федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

>> 60-летие СГАУ
>> КуАИ-СГАУ 1942-2002 в формате pdf
>> КуАИ-СГАУ 1942-2002 в формате HTML

>> Содержание


Учебно-методическая деятельность

 

 

Планирование учебного процесса.

Содержание подготовки специалистов

В 1942 году Куйбышевский авиационный институт создавался с целью обеспечить инженерными кадрами массовое производство самолетов и авиационных моторов, развернутое на эвакуированных в город заводах. В соответствии с этой целью Всесоюзным комитетом по делам науки и высшей школы при СНК СССР институту была утверждена программа подготовки инженеров-технологов по самолетостроению и авиационному моторостроению.

В послевоенные годы перед страной встала во всей полноте задача создания новой техники, в том числе новых типов самолетов и авиационных двигателей. В 1947 году вновь созданное Министерство высшего образования СССР пересматривает номенклатуру специальностей высшего образования, и институту ставится задача подготовки инженеров-механиков по специальностям "Самолетостроение" и "Авиационные двигатели". В 1948 году срок обучения в институте увеличивается до 5 лет 6 месяцев. В числе ведущих вузов страны институт получает право вести обучение по индивидуальным (а не типовым, устанавливаемым Министерством) учебным планам.

В 1959 году Верховным Советом СССР был принят Закон "Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии народного образования". В порядке исполнения этого закона в высших учебных заведениях вводятся учебные планы, в которых для студентов, не имевших стажа практической работы, предусматривается их обучение по вечерней форме в течение первых полутора лет после зачисления. Для КуАИ, имевшего индивидуальные учебные планы специальностей, продолжительность обучения студентов по вечерней форме обучения ограничивается двумя семестрами, а полный срок обучения устанавливается 5 лет 10 месяцев. В 1963 году этот порядок был упразднен, и институт возвращается к своему традиционному сроку обучения 5 лет 6 месяцев. Этот срок обучения и право КуАИ вести подготовку инженеров по индивидуальным учебным планам были подтверждены Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 мая 1965 года N 431 "О сроках обучения по некоторым специальностям в высших и средних специальных учебных заведениях".

Учебные планы специальностей периодически обновляются, в них включаются новые дисциплины, отражающие прогресс в науке и технике. Так, в конце 50-х годов были включены дисциплины "Применение атомной энергии в народном хозяйстве", "Промышленная электроника". В начале 60-х годов в учебных планах появилась дисциплина "Электронные вычислительные машины и программирование", положившая начало современному циклу дисциплин, определяющих подготовку по информатике и информационным технологиям. В конце 60-х годов по инициативе проректора института по учебной работе И.А.Иващенко в учебные планы всех специальностей был включен трехсеместровый курс "Учебно-исследовательская работа студентов (УИРС)"

В течение почти двадцати лет, начиная с середины 60-х годов, в учебных планах вузов, в соответствии с поступающими нормативно-распорядительными документами, происходило постепенное увеличение объемов подготовки по марксизму-ленинизму. В КуАИ, при сохранении в основном объема естественно-научной и общепрофессиональной подготовки, это приводило к снижению объема специальной подготовки. По этой причине, а также для того, чтобы снизить сроки адаптации молодых специалистов на предприятиях путем более узкой специальной подготовки ("под первое рабочее место"), во второй половине 70-х и в течение 80-х годов в учебных планах института появляется большое число специализаций. Специализации открывались также с целью более полного отражения в учебных планах новых направлений научно-технического прогресса. В последующем на базе этих специализаций открывалась подготовка по новым специальностям.

Концепция подготовки "под первое рабочее место" просуществовала в высшей школе сравнительно недолго. С началом перестройки в середине 80-х годов, когда был принят пакет правительственных документов по высшей школе, ей вновь была поставлена задача подготовки специалистов широкого профиля. Начало было положено приказами Минвуза СССР от 22.09.1986 г. N 660 и от 04.10.1986 г. N 666, которыми существенно расширялись права ведущих вузов страны в части определения содержания обучения и организации учебного процесса. В институте по всем специальностям была начата разработка новых учебных планов, ориентированных на широкий профиль подготовки. В них предусматривалось уменьшение объемов курсов лекций и увеличение объемов лабораторных и практических занятий, самостоятельной работы студентов.

