федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

>> 60-летие СГАУ
>> КуАИ-СГАУ 1942-2002 в формате pdf
>> КуАИ-СГАУ 1942-2002 в формате HTML

>> Содержание


Факультет летательных аппаратов (N 1)

Образован в 1942 году

Первоначальное название - факультет самолетостроения, переименован в 1961 году.

Деканы факультета:

1942-1947 гг. - Путята Всеволод Иосифович, к.т.н., доцент

1947-1955 гг. - Разумихин Михаил Иванович, к.т.н., доцент

1955-1957 гг. - Бочкарев Александр Филиппович, к.т.н., доцент

1957-1960 гг. - Турапин Вячеслав Михайлович, к.т.н., доцент

1960-1968 гг. - Белоконов Виталий Михайлович, к.т.н., доцент

1968-1969 гг. - доцент Головин Владимир Максимович, к.т.н.. доцент

1969-1975 гг. - Тарасов Юрий Леонидович, к.т.н., доцент

1975-1981 гг. - Горлач Борис Алексеевич, к.т.н., доцент

1981-1984 гг. - Шахов Валентин Гаврилович, к.т.н., доцент

1984-1989 гг. - Балакин Виктор Леонидович, к.т.н., доцент

1989-1994 гг. - Гаврилов Валерий Николаевич, д.т.н., профессор

1994-1998 гг. - Резниченко Геннадий Алексеевич, к.т.н., доцент

с 1998 по н.в. - Моисеев Виктор Кузьмич, к.т.н., доцент
 

Специальности факультета и годы их открытия:

  • 130100 - самолето- и вертолетостроение с 1942 г.
  • 130600 - ракетостроение с 1959 г.
  • 130700 - космические летательные аппараты и разгонные блоки с 1980 г.
  • 010500 - механика с 1993 г.
  • 072000 - стандартизация и сертификация с 1995 г.
  • 071100 - динамика и прочность машин с 1997 г.
  • 340100 - управление качеством с 2000 г.
  • 072200 - моделирование и исследование операций в организационно-технических системах с 2001 г.

На факультете в разные годы велась подготовка и по другим специальностям, на базе которых были созданы факультеты N 3, N 5, N 6.

С 2001г. по специальности "Механика" предусмотрена подготовка как по третьему уровню высшего профессионального образования с присвоением традиционной квалификации "дипломированный специалист", так и по второму уровню - с присвоением квалификации "бакалавр".

В подготовке молодых специалистов - выпускников факультета принимают участие выдающиеся деятели науки и техники члены-корреспонденты РАН профессора Д.И.Козлов, Г.П.Аншаков, В.А.Барвинок.

Представители профессорско-преподавательского состава факультета возглавляют ряд научных и учебных организаций:

  • Поволжское отделение академии проблем качества РФ, НИИ технологии и проблем качества, научно-производственный центр "Технология" - член корреспондент РАН профессор Барвинок В.А.
  • Поволжское региональное отделение Российской академии космонавтики им. К.Э.Циолковского - профессор Балакин В.Л.
  • Региональный учебно-научный центр CALS-технологий, НИИ авиационных конструкций - профессор Комаров В.А.
  • Научно-технический центр "Наука" - профессор Тарасов Ю.Л.
  • Научно-координационный центр "Перспектива" - профессор Салмин В.В.
  • Физико-математическую школу - профессор Асланов В.С.
  • Международный аэрокосмический лицей - доцент Архипов В.В.

Налажены и поддерживаются тесные связи со средними учебными заведениями:

  • Самарским международным аэрокосмическим лицеем, действующим на базе СГАУ;
  • Аэрокосмическим лицеем N 12;
  • Ульяновским авиационным колледжем.

К базовым предприятиям факультета, таким как государственный научно-производственный ракетно-космический центр "ЦСКБ-Прогресс" (ГНП РКЦ "ЦСКБ-Прогресс"), Волжское конструкторское бюро ракетно-космической корпорации "Энергия" (ВКБ РКК "Энергия"), Авиационный научно-технический комплекс им. А.А.Туполева, Авиационный научно-технический комплекс им. Бериева (г. Таганрог), заводам - "Авиакор", "Авиаагрегат", "Авиастар" (г. Ульяновск), в последние годы добавились ОАО "АвтоВАЗ" (г. Тольятти), ОАО "Волгабурмаш", Самарский центр стандартизации, метрологии и сертификации, международный аэропорт "Самара", авиакомпания "Самара", ОАО "Инфотранс", для которых ведется подготовка специалистов и которые привлекаются к обучению студентов.

Факультет принимал активное участие в организации и проведении Всероссийских конференций с международным участием "Самолетостроение России: проблемы и перспективы" (1998 г., 2000 г.).

Кафедры факультета:

  • аэрогидродинамики;
  • высшей математики;
  • динамики полета и систем управления;
  • конструкции и проектирования летательных аппаратов;
  • летательных аппаратов;
  • производства летательных аппаратов и управления качеством в машиностроении;
  • прочности летательных аппаратов;
  • сопротивления материалов;
  • теоретической механики;

В состав факультета входят также студенческое конструкторское бюро СКБ-1 и авиамодельное СКБ.

Кафедра аэрогидродинамики

Образована в 1942 году

Первоначальное название - кафедра аэромеханики

Заведующие кафедрой:

1942-1953 гг. ПУТЯТА Всеволод Иосифович, к.т.н., доцент

1953-1979 гг. Кудряшев Леонид Иванович, д.т.н., профессор

1979-1989 гг. Филиппов Геннадий Васильевич, д.т.н., профессор

1989 г. - по н.в. Шахов Валентин Гаврилович, к.т.н., профессор

Перечень специальностей, по которым кафедра является выпускающей:

010500 - механика.

Динамика изменения кадрового состава кафедры:

Годы

1942

1950

1960

1970

1980

1990

2000

Профессора

-

-

1

1

2

1

2

Доценты

1

1

4

4

3

5

3

Старшие

преподаватели и ассистенты

3

6

3

1

2

5

3

Преподаватели с учеными степенями, званиями

1

1

5

5

5

6

5

Всего

4

7

8

6

7

11

8

Кадровый состав кафедры на 2002 г.:

профессор, д.т.н. - 1; профессор, к.т.н. - 1; доценты, к.т.н. - 3; старшие преподаватели - 2; ассистент -1.

Материальная база кафедры:

лаборатория гидравлики, имеющая полный набор установок для лабораторного практикума по всем изучаемым на кафедре курсам;

лаборатория аэродинамики, имеющая две аэродинамические трубы малых скоростей и одну сверхзвуковую. Одна из труб малых скоростей входит в состав автоматизированного комплекса, позволяющего осуществлять дистанционное выполнение лабораторных работ с передачей данных через сеть ИНТЕРНЕТ.

Выпуск учебников и монографий в центральных издательствах:

  • Аэродинамика летательных аппаратов: Учебник для вузов по специальности "Самолетостроение" / Г.А.Колесников, В.К.Марков, А.А.Михайлюк, Г.В.Филиппов и др.; Под ред. Г.А.Колесникова - М.: Машиностроение, 1993. - 544 с.

За этот учебник коллектив авторов получил премию Президента РФ в области образования за 2000 г.

Научно-исследовательские подразделения при кафедре:

1966-1992 гг. - научно-исследовательская группа "Аэродинамика";

1992 г.-по н.в. - научно-исследовательская лаборатория

"Аэродинамика".

Научные руководители:

1966-1986 гг. - профессор д.т.н. Филиппов Г. В.;

1986 г.- по н.в. - профессор к.т.н. Шахов В. Г.

Динамика изменения объемов выполненных работ:

1966-1979 гг. - 120 тыс. руб./год;

1980-1992 гг. - 250 тыс. руб./год;

1999-2001 гг. - 400 тыс. руб./год

В настоящее время кафедра входит в состав НИИ авиационных конструкций, созданного в 1994 году.

Кафедра высшей математики

Образована в 1942 году

Заведующие кафедрой:

1942-1943 гг. ШАПИРО Г.М.

Пулькин С.П., к.ф.-м. н., доцент

1943-1944 гг. Геронимус Я.Л., д.ф.-м. н., профессор

1944-1945 гг.  Пулькин С.П., к.ф.-м. н., доцент

1945-1954 гг. Черпаков Павел Васильевич, д.ф.-м. наук профессор

1954-1955 гг. КОГАН Яков Моисеевич, к.ф.-м. н., доцент

1955-1959 гг.  КАЩЕЕВ Николай Акимович, к.ф.-м. н., доцент

1959-1960 гг. БРЕДИХИНА Евгения Александровна, к.ф.-м. н., доцент

1961-1971 гг. ТРОШИН Герман Дмитриевич, к.ф.-м. н., доцент

1971-1976 гг. ФЕДОРЧЕНКО Геннадий Прохорович,  к.т.н., доцент

1976-1978 гг. ЖЕЛЕЗНОВ Евгений Иванович, к.ф.-м. н., доцент

1978-1982 гг.  ШАФЕЕВ Мерзажан Незаметдинович, д.т.н., профессор

1982-1986 гг. ШАТУНОВ Михаил Петрович, к.ф.-м. н., доцент  

1987- по н.в. ГОРЛАЧ Борис Алексеевич, д.т.н., профессор

Кафедра не является выпускающей.

