федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
Один из основателей направления конвертирования авиационных двигателей

Создатель и главный конструктор Куйбышевского (Самарского) конструкторского бюро машиностроения

Заместитель министра авиационной промышленности СССР












Биография:
(19 декабря 1928 г. - 30 января 1983 г.)
Свою трудовую биографию Николай Александрович начал в 1952 г. после окончания моторного факультета Куйбышевского авиационного института (ныне СГАУ). Судьба свела его с Николаем Дмитриевичем Кузнецовым. За несколько лет работы он зарекомендовал себя не только как хороший организатор, но и инженер с широким кругозором. Начав работу конструктором нестандартного оборудования, он за короткий период проходит путь от руководителя бригады до главного конструктора.
Идея конвертировать авиационные двигатели, превращая их в силовые установки по перекачке газа, была сразу оценена Николаем Александровичем, а ее творческое воплощение вывело нашу страну в лидеры по производству газоперекачивающих станций с авиаприводом. Двигатель НК-12СТ (модификация НК-12 со свободной турбиной) был создан под непосредственным руководством молодого 36- летнего главного конструктора. Опытно-конструкторские наработки при проектировании двигателя для перекачки газа послужили заделом по производству двигателей, работающих на криогенном топливе и сжатом природном газе.
В 1964 г. Дондуков возглавил ККБМ (Куйбышевское конструкторское бюро машиностроения), которому было поручено направление по разработке жидкостных ракетных двигателей, в том числе для Лунной программы СССР. Под его руководством создавались ракетные двигатели НК-31 и НК-39. ЖРД, работающие на кислороде и керосине, выполненные по замкнутой схеме с дожиганием генераторного газа в камере сгорания и по сей день являются передовыми, с точки зрения как тяговооруженности, так и экологической безопасности. Помимо ракетной тематики в ККБМ продолжались работы по увеличению ресурса двигателей НК-12М и НК-12МА, создается двигатель НК-144А для Ту-144 и НК-22 для Ту-22.
Выдающиеся личные качества не остались незамеченными. С 1974 г. Н.А.Дондуков – заместитель министра Министерства авиационной промышленности СССР. Приняв дела в министерстве, он сразу ввел свой стиль работы – систематические заседания НТС по самым актуальным темам, совещания с заказчиками, строгий спрос за выполнения решений, проведение мероприятий в строго назначенное время, несмотря ни на что. Большой круг возложенных на него задач не позволял расслабляться. Работа без праздников и выходных, по 13-15 часов в день, казалось, была неутомительной для этого волевого человека. Строительство моторного завода в Уфе, разворачивание серийного производства газоперекачивающих станций на авиационных двигателях и их широкое внедрение на газопроводах по всей стране – лишь малая толика вклада заместителя министра в становление мощи государства. При непосредственном участии Николая Александровича промышленность начала переход к освоению авиационных двигателей четвертого поколения.
Под руководством Николая Александровича вырос ряд талантливых руководителей производства. Это и бывший заместитель министра СССР, ныне руководитель АССАД В.М. Чуйко, начальник гланого управления МАП, ныне генеральный директор ОКБ им. А.С. Яковлева О.Ф. Демченко, председатель правления, генеральный директор ОАО “Мотор Сич” В.А. Богуслаев, генеральный директор ОАО “А. Люлька-Сатурн” В.М. Чепкин и др.

Награды:
  • Государственная премия СССР
  • орден Ленина
  • орден Трудового Красного Знамения
  • орден Октябрьской Революции.