Стоит заметить, что попытка коренного изменения (совершенствования) учебных планов уже была предпринята несколькими годами раньше. В 1983 году по инициативе группы профессоров ряда ведущих вузов России (КуАИ в ней представлял профессор В.А.Комаров) была предложена и получила поддержку со стороны Минвуза РСФСР комплексная программа Целевой интенсивной подготовки специалистов (ЦИПС). В программе ЦИПС впервые на современном этапе развития инженерного образования в стране была четко обозначена необходимость и сформулирована задача подготовки инженеров широкого профиля: конструкторов - технологов - исследователей, подготовленных к эффективной профессиональной работе на любой стадии жизненного цикла изделия от предпроектных исследований до его серийного производства и эксплуатации. В порядке эксперимента подготовка специалистов по программе ЦИПС была введена Минвузом РСФСР в ограниченном числе вузов и для ограниченного контингента студентов. В КуАИ согласно этой программе в течение 1984-1995 г.г. обучались студенты трех специальностей: 130100, 130600 (факультет летательных аппаратов) и 130200 (факультет двигателей летательных аппаратов) - по одной группе из потока по каждой специальности.

Для подготовки студентов по программе ЦИПС были разработаны оригинальные учебные планы. Их особенностью стали согласование с предприятиями-потребителями выпускников ЦИПС и включение ряда нетрадиционных дисциплин по новым направлениям авиационной науки и технологии. Эксперимент принес в целом положительные результаты. Накопленный в ходе реализации программы ЦИПС опыт позднее был использован в организации учебного процесса в университете по ряду специальностей.

В последнее десятилетие, характерное своими коренными социально-экономическими реформами в стране, университет вступил с учебными планами специальностей, разработанными в 1986-1987 годах. В целом они были сориентированы на подготовку высококвалифицированных специалистов широкого профиля на основе укрепления фундаментальной подготовки, гуманитаризации и индивидуализации обучения, информатизации учебного процесса. Уже в 1990-1991 годах было коренным образом переработано содержание всех гуманитарных и общих социально-экономических дисциплин. С 1991 года они изучаются по новым рабочим программам с постепенным насыщением учебного процесса необходимым учебно-методическим обеспечением.

В 1994-1995 годах вступили в действие государственные образовательные стандарты по направлениям и специальностям подготовки, устанавливающие минимальные требования к содержанию и уровням подготовки бакалавров и дипломированных специалистов. В университете были оперативно разработаны переходные учебные планы, а к 1997-1998 учебному году по всем специальностям подготовки были созданы профессиональные образовательные программы, по структуре и содержанию полностью отвечающие требованиям государственных образовательных стандартов. Это подтвердила Государственная аттестация университета, проведенная в 1997 году.

В 1998-1999 учебном году ректоратом было принято решение перейти на подготовку по учебным планам, предусматривающим существенное снижение объемов аудиторных занятий и увеличение объемов самостоятельной работы студентов. К началу 1999-2000 учебного года по 23 специальностям подготовки были разработаны учебные планы, в которых объемы обязательных учебных занятий составляют в среднем за весь период обучения 26...27 часов в неделю против 30...31 часа в прежних планах.

С 1 сентября 2000 года Министерством образования Российской Федерации введены в действие новые (второго поколения) государственные образовательные стандарты по направлениям и специальностям подготовки. Этими стандартами подтвержден курс на расширение профиля подготовки специалистов, укрепление фундаментальной подготовки, унификацию "ядра" подготовки по родственным специальностям или близким направлениям подготовки. Новые стандарты обеспечивают сопряженность профессиональных образовательных программ различных ступеней подготовки и предоставляют вузам больше самостоятельности в реализации профессиональных образовательных программ подготовки: в них существенно увеличены объемы регионального (вузовского) компонентов подготовки, а также объемы дисциплин, изучаемых по выбору студентов. К началу 2001-2002 учебного года разработаны учебные планы по 25 специальностям и впервые - по трем направлениям подготовки бакалавров, соответствующие требованиям второго поколения государственных образовательных стандартов.

Строгое выполнение требований государственных образовательных стандартов и унификация учебных планов повышают мобильность студентов при переходе на обучение по другой специальности или в другое высшее учебное заведение, а также при получении второго высшего образования. В целом эти меры создают благоприятные условия для выполнения главной задачи университета на современном этапе - удовлетворение потребностей личности в получении высшего образования.