Динамика изменения кадрового состава кафедры:

Годы

1967

1975

1980

1985

1990

1995

2000

Профессора

-

-

1

-

2

1

1

Доценты

13

15

15

15

18

18

17

Ассистенты

7

8

8

8

9

9

10

Ст. преподаватели

15

15

15

15

17

17

16

Всего преподавателей

35

38

39

38

46

45

44

Кадровый состав кафедры на 2002 г.:

профессор, д.т.н. - 1; доценты, к.т.н. - 11; доценты, к.ф-м.н. - 8;

старшие преподаватели - 15; ассистенты - 11.

Выпуск учебников и монографий в центральных издательствах:

  • Горлач Б.А. Математическое моделирование процессов формообразования неупругих тел. - М.: МАИ, 1999.- 214 с.

Материальная база кафедры:

В состав кафедры входит кабинет вычислительной техники, оснащенный 6 ПЭВМ. Лаборатория подключена к сети ИНТЕРНЕТ.

Научно-исследовательская группа кафедры в настоящее время насчитывает 4 человека, научный руководитель - д.т.н., профессор Б.А.Горлач. Основное научное направление исследований: математическое моделирование систем и процессов. На кафедре имеется докторантура и аспирантура.

Кафедра динамики полета и систем управления

Образована в 1967 году

(выделена из состава кафедры аэрогидродинамики)

Заведующие кафедрой:

1967-1970 гг. Козлов Дмитрий Ильич, д.т.н , профессор (ныне член-корреспондент РАН)

1970-1980 гг. Белоконов Виталий Михайлович, к.т.н., доцент (ныне профессор)

1981-1990 гг. Бочкарев Александр Филиппович, к.т.н профессор

1990 г. - по н.в. Балакин Виктор Леонидович, д.т.н , профессор

Перечень специальностей, по которым кафедра является выпускающей:

  • 130100 - самолето- и вертолетостроение (специализация "Организация и управление перевозками авиационным транспортом")
  • 130700 - космические летательные аппараты и разгонные блоки:
  • 010500 - механика.

Динамика изменения кадрового состава кафедры

Годы

1967

1975

1980

1985

1990

1995

2000

Профессора

0

0

1

2

2

6

8

Доценты

3

5

6

8

9

8

3

Ассистенты

4

5

4

1

2

0

2

Преподаватели с учеными степенями, званиями

3

6

10

11

13

14

12

Всего преподавателей

7

10

11

11

13

14

13

Кадровый состав кафедры на 2002 г.:

профессора, д.т.н. - 5; профессора, к.т.н. - 2; доценты, к.т.н.- 2; ассистенты, к.т.н. - 3; ассистенты -1.

Материальная база кафедры:

лаборатория цифрового моделирования, оснащенная современными персональными компьютерами;

лаборатория аналогового моделирования, оснащенная аналоговыми вычислительными комплексами АВК-31 для моделирования динамики полета самолета и ракеты.

аудитория для курсового и дипломного проектирования.

Выпуск учебников и монографий в центральных издательствах:

  • Аэромеханика самолета: Учебник для авиационных вузов /А.Ф.Бочкарев, В.В.Андреевский, В.М.Белоконов и др.; Под ред. А.Ф.Бочкарева. - М.: Машиностроение, 1977. - 416 с.
  • Аэромеханика самолета: Динамика полета: Учебник для авиационных вузов /А.Ф.Бочкарев, В.В.Андреевский, В.М.Белоконов и др.; Под ред. А.Ф. Бочкарева и В.В. Андреевского. 2-е изд. перераб. и доп.- М.: Машиностроение, 1985. - 359 с.
  • Салмин В.В. Оптимизация космических перелетов с малой тягой. - М.: Машиностроение, 1987. - 208 с.
  • Формирование динамических свойств упругих космических аппаратов /Б.А. Титов, В.А. Вьюжанин, В.В. Дмитриев. - М.: Машиностроение, 1995. - 304 с.

На кафедре имеются докторантура и аспирантура по специальности 05.07.09 - динамика, баллистика, управление движением летательных аппаратов. Подготовлено 7 докторов наук.

Начиная с 1983 г., один раз в два года кафедра проводит Всероссийский (до 1991 г. - Всесоюзный) научно - технический семинар по управлению движением и навигации летательных аппаратов с изданием сборника трудов. В 2001 г. проведен юбилейный Х Всероссийский научно-технический семинар.

В 1998 г. кафедра провела Международный семинар "Прикладное применение и перспективы использования спутниковой радионавигации", в котором приняли участие 6 профессоров из США, Италии, Бельгии.

Научно-исследовательское подразделение при кафедре:

1967-1987 гг. научно-исследовательская группа "Динамика полета",

1988 г.- по н.в. научно-исследовательская лаборатория "Динамика и управление полетом ЛА" - НИЛ-38.

Научные руководители:

1967-1987 гг. к.т.н., профессор В.М.Белоконов,

1987 г.- по н.в. д.т.н., профессор В.Л.Балакин.

Заведующие НИГ (НИЛ):

В.Л.Балакин, В.С.Асланов, В.В.Юрин, И.В.Потапов.

Основные научные направления:

  • динамика полета и управление движением аэрокосмических аппаратов (руководители - к.т.н. В.М.Белоконов, д.т.н. профессор В.Л.Балакин, д.т.н. профессор Ю.Н.Лазарев);
  • динамика полета и управление движением ракет-носителей и космических аппаратов с учетом упругости конструкции (руководитель - д.т.н. профессор Б.А.Титов);
  • динамика полета и управление движением космических аппаратов с двигателями малой и комбинированной тяги (руководитель - д.т.н. профессор С.А.Ишков);
  • навигационно-баллистическое проектирование и спутниковая навигация космических аппаратов (руководитель - д.т.н. профессор И.В.Белоконов).

Кафедра конструкции и проектирования летательных аппаратов

Образована в 1942 году

Первоначальное название - кафедра конструкции и проектирования самолетов, переименована в 1961 году.

Заведующие кафедрой:

1942-1943 гг. КРЫЛОВ Виктор Яковлевич

1943-1945 гг. Сутугин Лонгин Иванович, к.т.н., доцент

1945-1977 гг. Комаров Андрей Алексеевич, д.т.н., профессор

1977 г. - по н. в Комаров Валерий Андреевич, д.т.н., профессор

Перечень специальностей, по которым кафедра является выпускающей:

130100 - самолето- и вертолетостроение;
130300 - техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей;
131000 - техническая эксплуатация авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов.

Динамика изменения кадрового состава кафедры

Годы

1942

1967

1992

2001

Профессора

-

1

3

4

Доценты

3

5

12

11

Старшие преподаватели

-

4

-

1

Ассистенты

3

5

4

1

Преподаватели с учеными степенями, званиями

3

6

15

15

Всего преподавателей

6

15

19

17

Кадровый состав кафедры на 2002 г.:

профессора, д.т.н. - 3; профессора, к.т.н. - 1; доценты, к.т.н. - 11.

Материальная база кафедры

В составе кафедры имеются база авиационной техники и четыре учебных лаборатории: конструкции самолетов; систем механического оборудования самолетов; систем радио- и электронного оборудования самолетов; автоматизации проектирования.

В экспозиции базы авиационной техники представлены самолеты Ил-14, Ил-28, М-15, МИГ-17, Як-50, Су-7, Су-9, Су-15, вертолет Ми-2.

В уникальной лаборатории конструкций самолетов имеется большое число агрегатов и узлов различных самолетов: от представляющих не только учебную, но и историческую ценность самолетов А-20 "Бостон" и Р-63 "Кинг-Кобра", полученных СССР из США в период Великой Отечественной войны, до современных самолетов Ту-144, Ту-154, МИГ-23, Су-15, Су-17, DC-8; полностью укомплектованный самолет МИГ-21, крыло экспериментального гиперзвукового летательного аппарата "Буря" (одна из последних разработок С. А. Лавочкина) и др.

Лаборатория систем радио- и электронного оборудования самолетов, оснащена современными аналого-цифровым пилотажно-навигационным и радиотехническими комплексами, учебными стендами, действующим и макетом кабины экипажа и автоматической бортовой системы управления самолета Ту-154.

С 1995 г. работает учебная лаборатория автоматизации проектирования - класс САПР, который оснащен 11 персональными компьютерами, соединенными в локальную сеть. Основное программное обеспечение составляют лицензионные промышленные машиностроительные CADCAMCAE системы, занимающие лидирующее положение в своей предметной области: "AUTOCAD", "Компас", "СПРУТ", "NASTRAN for WINDOWS". Для поддержания учебного процесса успешно используются собственные разработки кафедры и бывшей отраслевой лаборатории автоматизации проектирования авиационных конструкций и систем (ОНИЛ-13): программная система, реализующая метод конечных элементов "ДРАКОН"; комплекс тренажеров учебно-исследовательской САПР силовых конструкций; комплекс обучающих программ автоматизированной обучающей системы (АОС) "КАДИС".

В качестве вычислительной базы студенческой научно-исследовательской лаборатории и дипломного проектирования используется специализированный вычислительный комплекс на базе рабочих станций VAX и ПК, объединенных локальной сетью. Также используются промышленная программная система автоматизированного проектирования силовых авиационных конструкций "РИПАК" и четыре рабочих станции IBM-CATIA.

Кафедра и учебная лаборатория подключены к университетской компьютерной сети и глобальной сети ИНТЕРНЕТ.

