федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

>> 60-летие СГАУ
>> От КуАИ до СГАУ: сборник очерков в формате pdf
>> От КуАИ до СГАУ: сборник очерков в формате HTML

>> Содержание


Шахматов Е.В.

Студенческие воспоминания

Шахматов
Евгений Владимирович, р. 15.01.1954 г.,
проректор по научной работе Самарского государственного аэрокосмического университета, профессор, доктор технических наук. Имеет государственные награды.
Окончил Куйбышевский авиационный институт в 1977 году.

 

Первое моё знакомство с КуАИ произошло в сентябре 1970 года заочно, когда мы, несколько одноклассников 10 класса школы N 76 города Куйбышева, встретились с кандидатом наук из Куйбышевского политехнического института, чтобы посоветоваться о выборе, куда идти после школы.

Из беседы мы уяснили главное: если с минимальными усилиями получить инженерное образование - следует идти в "политех", а если хочется пройти серьёзную школу инженерной подготовки и высоких технологий - значит прямой путь в КуАИ. Таким образом было укреплено наше желание посвятить себя авиации и космосу, тем более, что наши школьные годы (с 1961 по 1971) проходили в период бурного развития авиации и космонавтики, триумфального освоения космоса. И мы (10 или 12 человек из школы) осенью 1970 года пошли в КуАИ на подготовительное отделение, которым в то время руководил молодой преподаватель (а ныне доктор технических наук, профессор заведующий кафедрой конструкции и проектирования летательных аппаратов) В.А. Комаров. Безусловно, учёба на подготовительном отделении помогла лучше подготовиться к вступительным экзаменам. Но, самое главное, общение с преподавателями, экскурсии на кафедры и в лаборатории, разговоры со студентами и сама атмосфера института ещё до вступительных экзаменов превратили нас в истинных патриотов КуАИ, который мы уже с гордостью называли "наш институт".

Окончив школу с золотой медалью, я сдавал, поступая на 2-й факультет, два вступительных экзамена (математику письменно и математику устно). Кто из медалистов получал две пятерки, тот "досрочно" становился студентом. Таких "счастливчиков" в 1971 году в КуАИ было всего 7 человек. Нас пригласили в кабинет ректора, где и.о. ректора А.Ф. Бочкарёв вручил нам извещения и поздравил с поступлением в КуАИ. Это были счастливые минуты. А затем в комитете комсомола троим из нас было поручено во время церемонии посвящения в студенты 1 сентября получить из рук ректора символические ключ от института и студенческий билет. Это посвящение я запомнил на всю жизнь. Во-первых, потому, что когда пригласили "медалистов" для получения символов КуАИ, из стройных рядов первокурсников никто не вышел и пришлось идти мне одному, преодолевая сильнейшее волнение. Во-вторых, получение символического ключа и студенческого билета из рук выдающегося человека, ректора КуАИ Лукачёва Виктора Павловича, стало для меня не только незабываемым событием, но и своего рода напутствием быть достойным столь высокого доверия.

И вот начались студенческие будни. Чем же запомнились первые студенческие дни? Знакомством друг с другом, которое в конечном итоге принесло массу замечательных товарищей и друзей. Особенность нашего курса заключалась в том, что с "рабфака" к нам поступило несколько "взрослых" ребят, прошедших армейскую школу, а некоторые успели ещё и поработать. В каждой группе были "армейцы", которые для нас, вчерашних школьников, стали как бы старшими братьями. Среди них выделялись А. Гущин, П. Журавлёв, Г. Крунтяев, В. Ильин, В. Дубовиков, В. Мякишев, Е. Деркач.

Особо добрые воспоминания остались о нашем деканате второго факультета тех лет. Декан, доцент Шестаков Валентин Тимофеевич, наш "батя", как называли его студенты. Он любил студентов, понимал их, вникал в их проблемы и помогал во всех делах. Мне посчастливилось не только у него учиться, но и работать с ним в качестве председателя студенческого профбюро, а затем секретаря комсомольской организации факультета. Масса вопросов: материальная помощь, организация "Студенческих вёсен", формирование строительных отрядов, распределение выпускников - решалась при его заинтересованной помощи и поддержке. Помню такой случай. При подготовке факультетского концерта "Студенческая весна - 75" нам потребовались прожектора-пистолеты. Поиски привели нас в драмтеатр, где было то, что нам нужно. Но нам ни под какие уговоры эти "пистолеты" не давали. Я упомянул в разговоре декана В.Т. Шестакова, и нам поставили условие: будет от него расписка - будут вам прожектора. Время - одиннадцатый час вечера. Набираюсь наглости и прямо из драмтеатра звоню домой Валентину Тимофеевичу, извиняюсь, объясняю ситуацию, он нас приглашает к себе, пишет расписку, и мы забираем-таки нужную нам аппаратуру. А скольким студентам он помог в трудную минуту, взбодрил и, что называется, направил на путь истинный. На всех юбилейных встречах нашего курса он был самым дорогим и почётным гостем.