Первые 25 лет (до 1968 года) институт работал по типовым учебным программам, утверждаемым Минвузом СССР. Такие программы редко обновлялись, не содержали распределение часов по разделам и темам или не соответствовали по числу часов индивидуальному учебному плану подготовки по данной специальности в КуАИ. Выходом из положения было составление рабочих планов по дисциплинам на каждый семестр. С ростом числа специальностей, учебных дисциплин, потоков студентов росла трудоемкость работы по ежегодному составлению рабочих планов, по их увязке и контролю. В 1968 году в институте было принято решение заменить систему рабочих планов системой рабочих программ дисциплин. Было установлено, что рабочие программы должны обновляться по естественно - научным и общепрофессиональным дисциплинам один раз в пять лет, а по специальным дисциплинам - один раз в три года. (Соответствующее инструктивное письмо И-32 "О совершенствовании учебно-методической работы в высших учебных заведениях" было издано Минвузом СССР только в 1982 году).

За истекшие годы формы представления, порядок разработки и утверждения рабочих программ неоднократно пересматривались и совершенствовались, в том числе и в соответствии с нормативно-распорядительными документами Министерства. В 1990 году университет отказался от громоздких, но мало практичных учебно-методических (технологических) карт. Были приняты более простые формы и порядок разработки и утверждения рабочих программ дисциплин, единая периодичность их переработки - не реже, чем один раз в пять лет. Налажена четко работающая система контроля за состоянием рабочих программ дисциплин и сроками их переработки. В последнее десятилетие, в связи с изменениями учебных планов по традиционным специальностям университета, а также в связи с началом подготовки специалистов по вновь открываемым специальностям и направлениям, кафедры университета ежегодно разрабатывают или перерабатывают около 300 рабочих программ дисциплин.

С целью совершенствования содержания обучения в 1975 году в институте и на факультетах были созданы комиссии, которые подготовили планы или программы сквозной (непрерывной) математической, экономической, конструкторской, технологической, физической подготовки специалистов, а также подготовки в области вычислительной техники и программирования. Разработанные планы или программы непрерывной подготовки по направлениям использовались при разработке учебных планов специальностей и рабочих программ дисциплин.

С целью совершенствования содержания обучения в университете разрабатывалась, на базе созданного в 1990 году филиала Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов Министерства образования России, методология представления знаний будущих специалистов на основе использования логико-категориальных тезаурусов (руководители работы профессор Л.В.Макарова, профессор В.Л.Балакин). Осуществлялось внедрение разработок путем проведения школ-семинаров для руководящих работников и научно-педагогического персонала университета, других вузов России, а также в процессе педагогической подготовки аспирантов.

Приказом Минобразования России от 24.09.2001г. N 3204 создан Тольяттинский филиал Самарского государственного аэрокосмического университета. Для обеспечения его деятельности разработаны и представлены к лицензированию учебные планы целевой подготовки инженеров для АО "АВТОВАЗ", согласованные с руководством предприятия, по следующим четырем специальностям:

101200 - двигатели внутреннего сгорания; 110600 -обработка металлов давлением; 200700 -радиотехника; 220200 - автоматизированные системы обработки информации и управления.

В 1995-1997 гг. университет был одним из основных разработчиков государственного образовательного стандарта специальности 131200 - лазерные системы (современное название - лазерные системы в ракетной технике и космонавтике).

 

 

 

Учебно-методическое обеспечение

Издательская деятельность

 

 

Потребность в учебной и методической литературе, подготовленной преподавателями университета, ощущалась всегда. В первые годы деятельности институт не имел достаточного полиграфического оснащения. Учебно-методическая литература того времени - это главным образом инструкции (методические указания) к лабораторным работам, курсовым проектам и работам, домашним заданиям и другим видам самостоятельной работы студентов - тиражировались в небольших количествах экземпляров на пишущих машинках, ротаторе или "синьке". Регулярное издание учебных пособий, конспектов лекций и методических указаний большими (в несколько сотен экземпляров) тиражами начинается с 1957 года после создания издательской группы при научно-исследовательском секторе. В 1967 году в институте был создан и с тех пор регулярно работает редакционно-издательский совет, возглавляемый проректором по учебной работе, а на факультетах - редакционные комиссии по направлениям учебной деятельности факультетов.
В 1977-1979 гг. Минвуз РСФСР издает ряд приказов и инструктивных писем по упорядочению издательской деятельности вузов, резко ограничивает число вузов, имеющих право издания учебной и научной литературы, запрещает издание вузами собственных учебных пособий и конспектов лекций по естественно-научным, общепрофессиональным и общим гуманитарным и социально-экономическим (общественным - как они назывались в то время) наукам. КуАИ остается в числе вузов, которым право на собственную издательскую деятельность предоставлено. В институте модернизируются и расширяются производственные мощности типографии. Тем самым создаются условия для полного методического обеспечения учебного процесса. Это становится особенно важным в связи с открытием подготовки по многочисленным специализациям.