Выпуск учебников и монографий в центральных издательствах:

  • Быков Л.Т., Ивлентиев В.С., Кузнецов В.И. Высотное оборудование пассажирских самолетов. М.: Машиностроение. 1972. - 332 с.
  • Коптев А.Н. Системы самолетовождения. М.: Машиностроение. 1985. - 234 с.
  • Боргест Н.М., Данилин А.И., Комаров В.А. Краткий словарь авиационных терминов. - М.: изд-во МАИ, 1992. - 220 с.
  • Соловов А.В. Компьютерные средства поддержки профессиональной подготовки. - М.: НИИВО, 1995. - 44 с.
  • Коптев А.Н., Миненков А.А., Иванов Б.Г. Монтаж, контроль и испытания электротехнического оборудования. - М.: Машиностроение. 1998. - 296 с.
  • Комаров В.А. и др. OPTIMAL DESIGN, Edited by Valery V. Vasiliev, Technomic publishing Company Inc., USA, 1999. - 320 p.

На кафедре подготовлены шесть докторов наук и 30 кандидатов наук.

В период с 1975 по 1984 годы коллектив кафедры хозяйственным способом построил специализированный корпус общей площадью 3500 кв.м, который позволил разместить натурные образцы авиационной техники, и провел большую работу по расширению и совершенствованию оснащения учебных лабораторий. Это вывело кафедру по материальному оснащению в число лучших среди родственных кафедр авиационных вузов страны. В 1984 году кафедра вошла в число инициаторов и основных участников разработки программы целевой интенсивной подготовки студентов (ЦИПС) Минвуза РСФСР и ее реализации в КуАИ-СГАУ.

При кафедре действует студенческая научная лаборатория, в которой ведется активная научно-исследовательская работа в сотрудничестве с конструкторскими бюро отрасли.

В 1994 г. на базе кафедры конструкции и проектирования летательных аппаратов и кафедры аэродинамики образован научно-исследовательский институт авиационных конструкций (НИИ АВИКОН).

Основные направления деятельности НИИ АВИКОН:

  • автоматизация проектирования авиационных конструкций;
  • весовое проектирование конструкций летательных аппаратов;
  • компьютерные тренажеры для подготовки конструкторов;
  • вычислительная аэродинамика;
  • компьютеризация аэродинамического эксперимента.

Кафедра внесла большой вклад в развитие факультета и университета. В 1953 г. из состава кафедры выделился коллектив во главе с доцентом Х.С. Хазановым (ныне д.т.н., профессор), составивший ядро кафедры прочности самолетов. В 1980 г. преподаватели ракетно-космического цикла составили основу созданной кафедры летательных аппаратов. Подготовленные на кафедре доктора наук В.Н.Гаврилов, А.Н.Коптев возглавили кафедры университета. Деканами факультета летательных аппаратов работали питомцы кафедры профессор В.Н. Гаврилов (1989-1994 гг.), доцент Г.А. Резниченко (1994-1998 гг.), последний в настоящее время является проректором СГАУ по учебной работе.

Начиная с 1964 года, кафедра одной из первых в стране начала активную работу по развитию и внедрению в проектную практику метода конечных элементов (МКЭ), ставшего уже в начале 80-х годов одним из основных инструментов для компьютерного анализа силовых конструкций. В 1979 году при кафедре была создана отраслевая научно-исследовательская лаборатория N 13 (ОНИЛ-13) "Автоматизация проектирования авиационных конструкций и систем" (научный руководитель ОНИЛ -13 - д.т.н. профессор В.А.Комаров).

Разработанные в ОНИЛ-13 универсальные программные комплексы Программа РАСчета Статики Авиационных Конструкций (ПРАСАК, 1970 г.), Расчет И Проектирование Авиационных Конструкций (РИПАК, 1980 г.), Проектирование, Оптимизация, Линейный И Нелинейный Анализ (ПОЛИНА, 1992 г.) нашли широкое применение в различных отраслях машиностроения. Они были внедрены более чем в сорока проектных организациях и использовались при проектировании и доводках самолетов Ту-144, Ту-154, Бе-30, Бе-103, А-40, А-50, М-15, Ил-76, Ил-86, Ил-96-300, Ил-114 и ряда опытных машин.

Научная школа силового конструирования, созданная профессорами А.А.Комаровым и В.А.Комаровым, получила широкую известность и международное признание.

С 1997 года среди выпускников специальности 130100 - самолето- и вертолетостроение ежегодно проводится конкурс на лучший конструкторский проект имени А.А.Комарова в соответствии с положением о конкурсе, утвержденным ректором университета. Победители конкурса награждаются дипломами и денежными премиями, получают преимущественное право при поступлении в аспирантуру.

В последние годы кафедра активно включилась в освоение CALS-технологий (или ИПИ-технологий) - информационная поддержка изделий на протяжении всего жизненного цикла от проектирования изделия до его утилизации. В 2001г. на базе кафедры организован региональный учебно-научный центр CALS-технологий.

Кафедра летательных аппаратов

Образована в 1980 году

(выделена из состава кафедры конструкции и проектирования летательных аппаратов)

Заведующие кафедрой:

1980-1999 гг. Козлов Дмитрий Ильич, д.т.н., профессор, член-корреспондент РАН (совместитель)

заместитель заведующего кафедрой - Лукашев Леонид Григорьевич, д.т.н., профессор

1999 г.- по н.в. Салмин Вадим Викторович, д.т.н., профессор.

Перечень специальностей, по которым кафедра является выпускающей:

  • 130600 - ракетостроение,
  • 130700 - космические аппараты и разгонные блоки;
  • 072200 - моделирование и исследование операций в организационно-технических системах (специализация в области автоматизации проектирования аэрокосмической техники).

Годы

1992

1994

1996

1998

2000

Профессора

2 (3)

2 (5)

2 (5)

3 (3)

4 (4)

Доценты

10 (9)

8 (5)

8 (1)

9 (2)

7 (2)

Ассистенты

4 (2)

3 (1)

4

1 (1)

1 (1)

Преподаватели с учеными степенями, званиями

13 (12)

12 (11)

12 (6)

11 (6)

11 (6)

Всего преподавателей

16 (14)

13 (12)

14 (6)

13 (6)

12 (7)

Кадровый состав на 2002 г.:

профессора, д.т.н. - 3 (3); доценты, к.т.н. - 8 (3); ассистенты - 0 (4).

Материальная база кафедры:

Кафедра располагает необходимой лабораторной и технической базой, включающей:

  • классы ракетной и космической техники;
  • учебные лаборатории оборудования и наземной подготовки летательных аппаратов;
  • компьютерный класс;
  • две библиотеки;
  • аудитории для курсового и дипломного проектирования.

В 1984 г. на базе ЦСКБ был открыт филиал кафедры (руководитель филиала профессор Фомин Георгий Евгеньевич - заместитель генерального конструктора ГНПРКЦ "ЦСКБ-Прогресс").

С 1988 г. введена производственно-ознакомительная практика для студентов старших курсов на космодромах "Байконур" и "Плесецк".

Выпуск учебников и монографий в центральных издательствах:

  • Соллогуб А.В., Аншаков Г.П., Данилов В.В. Космические аппараты систем зондирования поверхности Земли. Математические модели повышения эффективности космических аппаратов /Под ред. чл.- корр. РАН Д.И.Козлова. - М.: Машиностроение, 1993.
  • Козлов Д.И., Агарков В.Ф., Козлов В.Д., Фомин Г.Е. Конструирование автоматических космических аппаратов. - М.: Машиностроение, 1996.
  • Козлов Д.И. и др. Управление космическими аппаратами зондирования Земли. - М.: Машиностроение, 1998.

На кафедре открыта аспирантура и докторантура по специальности 050702 (преподавателями, в том числе совместителями, защищено 5 докторских и 15 кандидатских диссертаций).

Начиная с 1991 г., активно развивается международное сотрудничество. С 1991 г. кафедра проводит подготовку специалистов по космической технике для Китайской Народной Республики. В 2000 г. принят на стажировку с последующим выполнением дипломного проектирования студент из г. Штутгарта (Германия). В 2000 г. преподаватель кафедры к.т.н. И.Е.Теличев по гранту Немецкого общества академических обменов (DAAD) работал в качестве приглашенного исследователя в Рейн-Вестфальском техническом университете г. Аахена (Германия). В 2000 г. и 2001 г. он также проходил стажировку на Инженерном факультете в Университете Калгари (Канада).

В 1985 г. функционирующая при кафедре научно-исследовательская группа была преобразована в отраслевую научно-исследовательскую лабораторию ОНИЛ-17 летательных аппаратов (научный руководитель - профессор Л.Г.Лукашев), основными направлениями деятельности которой стали:

  • исследование фундаментальных проблем высокоскоростного взаимодействия твердых и жидких тел;
  • оценка метеорно-техногенной опасности полета космических аппаратов (КА) и анализ последствий воздействия на КА высокоскоростных механических частиц;
  • разработка конструктивных средств защиты КА, функционирующих в условиях воздействия высокоскоростных механических частиц;
  • прогнозирование остаточной прочности механически поврежденных в результате высокоскоростного воздействия элементов конструкции КА;
  • исследования в области надежности и живучести КА, функционирующих в условиях воздействия неблагоприятных факторов.

Руководителями НИГ кафедры летательных аппаратов были: В.П.Азиков (до 1982 г.), И.И.Бородин (1982-1984 гг.).

Лабораторией ОНИЛ-17 заведовали: И.К.Ухлинов (1985-1987 гг.), А.А.Обрубов (1987-1988 гг.), А.А.Легошин (1988-1989 гг.), В.Н.Томилов (1990-1993 гг.), Н.Т.Каргин (с 1993 г. до настоящего времени).

На базе Чапаевского опытного завода измерительных приборов совместными усилиями коллектива кафедры и лаборатории была создана уникальная экспериментальная база, позволяющая моделировать воздействие на космические аппараты факторов внешней среды (тепловое воздействие, глубокое охлаждение, вакуум, метеорно-техногенное воздействие).