Первые два года мы учились в 3-м корпусе, где нас "опекали" заместитель декана Князев Евгений Семенович, начальник курса Смирнова Валентина Ивановна и секретарь деканата Орлова Валентина Васильевна. Запомнились наши замечательные лекторы и преподаватели: В.В. Мышкина, В.Ф. Сивиркин, А.С. Моисеев, Л.П. Стукалин, Н.Г. Човнык, С.И. Иванов, В.В. Сусанин, М.Ф. Кричевер, Л.М. Павлович, Н.П. Коробова, В.Я. Фадеев. Они дали нам серьезную базу знаний. Вместе с тем вспоминаются интересные и курьёзные случаи. Например, как А.С. Моисеев, покуривая папиросу, принимал эпюры и чертежи. Если работа ему не очень нравилась, он стряхивал на неё пепел, а если она была плохая, мог затушить об неё окурок, чтобы студент переделал заново. С В.Ф. Сивиркиным тоже случались курьёзы. Он был настоящим учёным, добрым и даже слишком доверчивым человеком. Вот на экзамене один из наших сокурсников (ныне крупный бизнесмен) пришёл, взял билет и сел на первом ряду прямо напротив Вадима Фомича. Виртуозно списал вопросы и подает Сивиркину свой листочек. Тот внимательно смотрит. Написано всё правильно. Показывая в формуле для экспоненциальной зависимости на величину "е", спрашивает: "Что это?". Студент не моргнув глазом отвечает: "Заряд электрона". Сражённый ответом преподаватель говорит: "Как же так: Вы пишите всё правильно, а объяснить не можете?". Студент: "А у меня зрительная память такая: что один раз прочитал - могу воспроизвести почти дословно. Хотите - дайте ещё один билет". Со вторым билетом повторяется то же самое. Вадим Фомич в недоумении. Тут открывается дверь, заглядывает Е.С. Князев, интересуется ходом экзамена. Сивиркин рассказывает первый в его практике случай "феноменальной" памяти и свои сомнения, как оценить студента. Узнав, кто студент, Е.С. Князев посоветовал поставить ему тройку. В конечном итоге именно так были оценены "феноменальные" способности нашего однокашника. Добрыми словами хочется отметить диспетчера деканата Орлову Валентину Васильевну, которая, как добрая мама, заботилась о многих поколениях студентов.

Начиная с 3-го курса мы учились в корпусе N 2 на улице Ульяновской, где сейчас магазин "Вавилон", и нашим заместителем декана, а потом заодно и начальником курса был Курочкин Виктор Андреевич. Интеллигентный, всегда подтянутый, он скрупулёзно и пунктуально выполнял свою работу. Только потом, когда в 90-ом году я сам стал деканом, а Виктор Андреевич продолжал работать заместителем декана, я в полной мере смог оценить его титанический труд по составлению учебных планов, в том числе и семестровых.

На 3-м курсе Шестаков В.Т. организовал встречу с генеральным конструктором (в то время еще членом-корреспондентом АН СССР) Кузнецовым Николаем Дмитриевичем. Это была незабываемая для нас, студентов, лекция-беседа о развитии двигателестроения для авиации, космонавтики, энергетики и газоперекачки.

На том же 3-м курсе было и ещё одно интересное событие. Нашу группу сняли с занятий и направили в оперный театр на встречу с кандидатом в депутаты Верховного Совета РСФСР, генеральным конструктором самолётов А.С. Яковлевым. Слушая знаменитого авиаконструктора, мы не могли и предположить, что студент нашей группы Саша Дондуков менее чем через двадцать лет станет генеральным конструктором ОКБ им. А.С. Яковлева. Будущего генерального конструктора в тот день волновал более актуальный вопрос: как подарить любимой девушке зонтик, чтобы она приняла этот подарок. И надо сказать, что всё у него с этой девушкой сложилось очень удачно.