Тщательный анализ обеспеченности студентов учебной и методической литературой был проведен в процессе первой государственной аттестации института в 1992 году. Он показал, что в библиотечном фонде института имелось достаточное количество учебников, учебных пособий и методических указаний по всем специальностям. Это положение было подтверждено при очередной государственной аттестации университета в 1997 году, а также при аттестации отдельных специальностей в 1999-2001 гг. Рекомендованная в рабочих программах дисциплин литература по перечню и по количеству имеющихся экземпляров соответствовала требованиям, установленным лицензией, и обеспечивала учебный процесс.

Уровень издаваемой университетом научной и учебной литературы был всегда достаточно высок. Ему неоднократно присуждались грамоты и дипломы Минвуза РСФСР за лучшие по содержанию и полиграфическому оформлению внутривузовские издания (в 1982, 1983, 1985, 1986 годах), а редакционно-издательскому отделу - Почетные грамоты и премии (в 1983, 1986, 1988 годах). Лучшие издания, прошедшие апробирование в учебном процессе университета и подтвердившие высокий научно-методический уровень, представлялись на присвоение грифа учебника (учебного пособия), допущенного или рекомендованного к использованию Минобразования России (Минвузом СССР, Минвузом РСФСР).Два учебных пособия (автор - профессор М.И.Разумихин) изданы также на грузинском и китайском языках, три учебника (учебных пособия) выдержали по два издания.

Сведения об издании учебников и учебных пособий, преподавателями КуАИ-СГАУ за период с 1956 по 2001 год приведены в таблице 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Издание учебников и учебных пособий, написанных преподавателями КуАИ-СГАУ в 1956-2001 гг.

 

Годы

Учебники с грифом

Учебные пособия с грифом

Учебные пособия внутривузовские

Коли-чество

Объем

п.л.

Коли-чество

Объем

п.л.

Коли-чество

Объем

п.л.

1956-1960

-

-

1

30

44

116

1961-1965

-

-

1

14

37

112

1966-1970

-

-

-

-

84

308

1971-1975

-

-

-

-

112

379

1976-1980

1

26

2

7

515

1051

1981-1985

2

46

3

51

990

1784

1986-1990

1

22

7

108

1058

2074

1991-1995

5

90

6

84

761

1733

1996-2000

4

126

10

190

897

2266

1956-2000

13

310

30

484

4498

9823

2001

2

49

-

-

56

302

 

 

Как видно из таблицы, за 45 лет, в период с 1956 по 2000 год, в университете издано 4498 наименований учебной и методической литературы общим объемом 9823 печатных листа (в том числе за период с 1991 по 2000 год - 1658 наименований общим объемом 3999 печатных листов).

В мае 2000 года на заседании ученого совета университета обсуждалась работа редакционно-издательского совета университета. Поставлена задача расширения создания учебно-методического обеспечения, ориентированного на новые информационные технологии обучения.

 

 

 

 

Развитие и совершенствование методов

и средств обучения

 

В течение всего 60-летнего периода деятельности университета методы и средства обучения развивались и совершенствовались вместе со становлением и развитием его научно-педагогических школ. Такие школы сложились на многих кафедрах университета и прежде всего они складывались там, где в первые годы после создания КуАИ работали известные ученые и опытные педагоги. Это особенно характерно для выпускающих кафедр, на которых эти ведущие специалисты продолжали трудиться и долгие годы после окончания Великой Отечественной войны, в то время как значительная часть опытных педагогов и ученых вернулась в свои города после освобождения их от оккупации. Дальнейший опыт показал, что в условиях ускоряющегося научно-технического прогресса обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов можно только путем интенсификации учебного процесса, используя новые методы и средства обучения. В институте это стало вполне очевидным уже к концу 50-х - началу 60-х годов, когда резко возросло число студентов, с одной стороны, и молодых, еще не вполне опытных преподавателей - с другой. Начиная с этого времени в институте интенсивно внедряются методы и средства, позволяющие повысить производительность учебного процесса.