За годы существования ОНИЛ-17 было налажено сотрудничество более чем с 30 предприятиями и научными центрами страны такими, как Центральный научно-исследовательский институт машиностроения
(г. Королев), Центральный научно-исследовательский институт химии и механики (г. Москва), НПО им. С.А.Лавочкина (г. Химки), РКК "Энергия" (г. Королев), Институт гидродинамики СО РАН (г. Новосибирск), Институт проблем прочности и АН Украины (г. Киев) и т.д.

В качестве важнейших из выполненных научно-исследовательских конструкторских работ следует отметить:

  • разработку имеющих статус отраслевого стандарта методических указаний "Оценка воздействия метеорного вещества на космические аппараты", являющихся руководящим документом для предприятий-разработчиков космической техники в России;
  • проведение работ по оценке безопасности полета орбитальной станции "Салют-6", получившей повреждение в результате воздействия высокоскоростной механической частицы;
  • проведение работ по программе "Энергия"-"Буран";
  • разработку и внедрение в практику проектирования автоматических КА, создаваемых в ГНПРКЦ "ЦСКБ-Прогресс", методического и программного обеспечения, позволяющего провести оценку метеорно-техногенной опасности полета КА на этапе проектирования изделий и принять решение по использованию на КА специальных конструктивных средств защиты.

К достижениям научно-исследовательской деятельности кафедры и ОНИЛ-17 следует отнести разработки в области оптимизации конструкций и надежности ракет-носителей и космических аппаратов, исследования проблем микрогравитации и создания малых космических аппаратов. Полученные научные результаты изложены в многочисленных публикациях и докладывались на научных конференциях в США, Германии, КНР и других странах.

Численность штатных сотрудников ОНИЛ-17 к концу 80-х годов достигла 35 человек (1990 г.), однако затем в силу объективных причин их количество стало неуклонно снижаться. Данные по объемам выполненных ОНИЛ-17 хоздоговорных работ приведены (в ценах 2000 г.) в таблице.

Годы

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

Объемы

Финансиро-вания,

тыс.руб.

8

11

462

225

70

200

750

2000

Объемы финансирования госбюджетных работ традиционно уступали объемам финансирования работ, выполняемых по хоздоговорам. Так, например, в 1995 г. объем госбюджетного финансирования составлял 37,5 тыс. руб., в 2000 г. - 50 тыс. руб., в 2001 г. - 200 тыс. руб.

В последние годы тематика научных исследований кафедры и ОНИЛ-17 существенно расширилась за счет таких направлений, как:

  • разработка методического и программного обеспечения для автоматизированного проектирования космических аппаратов наблюдения;
  • разработка методов оптимизации траекторий и проектных параметров транспортных и межпланетных КА с электрореактивными двигательными установками;
  • применение конечно-элементных моделей и программного продукта NASTRAN к решению задач оптимального проектирования конструкций ракет-носителей и КА;
  • разработка методов проектирования перспективных транспортных ракетно-космических систем с учетом требований эффективности, надежности и живучести.

Кафедра производства летательных

аппаратов и управления качеством

в машиностроении

Образована в 1943 году

Первоначальное название - кафедра производства самолетов, с 1961 г. - кафедра производства летательных аппаратов, с 2000 г. - нынешнее название.

Заведующие кафедрой:

1943-1974 гг. Разумихин Михаил Иванович, к.т.н., профессор

1974-1981 гг. Китаев Федор Иванович, к.т.н., доцент

1981-1983 гг. Дудин Анатолий Алексеевич, к.т.н., доцент

1983 г.- по н.в. Барвинок Виталий Алексеевич, д.т.н. профессор, член-корреспондент РАН

Перечень специальностей, по которым кафедра является выпускающей:

  • 130100 - самолето- и вертолетостроение,
  • 130600 - ракетостроение,
  • 072000 - стандартизация и сертификация
  • 340100 - управление качеством

Динамика изменения кадрового состава кафедры

(в скобках совместители):

Годы

1943

1960

1970

1980

1990

2000

Профессора

штатные

-

1

1

-

1

3(2)

Доценты

1

5

13

14

24

19(5)

Ассистенты

2

7

4

3

2

7(1)

Преподаватели с учеными степенями, званиями

1

3

12

17

26

24(7)

Всего преподавателей

3

13

18

17

27

29(8)

Кадровый состав кафедры на 2002 г.:

В настоящее время на кафедре работают 28 штатных преподавателей и 7 совместителей, среди них: член корреспондент РАН, д.т.н., профессор - 1; д.т.н., профессора - 3; к.т.н., профессор -1; к.т.н., доценты - 27, ассистенты - 5.

Материальная база кафедры:

На кафедре создано шесть учебных лабораторий:

  • механической обработки;
  • заготовительно-штамповочных работ;
  • сварки;
  • сборочных, монтажных и испытательных процессов;
  • автоматизации технологических процессов;
  • метрологии и испытаний.

Лаборатории оснащены современным высокотехнологическим оборудованием, в том числе промышленными роботами; обрабатывающим центром; станком с ЧПУ; сверлильно-клепальным автоматом АК-2,2-0,5; клепальным прессом КЛ-405; передвижным течеискателем ПТИ-6; гидравлическими и эксцентриковыми прессами; автоматами для аргонодуговой сварки и др.

На кафедре существует класс вычислительной техники, оснащенный современными персональными компьютерами.

Выпуск учебников и монографий в центральных издательствах:

  • Барвинок В.А., Пытьев П.Я., Корнев Е.П. Основы технологии производства летательных аппаратов: Учебник. - М.: Машиностроение, 1995. - 398 с.
  • Барвинок В.А., Богданович В.И., Бордаков П.А., Пешков Б.П., Докукина И.А. Сборочные, монтажные и испытательные процессы в производстве летательных аппаратов Учебник. - М.: Машиностроение, 1997. - 576 с.
  • Барвинок В.А. Управление напряженным состоянием и свойства плазменных покрытий.- М.: Машиностроение, 1990. - 386 с.
  • Комаров А.Д., Федотов Ю.В. и др. Изготовление заготовок и деталей пластическим деформированием. - Ленинград, Политехника. 1991.-351 с.
  • Барвинок В.А., Мордасов В.И., Шорин В.П. Высокоэффективные лазерно-плазменные технологии в машиностроении. - М.: Международный центр научной и технической информации, 1997. - 76 с.
  • Барвинок В.А., Богданович В.И., Феоктистов В.С. Физические основы моделирования и проектирования реверсивных силовых приводов из материала с эффектом памяти формы. - М.: Международный центр научной и технической информации, 1997. - 72 с.
  • Барвинок В.А., Богданович В.И., Докукина И.А., Плотников А.Н. Математическое моделирование и физика процессов нанесения плазменных покрытий из композиционных плакированных порошков.- М.: Международный центр научной и технической информации, 1998. - 96 с.
  • Барвинок В.А., Бордаков П.А., Демичев С.Ф. Механика контактного взаимодействия при диффузионном соединении разнородных материалов в вакууме. - М.: Международный центр научной и технической информации, 1997. - 72 с.
  • Зорин Ю.В., Глудкин О.П., Горбунов Н.М., Гуров А.И. Всеобщее управление качеством. - М.: Радио и связь,1998. - 610 с.
  • Чекмарев А.Н., Барвинок В.А., Шалавин В.В. Статистические методы управления качеством. - М.: Машиностроение, 1999. - 302 с.
  • Богданович В.И., Проничев Н.Д., Шитарев И.Л. Наводораживание титановых сплавов при электрохимической размерной обработке. - Самара: изд. СНЦ РАН, 1999. - 128 с.
  • Барвинок В.А. Богданович В.И. Физические основы и математическое моделирование процессов вакуумного ионно-плазменного напыления. - М.: Машиностроение, 1999. - 306 с.
  • Барвинок В.А., Торгашев А.В., Бикбулатов В.А, Блинков О.Г., Гладких В.Н. Современные шарошечные долота, проблемы их совершенствования и повышения надежности. - Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2000.-190 с.
  • Комаров А.Д., Федотов Ю.В., Моисеев В.К., Шалавин В.В., Скобальков А.В. РТМ 1.4.1621-86 Проектирование контейнеров и сменной оснастки для штамповки деталей полиуретаном.- М.:НИИД, 1987. - 114 с.
  • Комаров А.Д., Шалавин В.В., Федотов Ю.В., Дунаев А.Н., Моисеев В.К., Белоглазов И.М. Штампы универсально-сборные для листовой штамповки с применением ОСТ 24.958.76-87. Утв. Минтяжмаш. 27.11.87 N ВА-002-1/4110. 50 с.
  • Шалавин В.В., Комаров А.Д., Дунаев А.Н., Белоглазов И.М. Технические рекомендации. Штамповка деталей из прессованных профилей эластичной средой.- М.: НИАТ, 1989. - 58 с.

На кафедре издано более 150 учебно-методических пособий и указаний, разработано 14 прикладных программ и снято 7 учебных фильмов. Программы и фильмы внедрены в учебный процесс.

Преподаватели кафедры Звягинцев В.А., Вашуков Ю.А., Докукина И.А., Наумов Л.А., Шалавин В.В. прошли обучение под руководством немецких и английских специалистов по современным методам управления качеством и сертификации на соответствие требованиям международного стандарта ИСО серии 9000; статистическим методам управления качеством; аудиту качества и получили соответствующие сертификаты менеджеров, инструкторов систем качества, сертификаты преподавателей-профессионалов в области качества.

