличие в ЦИАД большой библиотеки технических описаний, чертежей, фотографий и другой документации по двигателям, значительное количество материалов о деятельности отечественных и зарубежных конструкторских бюро и фирм, занимающихся разработкой и изготовлением авиационных двигателей, позволило, используя современную вычислительную технику, создать компьютерный банк данных по параметрам и элементам конструкций ГТД, а также развивать системы, позволяющие анализировать конструктивные особенности ГТД и прогнозировать пути их развития.
 
Директор - Зрелов Владимир Андреевич.
Заместитель директора по науке и технической политике - Проданов Михаил Евгеньевич.
Контакты:
443086 г. Самара, Московское шоссе, 34, корпус 14, ауд. 207.
E-mail: cheg@ssau.ru
Tелефон: (8462) 35-72-88.