С начала 60-х годов - это методы программированного обучения и контроля знаний студентов. Сначала безмашинные, а позднее - с использованием достаточно развитых обучающих программ для контролирующих машин.

В 70-е годы ведется энергичная работа по оснащению аудиторий, учебных лабораторий и кабинетов разнообразными техническими средствами обучения (ТСО): устанавливаются радиооборудование, кино- и диапроекционная аппаратура, лингафонное оборудование и телевизионная техника. Разрабатываются разнообразные ТСО в виде учебно-лабораторных стендов и тренажеров - от универсальных до уникальных. Наиболее удачные образцы учебных стендов и тренажеров экспонируются на ВДНХ СССР и награждаются медалями ВДНХ, экспортируются в вузы развивающихся стран. В 1984 году создается отдел ТСО.

Начиная с конца 60-х годов, идет поиск и внедрение активных методов обучения: вводится УИРС на всех факультетах, внедряются элементы научных исследований в традиционные виды занятий, отрабатывается использование метода проблемного обучения, деловых игр и разбора конкретных производственных ситуаций; в дипломные проекты вводится обязательная исследовательская часть (спецтема проекта).

С начала 80-х годов одним из основных направлений интенсификации учебного процесса в институте становится разработка и внедрение автоматизированных обучающих систем на базе средств вычислительной техники. В 1981 г. КуАИ был определен базовым институтом Минвуза РСФСР по использованию ЭВМ в учебном процессе и научных исследованиях. В последующие годы создаются учебно-исследовательские системы автоматизации проектных работ (УИ САПР), обучающие пакеты прикладных программ и обучающие рабочие модули по дисциплинам, автоматизированные комплексы лабораторных работ, ведется адаптация промышленных САПР для использования в учебном процессе.

В 1987 году приказом Минвуза РСФСР на КуАИ были возложены функции Головного вуза по компьютеризации изучения общеинженерных дисциплин механического цикла (ОДМЦ). В институте создается межфакультетская лаборатория компьютеризации обучения ОДМЦ. Разработанные методические материалы и пакеты прикладных программ передаются в вузы страны. Разрабатывается план непрерывной компьютерной подготовки студентов машиностроительных специальностей. В 1990 году приказом Гособразования СССР в институте создан Областной центр новых информационных технологий (ЦНИТ) под руководством проректора д.т.н. профессора Гречникова Ф.В.( заместитель руководителя- к.т.н., доцент Соловов А.В.). В 90-х годах в ЦНИТ разработаны Комплексы автоматизированных дидактических средств (КАДИС), внедренные на многих кафедрах университета, в 11 других учебных заведениях г. Самары. Готовы к широкому тиражированию технология разработки компьютерных систем учебного назначения (методика и инструментальная среда) и более 20 учебных мультимедиа комплексов по различным учебным дисциплинам, включая дисциплины политехнического профиля для среднего и высшего профессионального образования, по химии для средней школы, по физической культуре, а также для поддержки творческого саморазвития молодежи в науке и технике. С 1996 года действует университетский WWW - сервер сети INTERNET по информационным технологиям обучения. В 1997 году университет одним из первых в России успешно провел курс дистанционного обучения для иностранных студентов (совместный проект с университетом Брэдли, г. Пеория, США).

В 90-е годы наряду с традиционными уже формами интенсификации учебного процесса развивается индивидуализация процесса обучения, поиск путей и средств формирования и развития личностных качеств студентов. Индивидуальный подход в обучении развивается в университете по нескольким направлениям.

В 1990 году в КуАИ создан филиал исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов Гособразования СССР. Разработанная им система комплексной диагностики личностных качеств обучаемых "Профиль" используется для комплексной диагностики учащихся общеобразовательных школ г.Самары, абитуриентов и студентов университета. Система "Профиль" внедрена в 10 вузах 7 городов России. Разработаны, проходят испытания и апробирование подсистемы "Аттестация", "Профориентация" и "Дошкольник", ориентированные на решение актуальных проблем средней школы.