Барвинок В.А. и Шалавин В.В. получили квалификацию экспертов систем качества ГОСТ Российской Федерации.

Кафедра имеет филиалы на заводах "Прогресс" (с 1986 г.), "Волгабурмаш" (с 1998г.), "АвтоВАЗ" в рамках Тольяттинского филиала СГАУ) и в Самарском центре стандартизации, метрологии и сертификации.

Для подготовки кадров высшей квалификации при кафедре открыты аспирантура и докторантура под научным руководством члена- корреспондента РАН, д.т.н., профессора Барвинка В.А. по следующим специальностям:

05.07.02 - проектирование, конструкция и производство летательных аппаратов (с 1985 г.);

05.07.05 - тепловые, электроракетные двигатели и энергоустановки летательных аппаратов (с 1985 г.);

08.00.20 - стандартизация и управление качеством продукции (с 1995 г.).

Ежегодно в аспирантуре по этим специальностям обучается 5-6 человек, на кафедре подготовлено 8 докторов наук и более 60 кандидатов наук.

Научные подразделения кафедры:

Научные руководителя лаборатории:

Л.А.Дударь (1958-1973 гг.), Ф.И.Китаев (1973-1981 гг.),

И.С.Гришин (1981-1983 гг.), В.А.Барвинок (1983-1996 гг.).

Заведующие лабораторией:

А.Г.Цидулко (1958-1982гг.), Д.В.Самородов (1982-1996 гг.).

ОНИЛ-7 проводила исследования в области газотермического напыления специальных защитных покрытий, соединения трудносвариваемых материалов диффузионной сваркой и пайкой и точечной электросваркой.

В 1983 г. в ОНИЛ-7 появилось новое научное направление - ионно-плазменное вакуумное напыление специальных покрытий с целью повышения надежности, экономичности и ресурса изделий авиакосмической техники.

  1. Отраслевая научно-исследовательская лаборатория N 7 (ОНИЛ-7) - создана в 1958 г. (в 1996 г. включена в состав НИИ 204).
  2. Отраслевая научно-исследовательская лаборатория N 11 (ОНИЛ-11) - создана в 1959 г. (расформирована в 1996 г.).

Научные руководители лаборатории:

М.И.Разумихин (1959-1971гг.), Д.Н.Лысенко (1971-1976 гг.),

В.А.Глущенков (1976-1986 гг.), Ю.В.Федотов (1986-1996 гг.).

Заведующие лабораторией:

Е.П.Смеляков (1960-1966 гг.), Г.А.Карпухин (1966-1970 гг.), А.Е.Егоров (1970-1980 гг.), Ф.Д.Реймер (1980-1986 гг.), В.П.Самохвалов (1986-1990 гг.), В.И.Любимов (1990-1996 гг.).

ОНИЛ-11 проводила исследования в области разработки и внедрения прогрессивных технологических процессов штамповки листовых и трубчатых деталей эластичными средами; разработки и внедрения новых технологических процессов металлообработки на основе использования импульсных методов. Начиная с 1972 г., в ОНИЛ-11 были открыты новые научные направления: исследование работоспособности деталей, изготовленных разнообразными технологическими методами, в экстремальных условиях (1972 г.); обработка деталей и узлов из композиционных материалов (1975 г.); исследование и разработка технологических процессов сборки конструкций из композиционных материалов (1977 г.); исследование процессов и разработка силовых элементов технологических устройств на основе материалов с эффектом памяти формы (1983 г.); исследование и разработка импульсных машин и создание на их основе автоматизированных средств технологического оснащения для выполнения клепально-сборочных работ (1987 г.).

Штатный состав ОНИЛ-7 и ОНИЛ-11 составлял 12 человек в 1960 г., 60 человек в 1981г., 102 человека в 1986 г., 68 человек в 1988 г.,
48 человек в 1991г., 30 человек в 1996 г.

ОНИЛ-7 и ОНИЛ-11 оснащены современным оборудованием и приборами. Объем их ежегодного финансирования с 1981 г. по 1996 г. составлял около 1 млн. руб.

С целью проведения и координации фундаментальных и прикладных научных исследований по государственным и отраслевым научно-техническим программам приказами ректора и Минобразования России на базе ОНИЛ-7 и ОНИЛ-11 в 1991 г. был создан инженерный научно-производственный центр (ИНПЦ) "Технология", а в 1996 г. - научно-исследовательский институт технологий и проблем качества
(НИИ ТПК), который в этом же году был принят под научно-методическое руководство РАН.

Директором ИНПЦ "Технология" и директором НИИ ТПК был назначен профессор В.А. Барвинок, заместителем директора по научной работе - доцент В.И. Богданович, заместителем директора по общим вопросам - Д.В. Самородов.

По результатам выполненных работ в ОНИЛ-7, ОНИЛ-11, ИНПЦ "Технология" и НИИ технологий и проблем качества разработаны и изданы 43 сборника Государственных стандартов на штамповую оснастку, отраслевые стандарты, руководящие технические материалы и методические указания, опубликовано 15 монографий и более 2000 научных статей, получено 11 золотых, 13 серебряных и 30 бронзовых медалей на ВДНХ и международных выставках. Научная новизна разработок подтверждается 350 авторскими свидетельствами и 20 патентами на изобретения. Разработано более 100 новых технологических процессов, создано более 20 видов нового оборудования и технологической оснастки, организовано на промышленных предприятиях более 40 производственных участков и создано программное обеспечение для 30 математических моделей. Результаты работ внедрены более чем на 160 предприятиях страны.

За многолетнюю плодотворную деятельность доценту П.Я.Пытьеву и профессору А.Д.Комарову присвоены почетные звания "Заслуженный изобретатель РСФСР".

За большие заслуги в области науки и техники в разные годы преподаватели кафедры удостоены звания лауреата

премии Совета Министров СССР

Д.Н.Лысенко за работу "Магнитно-импульсная штамповка материалов" (1982 г);

В.А.Барвинок - за работу "Создание научно-технических основ и внедрение плазменных ускорителей для решения важнейших задач межотраслевых технологий" (1986 г.);

А.Д.Комаров, Ю.В.Федотов, В.В.Шалавин, В.К.Моисеев - за работу "Разработка и внедрение технологий формообразования деталей полиуретаном и другими эластомерами"(1989 г.);

  • Государственной премии Российской Федерации

В.А.Барвинок, В.И.Богданович, А.Г.Цидулко - за работу "Разработка и внедрение интегрированных лазерных и плазменных технологий создания изделий новой техники авиационного и космического назначения" (1993г.);

  • Губернской премии

В.А.Барвинок, В.И.Богданович - за работу "Комбинированные способы лучевой обработки конструкционных материалов" (2001г.).

Кафедра прочности летательных аппаратов

Образована в 1943 году

Первоначальное название - кафедра строительной механики и прочности самолетов; с 1945 по 1953 гг. курс строительной механики и расчета на прочность передан на кафедру конструкции и проектирования самолетов; в 1953 г. вновь выделилась в самостоятельную кафедру, в дальнейшем переименована в кафедру прочности самолетов, с 1961 года приобрела нынешнее название.

Заведующие кафедрой:

1943-1945 гг. Лившиц Я.Д. , к.т.н., доцент

1953-1988 гг. Хазанов Хацкель Соломонович, д.т.н. профессор

1988 г.- по н.в. Тарасов Юрий Леонидович д.т.н. профессор

Перечень специальностей, по которым кафедра является выпускающей:

  • 130100 - самолето- и вертолетостроение,
  • 071100 - динамика и прочность машин.

Динамика изменения кадрового состава кафедры:

Годы

1953

1960

1970

1980

1990

2000

Профессора

-

-

2

3

2

3

Доценты

1

6

11

12

10

8

Старшие преподаватели,

ассистенты

2

5

1

2

2

-

Преподаватели с учеными степенями, званиями

1

6

13

15

12

11

Всего преподавателей

3

11

14

17

14

11

Кадровый состав кафедры на 2002 г.:

профессора, д.т.н. - 3; доценты, к.т.н. - 8.

Материальная база кафедры:

учебная лаборатория испытаний на прочность (площадь 160 кв.м.) позволяет проводить автоматизированные испытания на полноразмерных моделях элементов конструкций, а также натурных агрегатах.

Выпуск учебников и монографий в центральных издательствах:

  • Образцов И.Ф., Савельев Л.М., Хазанов Х.С.. Метод конечных элементов в задачах строительной механики летательных аппаратов. - М.: Высшая школа, 1985. - 20,5 п.л.
  • Тарасов Ю.Л., Миноранский Э.И., Дуплякин В.М.. Надежность элементов конструкций летательных аппаратов. - М.: Машиностроение, 1992. - 14 п.л.
  • Тарасов Ю.Л.. Самолетный спорт в СССР. - М.: Изд. ДОСААФ СССР, 1978.- 16 п.л.
  • Тарасов Ю.Л., Лавров Б.А., Тимшин В.Т. и др. Спецтема. РДВ-25645 307-84. Введен с 01.07.85. Стандарты, 1984. - 40 с.
  • Тарасов Ю.Л., Лавров Б.А., Тимшин В.Т. и др. Спецтема.
    РД-В50-2564-530584. Введен с 01.07.85. Стандарты, 1984. - 36 с

С 1967 г. по 1990 г. кафедрой было издано 16 сборников научных трудов: "Вопросы прочности элементов авиационных конструкций", "Вопросы прочности и долговечности элементов авиационных конструкций", "Прочность и долговечность элементов конструкций летательных аппаратов" (с 1974 года сборник стал межвузовским). Кроме того, в 1972-75 гг. были изданы 4 сборника научных статей аспирантов "Вопросы прикладной механики в авиационной технике" (ответственный редактор - профессор Хазанов Х.С.). Изданы также труды Всесоюзной научно-технической конференции "Современные проблемы строительной механики" (1983 г.) и Российско-Китайского симпозиума по космической науке и технике (1992 г., ответственный редактор профессор Ю.Л.Тарасов).