Да, в то время мы многого не могли предположить. Например, что Сергей Швайкин создаст фирму "Билайн - Самара" и станет её генеральным директором, Алексей Воеводин станет генеральным директором фирмы "Самара-Связьинформ", Валерий Мякишев - генеральным директором Похвистневского машиностроительного завода, а затем политическим деятелем, что Виктор Орлов - полковником милиции, а Николай Балашов - полковником пожарной службы, что в 90-е годы деканатом родного факультета будут руководить наши однокашники.... Предположений таких мы, конечно, не делали, но у всех было стремление получить знания и опыт человеческого общения. Тем более, что наши преподаватели этому очень и очень способствовали. Ведь на старших курсах нам читали лекции замечательные педагоги: ректор КуАИ В.П. Лукачёв, секретарь парткома Ф.П. Урывский, профессора и доценты: А.М. Циприн, А.С. Наталевич, А.П. Меркулов, А.П. Толстоногов, В.И. Лепилин, В.М. Зайцев, К.Ф. Митряев, В.Г. Маслов, В.В. Кулагин, А.И. Белоусов, Н.Д. Степаненко, И.Г. Попов и др.

Но для меня судьбоносной стала летняя встреча после окончания третьего курса с молодым доцентом В.П. Шориным, который, вернувшись со стажировки из Югославии, набирал группу специализации "агрегатчики". Будучи заместителем декана по научной работе, он пригласил меня в деканат. Мы проговорили с Владимиром Павловичем около часа, и этого хватило, чтобы сделать очень серьёзный, как оказалось, на всю жизнь выбор. Я благодарен Владимиру Павловичу и как его ученик, и как человек. С годами наши отношения укрепились и превратились в дружеские, а, на мой взгляд, это самая высокая оценка учителю - когда твой ученик становится твоим другом, и при этом производственные, служебные отношения сохраняются такими, какими и должны быть. Таким образом, начиная с 4-го курса я стал учиться на специализации "агрегатчики" и одновременно заниматься научной работой в отраслевой научно-исследовательской лаборатории (ОНИЛ-1) в научно-исследовательской группе динамики трубопроводных систем, возглавляемой В.П. Шориным. Эта НИГ "ДТС" была впоследствии преобразована в научно- исследовательскую лабораторию (НИЛ-34), на базе которой в 1995 году был создан Институт акустики машин (научный руководитель - академик РАН В.П. Шорин, директор - д.т.н., профессор Е.В. Шахматов). Поскольку выбор был сделан, то и с распределением у меня вопросов не было - я был распределен в НИГ "ДТС", хотя были и другие предложения.

А после распределения в июне 1976 года мы находились на военных сборах в городе Острове Псковской области. Это незабываемое время. Если собрать рассказы всех, кто побывал на этих сборах, получится толстая книга. Наряду с военной казарменной дисциплиной в учебной части сложились и ещё больше окрепли дружеские отношения однокурсников. Сразу высветились индивидуальные особенности, стало ясно: кто есть кто. Абсолютное большинство ребят, как и на "гражданке", проявили себя с самой лучшей стороны. Запомнились и принятие присяги, и пеший поход на "Берёзу" - учебную ракетную точку, и подготовка ракеты к запуску, и дежурство на "Балтике" - солдатской кухне, вечерние и ночные "подъём"-"отбой", и поездка в общих вагонах "Куйбышев - Москва - Псков - Остров" туда и обратно. Но, пожалуй, самое неизгладимое впечатление произвела на нас организованная нашими офицерами экскурсия по Пушкинским местам: сёла Михайловское и Тригорское, посещение могилы великого поэта, прогулка по рощам и реке Сороть, где все как бы пропитано духом пушкинского времени. Многое во время военных сборов, да и в целом во время учёбы нам не очень нравилось, и мы, что называется, "бухтели" на преподавателей. Но так, видимо, устроена человеческая память, что с годами остаются только добрые воспоминания. Поэтому мы, выпускники второго факультета 1977 года, с огромным желанием встречаемся через каждые пять лет, вспоминаем всё: от вступительных экзаменов до защиты дипломов, радуемся и смеёмся, грустим и подбадриваем друг друга, поём свои студенческие песни - одним словом, возвращаемся в свою студенческую юность и получаем от этого грандиозный заряд энергии. На наших встречах самые желанные гости - наши преподаватели, наши замечательные педагоги, которым мы всегда желаем крепкого здоровья и успехов. И, конечно же, мы радуемся успехам друг друга, и, осознавая, что эти успехи стали возможными благодаря полученным знаниям и опыту в стенах родного института, мы всегда говорим: "Спасибо тебе, наш родной КуАИ! Ведь здесь мы открыли таланты свои".