В 1990-1999 годах в университете разрабатывалась и экспериментально внедрялась гибкая вариативная технология обучения "КОМПАС студентов" (комплексное обеспечение мотивации познавательной активности и самостоятельности студентов), включающая рейтинговый контроль знаний студентов. Система "КОМПАС студентов" была призвана гарантировать каждому выпускнику университета уровень подготовки не ниже минимально установленного в университете уровня и дать возможность каждому студенту получить сколь угодно высокий уровень подготовки согласно его потребностям, способностям и возможностям.

С учетом современных потребностей народного хозяйства страны и Поволжского региона разрабатываются технология и инструментальные компьютерные средства для подготовки инженеров с повышенным творческим потенциалом для наукоемких отраслей машиностроения. Изучены ключевые кадровые проблемы предприятий наукоемких отраслей машиностроения в Поволжском регионе, разработаны дополнительные требования к гуманитарному, фундаментальному и техническому компонентам подготовки, определены приоритетные личностные качества инженеров-лидеров. Ближайшими задачами являются разработка развернутой научно обоснованной модели инженера с повышенным творческим потенциалом, проект государственного образовательного стандарта и экспериментального учебного плана подготовки. Работа ведется в тесном сотрудничестве с предприятиями региона. В качестве экспериментальной площадки для отработки создаваемой технологии планируется использовать Тольяттинский филиал университета.

 

 

Научно-методическая работа

 

Конференции, педагогические чтения

 

На всех этапах 60-летнего периода деятельности университета методическая работа выполнялась на высоком уровне и в объеме, достаточном для методического обеспечения учебного процесса. Для стимулирования методической работы преподавателей и обеспечения ее высокого уровня в 1972 году в институте было разработано и введено "Положение о формировании научно-педагогических кадров". Согласно этому Положению к преподавателям, претендующим на присвоение ученых званий, кроме требований ВАК предъявлялись еще требования о наличии у них существенных методических разработок.

В 1973 году в институте был создан методический кабинет, в 1974 году - учебно-методическое управление. В 1984 году на базе методического кабинета и учебно-методического управления создается лаборатория методических разработок, на ее базе в 1999 году - ныне действующее управление образовательных программ и учебно-методического обеспечения.

В целях координирования методической работы кафедр, обобщения и распространения их опыта в середине 70-х годов создаются научно-методический совет института, совет кафедр общественных наук (ныне совет гуманитарных кафедр), научно-методические комиссии по направлениям совершенствования учебного процесса: по мировоззренческой направленности учебного процесса, по совершенствованию форм и методов обучения, по планированию и организации самостоятельной работы студентов и др., а также научно-методические комиссии факультетов. В 1985-1995 гг. работала научно-методическая комиссия по ЦИПС. В 1989 году были созданы и успешно выполнили свои задачи три комиссии по направлениям фундаментальной подготовки: по математике, по физике, по химии, а также комиссия по гуманитарной подготовке. В настоящее время в университете работают следующие научно-методические комиссии по направлениям: по информатике и внедрению новых информационных технологий обучения (реорганизована в 2001 году); по производственным практикам и дипломному проектированию; по содержанию и методике вечернего (очно-заочного) обучения; по управлению качеством подготовки выпускников (создана в 2001 году).

Начиная со второй половины 70-х годов, в университете регулярно проводятся научно-методические конференции, на которых рассматриваются актуальные проблемы высшего образования. Первые конференции были внутривузовскими, а с 1980 года они становятся областными, региональными или республиканскими. С 1992 года конференции проводятся ежегодно. За период с 1978 по 2001 год в университете состоялось 14 научно-методических конференций. Среди них: республиканская научно-методическая конференция "Совершенствование подготовки специалистов аэрокосмического профиля", состоявшаяся в 1992 году и посвященная 50-летию Куйбышевского авиационного института; региональная научно-методическая конференция "Развитие и совершенствование учебного процесса в техническом вузе на современном этапе", состоявшаяся в 1999 году и посвященная 80-летию со дня рождения В.П.Лукачева. Очередная научно-методическая конференция прошла в университете в феврале 2001 года. В мае 2002 года проведена региональная научно-методическая конференция "Актуальные проблемы развития университетского технического образования в России". Эта конференция будет посвящена 60-летию КуАИ-СГАУ.