Начиная с 1991 г., кафедра организует участие российских учёных и специалистов в регулярно проводимых Российско-Китайско-Украинских международных симпозиумах по космической науке и технике.

Кафедра достигла больших результатов в организации студенческой научно-исследовательской работы:

  • Всесоюзный конкурс

1963-1992 гг. - медалью "За лучшую студенческую научную работу" награждены авторы 15 работ, дипломами - авторы 49 работ.

  • Всероссийский конкурс

1982-1992 гг. - нагрудным знаком "Лауреат Всероссийского конкурса" награждены авторы 12 работ, дипломами - авторы 26 работ;

1993-2001 гг. - награждены медалью "За лучшую студенческую научную работу" авторы 9 работ, дипломами - авторы 18 работ.

  • Поволжский зональный конкурс

1973-1981г.г. - награждены дипломами авторы 21 работы.

По итогам студенческих научных конференций различного уровня (внутривузовских, областных, всероссийских, всесоюзных) опубликованы 277 тезисов докладов.

В 1996 г. аспирант А.Русаков получил грант Президента России на прохождение научной стажировки в Германии, а студент А. Краснов получил стипендию Фонда Сороса за успехи в научной работе при кафедре. В 1998 г. студент А.Витченко получил стипендию фирмы "Боинг".

Научные подразделения кафедры:

Научный руководитель ОНИЛ-10:

с 1979 года по н.в. - профессор д.т.н. Хазанов Х.С.

Заведующие лабораторией:

с 1979-1985 г.г. - доцент к.т.н. Чураков А.А.,

c 1985 г. по н.в. - к.т.н. Филатов В.А.

 

Коллективом лаборатории было создано уникальное оборудование (вибростенды, управляющие комплексы), позволяющее проводить усталостные испытания при низкочастотных случайных нагрузках.

Динамика изменения штатного состава и объемов выполненных работ ОНИЛ-10:

Годы

1966

1970

1980

1990

2000

Штатный персонал:

инженеры, лаборанты

 

18

 

34

 

67

 

38

 

4

Совместители:

научные сотрудники, ведущие инженеры, старшие лаборанты

 

28

 

16

 

22

 

16

 

3

Объем НИР,

тыс. руб.

84

250

325

360

60

  1. ОНИЛ-10 "Прочность авиационных конструкций" создана совместным приказом Минвуза РСФСР и МАП СССР в 1979 году.
  2. НИЛ-32 "Обеспечение работоспособности элементов конструкции летательных аппаратов" открыта приказом ректора в 1987 году.

Научный руководитель НИЛ-32:

с 1987 г. по н.в. - профессор д.т.н. Тарасов Ю.Л.;

заведующий лабораторией:

с 1987 г. по н.в. - доцент к.т.н. Гадалин Н.И.

Работа "Создание комплекса наукоемкого оборудования для реализации двойных технологий проведения научных исследований в открытом космосе" удостоена Губернской премии 1999 г. Звания лауреата присвоены профессору д.т.н. Тарасову Ю.Л, доценту к.т.н. Гадалину Н.И., старшему инженеру Ковалеву В.И. Работа была в основном выполнена в НИЛ-32, завершена в НТЦ "Наука".

Уникальное оборудование позволяет проводить испытания в условиях открытого космоса пар трения, материалов при статическом и динамическом режимах, регистрировать из космоса α - частицы на поверхности Земли. Также было создано и лабораторное оборудование, позволяющее проводить испытания, имитируя условия космического пространства.

Динамика изменения штатного состава и объемов выполненных работ НИЛ-32:

Годы

1987

1990

2000

Штатный персонал:

научные сотрудники, инженеры,

лаборанты, рабочие

24

25

1

Совместители:

научные сотрудники

инженеры

12

50

3

 

Объем НИР в тыс. руб

210

340

16

Кафедра сопротивления материалов

Образована в 1942 году

Заведующие кафедрой:

1942-1944 гг. Короб А.Д., к.т.н., доцент

1944-1955 гг. Майков Лев Иванович, доцент

1955-1956 гг. Хазанов Хацкель Соломонович, к.т.н., доцент

(объединена с кафедрой строительной механики)

1956-1961 гг. Богданов Евдоким Степанович, доцент

1962-1993 гг. Иванов Станислав Иванович, д.т.н., профессор

1993 г.- по н.в. Павлов Валентин Федорович, д.т.н., профессор

Кафедра не является выпускающей.

Динамика изменения кадрового состава кафедры:

Годы

1944

1960

1980

2000

Профессора

-

-

1

3

Доценты

1

2

5

7

Ассистенты

5

9

8

2

Преподаватели с учеными степенями, званиями

1

2

6

10

Всего преподавателей

6

11

14

12

Кадровый состав кафедры на 2002 г.:

профессора, д.т.н. - 2; доценты, д.т.н. - 1; доценты, к.т.н. - 8; ассистенты - 2.

Материальная база кафедры:

  • лаборатория динамических испытаний,
  • лаборатория статических испытаний.

Выпуск учебников и монографий в центральных издательствах:

  • Технологические остаточные напряжения и сопротивление усталости авиационных резьбовых деталей/ С.И.Иванов, В.Ф.Павлов, Г.В.Коновалов, Б.В.Минин.- М: Минавиапром, 1992.- 191с.

Научные подразделения кафедры:

На кафедре работает аспирантура и докторантура по специальности 01.02.06 - динамика, прочность машин, приборов и аппаратуры. Преподавателями, в том числе и совместителями, защищено три докторских и 22 кандидатских диссертации.

С 1959 г. на кафедре начала работать научно-исследовательская группа, которая в 1985 г. была преобразована в научно-исследовательскую лабораторию НИЛ-31(научный руководитель - профессор С.И.Иванов), основными направлениями деятельности которой стали:

  • прогнозирование предела выносливости деталей с концентраторами на основе принципов механики остаточных напряжений;
  • исследование закономерностей влияния остаточных напряжений на сопротивление усталости деталей с концентраторами напряжений.

В 1991г. объем выполненных работ составлял 150,0 тыс. руб. при численности штатных сотрудников - 14 человек; в текущем году объем составил 60,0 тыс. руб. На кафедре работает студенческий научный семинар "Механика остаточных напряжений".

Кафедра теоретической механики

  Образована в 1942 году

 

В 1957 г. объединена с кафедрой теории механизмов и машин и получила название кафедры теоретической механики и теории механизмов и машин; в 1989 г. вновь выделена в отдельную кафедру.

 

Заведующие кафедрой:

1942-1948 гг. Крейн Марк Григорьевич, д.ф-м.н., профессор, член-корреспондент АН УССР

1948-1957 гг. Макаров Семен Михайлович, к.т.н., доцент

(объединена с кафедрой теории механизмов и машин)

1957-1963 гг. Уфимкин Александр Данилович, к.т.н., доцент

1964-1974 гг. Клиентов Николай Васильевич, к.т.н., доцент

1974-1989 гг. Ястребов Владимир Модестович, д.т.н., профессор 1989 г.- по н.в. Асланов Владимир Степанович, д.т.н , профессор

(выделение в отдельную кафедру).

Перечень специальностей, по которым кафедра является выпускающей

  • 010500 - механика,

дополнительная квалификация "Преподаватель математики и информатики" (с 1997 г.).

Динамика изменения кадрового состава кафедры:

Годы

1942

1989

1990

1995

2000

Профессора

1

-

1

1

2

Доценты

1

7

6

8

8

Ассистенты

2

3

3

3

5

Преподаватели с учеными степенями, званиями

1

9

9

9

11

Всего преподавателей

4

10

10

12

15

Кадровый состав кафедры на 2002 г. (в скобках совместители):

профессора, д.т.н. - 3(1), доценты, к.т.н. - 4(5), старшие преподаватели - 1, ассистенты - 2(2).

Материальная база кафедры:

Учебная лаборатория кафедры оснащена компьютерами семейства Pentium, объединенными в локальную сеть и имеющие вход в ИНТЕРНЕТ. На компьютеры установлено современное программное обеспечение, в том числе математические пакеты Mathcad и Maple, пакет конечно-элементного моделирования Nastran.

Студенты кафедры принимают активное участие в различных конференциях. Студентка Палагичева Е.С. в 1999 г. была удостоена стипендии фирмы "Боинг"; аспиранту Дорошину А.В. в 2001 г. присвоено звание "Соросовский стипендиат" по направлению "Математика", а в 2002 г. присуждена стипендия Президента Российской Федерации.

Выпуск учебников и монографий в центральных издательствах:

  • Асланов В.С. Некоторые вопросы динамики твердого тела.- Саратов: изд. Саратовского университета, 1992.

Научные подразделения кафедры

На кафедре образовалась научная школа под руководством профессора В.С.Асланова по проблемам исследования движения твердого тела в обобщенном случае Лагранжа и изучения движения космических аппаратов. Работа ученых кафедры на тему "Исследование твердого тела в обобщенном случае Лагранжа" на протяжении ряда лет поддерживается Российским фондом фундаментальных исследований. Учеными кафедры опубликовано более 50 научных статей в журналах РАН "Космические исследования", "Механика твердого тела" и других.

На кафедре работает аспирантура и докторантура: защищены шесть кандидатских диссертаций и две докторских диссертации (Ю.М.Заболотновым в 1997 г. и И.А.Тимбаем в 1999 г.).

Авиамодельное студенческое конструкторское бюро

Образовано в 1953 году

Сначала был создан авиамодельный кружок, который вскоре получил статус авиамодельной лаборатории КуАИ, а в дальнейшем и студенческого конструкторского бюро.

Перечень руководителей:

1953-1959 гг. Толмачев Владимир Тимофеевич, студент

1959-2000 гг. Князев Михаил Егорович, доцент

2000 г. - по н.в. Якимаха Виктор Петрович, к.т.н., доцент

Достижения и рекорды:

Первым спортсменом-авиамоделистом КуАИ, которому было присвоено звание мастера спорта СССР, был Толмачев В.Т. (1960 г.).

В период с 1960 по 1995 мастерами спорта стали около 50 студентов и сотрудников института.

Чемпионами СССР и СНГ среди спортсменов вузовских команд в разные годы и в разных классах моделей становились Верба В.И., Дегтярев Е.В., Солодков А.И., Якимаха В.П., Стукалов Л.О., братья Тынниковы и другие. В 90-е годы призером чемпионата мира среди юношей был студент Гарфутдинов А.А.

В классе кордовых скоростных моделей дважды чемпионом России становился Солодков А.И. Мастер спорта международного класса Федотов К.Г. является трехкратным чемпионом России, неоднократным призером чемпионатов мира и Европы, чемпионом мира и Европы в командном зачете, победителем кубка французской федерации авиамодельного спорта. Мастер спорта международного класса Стручков О.Н. - чемпион России, неоднократный призер чемпионатов мира и Европы.

В восьмидесятые - девяностые годы, кроме спортивной работы, в СКБ велась и существенная по объему научно-исследовательская работа. Тематика работ была посвящена созданию продувочных моделей самолетов новейших конструкций. Эта работа выполнялась в рамках хозяйственных договоров с Экспериментальным машиностроительным заводом имени В.М.Мясищева и Центральным аэрогидродинамическим институтом (ЦАГИ). Кроме того, большую долю практической деятельности в СКБ составляла работа по изготовлению моделей и макетов - экспонатов для музея авиации и космонавтики КуАИ - СГАУ, а также для различных выставок и салонов, в том числе международных.

Студенческое конструкторское

бюро летательных аппаратов

Образовано в 1955 году

В 1955 году на факультете самолетостроения группой энтузиастов под руководством студента Ю.Журихина было создано студенческое конструкторское бюро по проектированию и изготовлению летательных аппаратов (СКБ-1, с 1999 г. - СКБ ЛА).

В первые годы становления СКБ-1 разработки велись по направлениям: сельскохозяйственный самолет, самолет для морской разведки в интересах рыболовного флота, спортивный планер.

В 1958-1959 гг. все усилия СКБ-1 были сосредоточены на разработке и запуске в производство конструкторской документации для изготовления спортивного рекордного планера "АИСТ". Одной из главных особенностей этого планера являлось широкое применение нового по тем временам конструкционного материала - стеклопластика. Рабочие чертежи на конструкцию и технологическую оснастку были разработаны группой студентов под руководством Ю.Журихина. При изготовлении планера предполагалось использовать помощь Куйбышевского авиационного завода N1 (ныне завод "Прогресс"), однако изменение профиля этого завода и перевод его в структуру другого министерства прервал работу СКБ-1 по созданию спортивного рекордного планера.

Следующей разработкой был спортивный рекордный самолет "ИМПУЛЬС". Работы по этой теме велись под руководством К.К.Цедрика (в 1969 г. он стал руководителем СКБ-1). Большой объем выполненных проектных и экспериментальных работ по самолету "ИМПУЛЬС" позволил получить официальное положительное заключение СибНИА, однако материальная база СКБ-1 в то время не позволила приступить к реализации проекта.

В 1970 г. в состав СКБ-1 влилось вертолетное студенческое конструкторское бюро, созданное в 1960 г. профессором А.П.Меркуловым при кафедре теплотехники и тепловых двигателей. Были налажены хорошие связи с КБ Н.И.Камова и при их помощи спроектирован первый автожир. Летом 1967 г. этот автожир был построен и в 1968 г. испытан на испытательном аэродроме в Люберцах летчиком-испытателем В.Винницким. Затем было построено несколько различных модификаций, но успешные полеты на собственной тяге произведены только в 1971 г. (после объединения с СКБ-1) летчиком-спортсменом В.Парфеновым.

В 1971 г. в объединенном самолетостроительном и вертолетном студенческом конструкторском бюро были созданы полноразмерный макет самолета "ИМПУЛЬС" и автожир "СВЕРЧОК-1".

С приходом к руководству в СКБ-1 научного руководителя Ю.Л.Тарасова и начальника бюро Ю.С.Пятницкого началось строительство нового помещения для работы студенческого КБ, собран достаточно универсальный станочный парк, приобретена сварочная аппаратура, проведен ряд организационных изменений, позволивший привлекать к работе в СКБ-1 большее количество студентов и инженеров.

В 1974 г. успешно завершена работа по созданию одноместного мотопланера А-13. Он предназначался для тренировочных полетов с выполнением элементов высшего пилотажа. Мотопланер "ЭКСПЕРИМЕНТ-КуАИ" в 1974 г. успешно демонстрировался на выставке научно-технического творчества молодежи на ВДНХ СССР.

В 1974-1977 гг. в СКБ-1 были спроектированы и построены одноместный самолет "ШМЕЛЬ" и самолет "СТРЕКОЗА". Оба самолета были подняты в воздух выпускником КуАИ абсолютным чемпионом мира 1970 г. и многократным чемпионом мира по высшему пилотажу, заслуженным мастером спорта летчиком-испытателем И.Н.Егоровым.
В течение нескольких лет самолеты "ШМЕЛЬ" и "СТРЕКОЗА" использовались для экспериментальных и учебных полетов.

В 1978 г. была выполнена большая исследовательская работа и начато проектирование спортивного самолета "ВИРАЖ".

В 1984 году в СКБ-1 под руководством В.Мирошника был спроектирован и построен планер А-10Б "БЕРКУТ", предназначенный для планеристов, имеющих первоначальную летную подготовку. Планер стал призером Всесоюзных соревнований сверхлегких летательных аппаратов (СЛА) в 1984-1985 гг.

В 1984-1985 гг. под руководством студента Ю.Яковлева был разработан и изготовлен экспериментальный самолет-тандем А-8. Будучи участником СЛА-84 в Крыму, самолет А-8 в воздух не поднимался и первый его полет состоялся в Куйбышеве в марте 1985 г. В Киеве на СЛА-85 несколько измененный А-8 в воздух поднял летчик-испытатель В.Макагонов. Жюри единодушно присудило самолету А-8 первое место в классе экспериментальных машин, а Ю.Яковлев был награжден призом ЦАГИ за аэродинамическое совершенство самолета, призами ЦК ВЛКСМ и журнала "Техника молодежи".

В дельтапланерной секции СКБ-1 было спроектировано 3 базовых и изготовлено большое количество новых дельтапланов спортивного класса, разработана и создана подвесная система типа "Дельфин", отработана технология обработки лавсановой ткани для улучшения ее характеристик.

Высокие летные характеристики дельтапланов СКБ-1 "Олимп", "СИНТ", "Вектор", спроектированных и построенных студентами А.Синопальниковым, Ю.Снегиревым, И.Соболевым, спортивное мастерство этих студентов обеспечивали команде КуАИ призовые места на зональных, республиканских и союзных чемпионатах. В 1984, 1986 и 1988 гг. студент И.Соболев, выступая на дельтаплане "Вектор" и его модификациях, становился абсолютным чемпионом СССР, а в 1991 г. - абсолютным чемпионом СНГ по дельтапланерному спорту.

Во второй половине 80-х годов опыт, накопленный в СКБ-1, позволил приступить к созданию студенческого искусственного спутника Земли. Работы проводились студентами В.Акуличем, А.Мироновым, С.Барановым, В.Ищенко и инженерами И.Н.Комиссаровым, В.З.Гребенюком, Д.В.Шеманаевым, В.И.Ковальковым с участием специалистов ЦСКБ. Ими при совместной работе НТЦ "Наука" и СКБ-1 был создан ИСЗ для определения вариаций плотности верхних слоев атмосферы, получивший название "ПИОН" (Пассивный Искусственный Объект Наблюдения).

В 1989 г. первые разработанные и изготовленные студентами и инженерами КуАИ "ПИОНы" были выведены на орбиту в качестве дополнительной полезной нагрузки ИСЗ "Ресурс", разработанного в ЦСКБ. Всего было запущено шесть ИСЗ "ПИОН". С их помощью был получен уникальный объем информации о параметрах верхних слоев атмосферы.

В 1990 г. студентами А.Юриковым, К.Кожевниковым, А.Павловским, А.Лебедем, Ю.Корольковым под руководством к.т.н. В.Т.Тимшина с участием специалистов ЦСКБ были разработаны технические предложения по конструктивно-компоновочной схеме космического аппарата для исследования космической среды (КА ИКС).

Студентами была предложена оригинальная конструктивно-компоновочная схема космического аппарата для регистрации малоразмерной фракции космического мусора - высокоскоростных частиц естественного и искусственного происхождения.