За период с 1978 по 2001 год на состоявшихся в университете научно-методических конференциях сделано 2000 докладов.

Отдельные перспективные либо дискуссионные вопросы развития образовательного процесса в университете регулярно обсуждаются на семинарах - педагогических чтениях, которые проходят в форме "круглого стола", например:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • "Фундаментальная подготовка в аэрокосмическом университете"
    (1992 год);
  • "О подготовке бакалавров и магистров" (1993 год);
  • "Консерватизм и новации в образовании" (1995 год);
  • "Новое качество образования: проблемы и пути решения" (1996год)
  • "Развитие личностей студентов и подготовка выпускников университета к будущим этапам жизни" (1997 год);
  • "Инженерное образование: синтез гуманитарной и технической культур" (2000 год).

 

Начиная с 1996 года, в университете проводятся научно-педагогические чтения, посвященные жизни и деятельности преподавателей и ученых, внесших большой вклад в становление и развитие университета. Состоялись чтения, посвященные: 100-летию со дня рождения А.А.Комарова (1996 год); 90-летию со дня рождения А.М.Сойфера (1996 год); 100-летию со дня рождения М.И.Разумихина (1997 год); 90-летию со дня рождения В.И.Путяты (1998 год); 80-летию со дня рождения И.А.Иващенко (1998 год); 100-летию со дня рождения Ф.И.Стебихова (1999 год); 110-летию со дня рождения Н.И.Резникова (2000 год); 80-летию со дня рождения В.П.Лукачева (2000 год); 90-летию со дня рождения В.М.Дорофеева (2000 год); 80-летию со дня рождения А.П.Меркулова (2001год).

В 1998 году вышел в свет первый выпуск сборника научно-методических трудов университета "Научно-методические проблемы высшего образования на рубеже ХХ1 века". Издание второго выпуска сборника, посвященного 60-летию университета, планируется на 2002 год.

 

 

 

 

 

Лицензирование, аттестация, аккредитация

Первую лицензию Государственного Комитета Российской Федерации по высшему образованию на право ведения образовательной деятельности университет получил в марте 1994 года (лицензия N 16Г-112 от 06.03.1994 г.). Лицензия устанавливала право университета на подготовку дипломированных специалистов по 18 специальностям, бакалавров - по 11 направлениям, аспирантов - по 28 научным специальностям, а также право проводить повышение квалификации преподавателей высших учебных заведений по трем образовательным программам, повышение квалификации руководящих работников и специалистов по направлениям, специальностям и дисциплинам университета, довузовскую подготовку на подготовительном отделении университета, подготовительных курсах, в школах и лицеях.

В действующей по настоящее время лицензии Минобразования России, полученной в 1999 году ( N 24Г-0140 от 01.04.1999 г.) установлено право университета вести образовательную деятельность по 27 специальностям, 15 направлениям подготовки бакалавров, 27 специальностям послевузовского образования (аспирантура), шести видам программ дополнительного профессионального или общего образования, включающим повышение квалификации и профессиональную переподготовку руководящих работников и специалистов по профилю университета, повышение квалификации преподавателей вузов, подготовку молодежи к поступлению в вуз. Срок окончания действия лицензии установлен 1 апреля 2005 года.

Задачами университета на ближайшие годы в области лицензирования образовательных программ являются: лицензирование четырех специальностей в Тольяттинском филиале СГАУ (101200 - двигатели внутреннего сгорания, 110600 - обработка металлов давлением, 200700 - радиотехника, 220200 - автоматизированные системы обработки информации и управления); лицензирование подготовки по специальности 240100 - организация перевозок и управление на транспорте (по видам); лицензирование 4-5 программ подготовки магистров, прежде всего по естественно-научным направлениям подготовки.

Первую в своей истории государственную аттестацию университет (в то время еще Самарский авиационный институт) прошел в 1992 году. Были аттестованы девять специальностей и институт в целом сроком на пять лет.