В начале 1991 г. декан факультета летательных аппаратов В.Н.Гаврилов и первый проректор по учебной работе В.Л.Балакин приглашают на должность руководителя СКБ-1 сотрудника ЦСКБ к.т.н. В.М.Шахмистова. Многолетний опыт проектной и исследовательской работы в области космической техники и, одновременно, большой опыт летной работы позволили новому руководителю существенно изменить положение дел в СКБ-1. Приказом ректора в структуре СКБ-1 утверждаются два сектора - сектор космической техники (руководитель сектора - студент-дипломник А.Юриков, научный руководитель - доцент В.Т.Тимшин) и сектор легкой авиации (руководитель сектора - студент Д.Суслаков, научный руководитель - профессор В.Г.Шахов). Утверждается стратегия "выживания" в новых экономических условиях: все исследования и разработки должны иметь прикладной характер, быть актуальными и востребованными, результаты разработок должны использоваться студентами в курсовых и дипломных проектах, докладываться на студенческих научно-технических конференциях. Устанавливаются связи с заказчиками, спонсорами. На этом этапе успешная работа СКБ-1 была бы невозможна без доброжелательного отношения и поддержки со стороны ректора университета В.А.Сойфера, проректора по учебной работе В.Л.Балакина, проректора по научной работе Д.Е.Чегодаева и его заместителя А.А.Чуракова, декана I факультета В.Н.Гаврилова.

Тот же коллектив разработчиков, но уже с дипломами инженеров, разрабатывает по техническому заданию ЦСКБ эскизный проект низкоорбитального космического комплекса для регистрации метеорных и техногенных частиц и измерения плотности верхних слоев атмосферы. Разработкой оригинальных, не имеющих прототипов систем разделения КА ИКС, занимались студенты А.Лебедь, Ю.Корольков, И.Арасланов и В.Безгин. Результаты этой разработки защищены патентом РФ. Защищена патентом Российской Федерации также разработка системы регистрации высокоскоростных частиц КА ИКС, которую выполнял коллектив студентов под руководством к.т.н. Н.Д. Семкина.

Проект КА ИКС привлек внимание специалистов Европейского космического агентства после презентации его в 1992 г. фирмой "Кайзер Треде" (ФРГ) и в 1993 г. на I Международной конференции по космическому мусору в Дармштадте (ФРГ). Приятной неожиданностью для наших специалистов на этой конференции были доклады немецких и английских ученых, использовавших результаты измерений плотности верхней атмосферы с помощью ИСЗ "ПИОН" для исследования процессов техногенного засорения на околоземных орбитах.

Разработка КА ИКС была включена в "Федеральную космическую программу России по космическим системам научного и народно-хозяйственного назначения 1995...2000 г. К сожалению, свертывание финансирования космических программ коснулось и проекта "КА ИКС".

Одной из ярких страниц в биографии СКБ-1 было участие группы студентов СКБ-1 и кафедры динамики полета и систем управления совместно со специалистами ЦСКБ в конкурсе проектов КА с солнечным парусом, организованном в 1992 г. Академией наук и "Мосстройэкономбанком". Общее руководство разработкой осуществляли профессора В.Л.Балакин и В.В.Салмин. Разработкой баллистической схемы перелета руководил к.т.н. С.А. Ишков, разработкой конструктивно-компоновочных схем и систем КА - к.т.н. В.М.Шахмистов. От ЦСКБ в разработке принимали участие В.В. Билько (механизмы развертывания солнечных парусов) и Д.И.Суринский (системы управления движением КА). Проект получил главный приз конкурса.

В 1992 г. в СКБ-1 появились первые иностранные студенты.
В соответствии с соглашением о сотрудничестве между Самарским авиационным институтом и Мюнхенским техническим университетом (МТУ) немецкие студенты проходили стажировку в СКБ-1, а наши студенты, наиболее продуктивно работавшие в СКБ, знакомились с разработками немецких студентов в МТУ. Студенты и молодые ученые МТУ и СГАУ принимали непосредственное участие в разработке проектов "Рапунцель" и "Фиеста", головными разработчиками которых были ЦСКБ с российской стороны и германская фирма "Кайзер Треде". Проекты представляли собой варианты орбитальной тросовой системы (ОТС) - одного из малоизученных и перспективных направлений в космической технике. От МТУ в реализации этих проектов принимали участие аспиранты Манфред Кришке, Дитер Сабат и студенты Т.Неф, К.Фелбнер и А.Могг, а со стороны СГАУ - от кафедры динамики полета и систем управления доцент С.Ишков, студенты О.Милокумова и В.Романенко, от СКБ-1 студенты Г.Чочуа, Е.Кусов и Р.Рассадин. Совместными усилиями были исследованы варианты схем развёртываниями ОТС, разработаны альтернативные варианты конструктивных схем устройств для развертывания ОТС и возвращаемой на Землю капсулы.

В феврале 1993 г. по просьбе Британского общества по исследованию космоса студентами Г.Греттоном (Саутгемптонский университет) и В.Головатинским под руководством аспиранта кафедры летательных аппаратов СГАУ А.Юрикова в СКБ-1 исследовалась возможность создания простейшего студенческого спутника "ESPY"("Наблюдатель").

В 1994 г. началось сотрудничество СКБ-1 со студентами и специалистами Харбинского политехнического института (ХПИ).

Слушатель первой группы китайских специалистов, проходивших стажировку на кафедре летательных аппаратов СГАУ, Ли Чжун Ин совместно со студентами Г.Чочуа и И.Араслановым выполнил в СКБ-1 интересную разработку безимпульсного замка для систем разделения.

Во исполнение Соглашения о совместной деятельности между СГАУ и ХПИ студентами и преподавателями обоих институтов в 1993 году был разработан проект радиолокационно-оптической спутниковой системы (проект "РОСС"). Комплекс "РОСС" включал в себя два пассивных эталонных космических аппарата и наземные радиолокационные и лазерные дальномерные средства. Комплекс предназначался для натурных исследований в области гиперзвуковой аэродинамики разреженных сред, отработки методик навигационно-баллистического обеспечения околоземных космических объектов, проведения высокоточных измерений для решения исследовательских и прикладных геодезических задач. Разработка этого проекта была продолжением проекта "ПИОН". Финансовые трудности обоих вузов прервали эту работу, и к этому проекту студенты и инженеры СКБ-1 и кафедры динамики полета и систем управления вернулись только в 1997 году, когда аспиранты С.Агафонова, И.Елисеев, М.Волчков, О.Павлов и Р.Рассадин под руководством доцента И.В.Белоконова разработали "Технические предложения по системе РОСС" по заказу ЦСКБ.

Иностранные студенты, обучающиеся в СГАУ, принимали участие также в разработках по авиационной тематике. В 1996- 1998г.г. в составе сектора лёгкой авиации активно работали в процессе изготовления опытного четырёхместного гидросамолёта "Капитан" студенты Штефан Ленц (ФРГ), Фред Вильануэва (Перу), Н. Кайсар Бхат (Индия).

В 1998-1999г.г. коллектив сектора космической техники под руководством аспиранта Р.Рассадина принимает участие в работе группы китайских слушателей и студентов над проектом орбитальной пилотируемой станции. Одно из технических решений по конструкции ОПС защищается патентом России N 2151085

В 2000-2001г. студенты А.Гоношилин, И.Горланова и К.Федоров принимали участие в разработке и исследованиях многофункциональных конструкций для КА по техническому заданию ЦСКБ. Результаты этих исследований были использованы ими в работе над комплексным дипломным проектом.

Наиболее полно потенциал студентов СГАУ проявился в работе сектора лёгкой авиации. Начиная с 1992 года в СКБ-1 разработаны, изготовлены и доведены до лётных испытаний семь опытных лёгких и сверхлёгких самолетов различных конструктивно-компоновочных схем: спортивные самолёты "Фаворит" и "Кречет" разрабатывались под руководством В.Куршева и В.Пятницы, многоцелевой самолёт "Скиф" разрабатывался студентом А.Стволовым, инженерами Д. Кропивенцевым, С.Ефимовым под руководством В.Пятницы, гидросамолёты С-202 и "Капитан" - под руководством Д.Суслакова, Че-15 и Че-25 - по исходным данным Б.Чернова.

Под руководством заместителя начальника СКБ-1 А.Четверикова разработаны технологии изготовления крупногабаритных деталей из композиционных материалов, изготовлена технологическая оснастка для производства агрегатов самолётов и моторных дельтапланов, в том числе используемых при авиахимработах.

Самолеты, разработанные в СКБ-1, регулярно принимали участие в международных авиасалонах в г.Жуковском и г.Геленджике.

Коллектив СКБ-1 принимал самое активное участие в создании "Программы развития лёгкой авиации в Самарской области".

Третье направление - конверсионное направление в работе СКБ-1 - разработка медицинской и реабилитационной техники на основе применения авиационных и космических технологий и методов проектирования.

Студентами и инженерами Е.Кусовым, А.Мурашовым, Р.Рассадиным, С.Окуневым, В.Митрофановым разработана и отработана в условиях лечебных учреждений система коррекции позвоночника, необходимая невропатологам, ортопедам и нейрохирургам.

По просьбе Самарской общественной организации инвалидов-колясочников в 1999 году было разработано и с помощью государственного научно-производственного ракетно-космического центра "ЦСКБ-Прогресс" изготовлено складное колёсное кресло активного типа. Конструкция колёсного кресла "Адаптер" защищена патентом Российской Федерации на изобретение N 2163474. После предварительных эксплуатационных и технических испытаний, подтвердивших высокое качество колёсного кресла, во исполнение распоряжения губернатора Самарской области К.А.Титова конструкторская документация на колёсное кресло, разработанная в СКБ-1, передана на завод "Прогресс" для подготовки серийного производства.