Вторая аттестация университета состоялась в 1997 году (постановление Государственной инспекции по аттестации учебных заведений России от 29.08.97 N 33-173/П и приказ Минобразования России от 06.04.98 N 874). Аттестовано 12 специальностей с завершенным циклом обучения, а также программы дополнительного профессионального образования по аттестованным специальностям: 010200 - прикладная математика; 110600 - обработка металлов давлением; 130100 - самолето- и вертолетостроение; 130200 - авиационные двигатели и энергетические установки; 130300 - техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей; 130400 - ракетные двигатели; 130600 - ракетостроение; 130700 - космические летательные аппараты и разгонные блоки; 131200 - лазерные системы; 200700 - радиотехника; 200800 - проектирование и технология радиоэлектронных средств; 220200 - автоматизированные системы обработки информации и управления.

В последующие годы в соответствии с приказами Минобразования России аттестованы еще 9 следующих специальностей.

Приказом от 17 декабря 1999 года N 1228 - специальности: 010400 - физика; 010500 - механика; 060800 - экономика и управление на предприятии (по отраслям); 061100 - менеджмент организации; 190500 - биотехнические и медицинские аппараты и системы.

Приказом от 04 ноября 2000 года N 3193 - специальности: 072000 - стандартизация и сертификация (по отраслям); 131000 - техническая эксплуатация авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов.

Приказом от 26 ноября 2001 года N 3820 - специальности; 120400 - машины и технология обработки металлов давлением; 201500 - бытовая радиоэлектронная аппаратура.

Университет в целом и все прошедшие государственную аттестацию профессиональные образовательные программы (21 образовательная программа основного профессионального образования и программы дополнительного к высшему профессиональному образованию по 17 специальностям) имеют государственную аккредитацию согласно свидетельству о государственной аккредитации от 02 июня 1998 года N 25-0218, приложениям к нему и упомянутым приказам Минобразования России. Государственный аккредитационный статус университета установлен до 24 марта 2003 года.

В связи с приближающимся окончанием срока действия свидетельства об аккредитации, университет направил в Минобразование России заявление о проведении в марте 2003 года комплексной оценки деятельности университета с целью повторного лицензирования, аттестации и государственной аккредитации университета.

 

Издательская деятельность

В 1992 году на базе типографии учебно-экспериментального завода, редакционно-издательского участка (РИО) и участка оперативной печати было создано издательско-полиграфическое объединение (ИПО). Руководителем его, начиная с 1992 г., является к.т.н. доцент А.А.Нечитайло. ИПО состоит из редакционно-издательского отдела (РИО), которым заведует Н.С.Куприянова , и производственно-технического отдела (ПТО), которым руководит его начальник В.Т.Борисова 

Начиная с 1992 года и по настоящее время, ИПО издает ежегодно 380 печатных листов при среднем тираже 200 экз. (таблица 2). При этом дополнительно тиражируется около 200 печатных листов бланочной продукции.

Начиная с 1999 года, вся учебно-методическая литература выпускается на офсетной бумаге и в оригинальной обложке (как правило, тонированный ватман).

Небольшие тиражи (до 150 экз.) учебной литературы и научных трудов ИПО выпускает в свет в твердом переплете в соответствии с общефедеральными стандартами.

 

Таблица 2

Внутривузовские издания учебной и научной литературы

за период с 1992 по 2000 г.

 

Вид издания

1992-1996

1997-2000

1992-2000

Наим.

П.л.

Наим.

П.л.

Наим.

П.л.

Учебные и методич. пособия

549

1794

311

1055

860

2849

Научная литература

10

106

33

465

43

571

Всего:

559

1900

344

1520

903

3420

 

В 1995 году ИПО перебазировалось в учебный корпус N 1 по ул. Молодогвардейской, 151. При этом все устаревшие печатные машины заменены на ризограф. Также были приобретены 2 компьютера и ксерокс. В 1996 году издательско-полиграфическое объединение преобразо-вывается в издательско-полиграфическое отделение (ИПО).

В 2000 году университет приобрел для ИПО второй ризограф и три современных компьютера. В настоящее время ИПО имеет 2 ризографа, 2 ксерокса, 5 компьютеров и необходимое переплетное оборудование.

Приобретение новой техники и внедрение современных технологий позволило сократить штатную численность в основном за счет ухода на пенсию сотрудников и уменьшить занимаемые производственные площади с более чем 1700 кв.м в 1992 году до 250 кв.м в 2001 году. В 1992 году штат ИПО составлял 147 человек. В настоящее время, располагая более современной техникой, штат ИПО составляет 49 человек. Внедрен бригадный подряд.