федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

>> 60-летие СГАУ
>> От КуАИ до СГАУ: сборник очерков в формате pdf
>> От КуАИ до СГАУ: сборник очерков в формате HTML

>> Содержание


Игначков С.М.

Это было недавно... Это было давно...

Игначков
Станислав Михайлович, р. 16.09.1943 г.,
первый заместитель генерального конструктора ОАО "СНТК им. Н.Д. Кузнецова". Заслуженный конструктор РФ. Имеет государственные награды.
Окончил Куйбышевский авиационный институт
в 1966 году.

 

 

"Милый дедушка, Константин Макарович..." - почему-то вспоминаются эти строки, которые, окропляя скупой студенческой слезой, имитировал "заслуженный артист КуАИ" С.А. Сватенко в известной в кругу тогдашних друзей и почитателей миниатюре "Ванька Жуков". В существенно меньшей мере вспоминаются суровые, но полные невысказанной надежды на счастливый совместный исход слова преподавателей-экзаменаторов (независимо от сдаваемого предмета).

Что же такое студенческие годы? Какой след они оставляют в дальнейшей трудовой (творческой, коммерческой, бомжовской и пр.) жизни бывших студентов?

Когда, незадолго до празднования 35-летия окончания мною института, (КуАИ — не путать с нынешним, незвучащим СГАУ), мне поступило (в связи с предстоящим 60-летием института) предложение за подписью бывшего участника студенческого театра эстрадных миниатюр В.А. Сойфера, я попробовал вспомнить то, что отличало именно наш выпуск, а может, точнее, группу, которая вышла весной 1966 года в уже осознаваемый нами мир.

Поступив в институт в 1960 году, мы ещё в августе отправились по призыву партии и правительства в Новый Буян для обеспечения (не помощи, так как местных уборщиков мы не видели) сбора картофельного урожая с месячным отрывом от светской и другой жизни. Немного отмывшись, мы узнали, что "вляпались" в эксперимент, в соответствии с правилами которого мы должны были в дневное время отбывать трудовую повинность на каком-либо предприятии авиационного профиля города Куйбышева, а в вечернее время постигать премудрости "Начертательной геометрии", "Истории КПСС" и, по-моему, ещё чего-то другого из расширенной школьной программы. Нетрудно понять, что время для сна (а в эти годы обычно это не ночь) мы делили между предприятием п/я 32 (ныне - широко известное Областному союзу работодателей - ОАО "Моторостроитель") и убаюкивающими словами "I get up very early" (Я просыпаюсь очень рано) нашего любимого преподавателя английского языка Л.М. Труниной. Что уж тут говорить о способах построений аксонометрий в начертательной геометрии, а тем более об эмпириокритицизме? Но и в этом полусонном состоянии мы закончили первый курс и стали полноправными "дневными" студентами. После нас, позже, этот эксперимент был отменён, но мой приотрубленный кривошипно-шатунным прессом средний палец на левой руке, хочется думать, внёс какой-то вклад в такое решение.

"Первый курс - начало, на втором бы не укачало" - афоризм мой. Не успели ознакомиться с расписанием занятий - видим красочный плакат руки "неизвестного художника" М.М. Пирского. "Что стоишь, на плакат глазеешь? Записывайся в хор - не пожалеешь!" Что нужно молодому, годному, необученному? Только призыв.

...И пошли мы на первое занятие хора...

...И увидели горящие глаза до сих пор молодого В.М. Ощепкова...

...(И увидели рядом с ним великолепную Р.А. Алещенко)...

...И почувствовали, что действительно можно поднять людей, если относительно слаженно спеть в зале Окружного дома офицеров хором в сотню молодых голосов слова: "Люди мира, на минуту встаньте... Слушайте, слушайте, гудит со всех сторон-н-н".

...И полюбили мы (по крайнем мере я, уже певший до этого в народном хоре клуба "Мир") хоровое и ансамблевое пение всерьёз и надолго.

Под влиянием этой серьёзности и произошла в очередной сессии двойная очная встреча с Е.А. Бредихиной, закончившаяся, к удовлетворению сторон, оценкой "хорошо". Я заранее прошу прощения у всех преподавателей института, о которых не упомяну в этих заметках, хотя каждый из них внёс свою лепту в повышение общего уровня развития ранее несформированного субъекта, в чем, на мой взгляд, и состоит основная задача высшей школы.

После зимней сессии вполне оправданный отдых привёл к тому, что некий великовозрастный студент Е.М. Слободник начал завлекать идеями, услышанными им на концерте в городе Москве в Московском государственном университете и Доме журналиста (это было время, когда в этих коллективах участвовали и ныне достаточно хорошо известные А. Курляндский, А. Хайт, М. Розовский и др.). И уже весной от лица института в областном смотре студенческой художественной самодеятельности был представлен ряд миниатюр и песен нашей учебной группы под номером 222 (про песни сказал потому, что одну из них исполнял я).

Мне кажется, это выступление послужило основой для воссоздания периодически возникавшего ранее в стенах КуАИ Театра миниатюр в виде существовавшего несколько лет коллектива, в который входили как основа С.А. Сватенко, М.М. Пирский, Е.М. Слободник, С. Добрынин, а позже Н. Каргин, В. Прокофьев, Ю. Швец и др. и который далее преобразовался в "АИСТ" (Авиационный институт - студенческий театр). В это время появились в коллективе и свои авторы-сценаристы, ныне известные в СГАУ люди: В. Сойфер, В. Балакин и др.

"АИСТ" как театр включал в себя уже не только исполнителей и авторов эстрадных миниатюр, но и эстрадный ансамбль и вокальный ансамбль и пр. и пр. В музыкальную часть коллектива большой вклад внесли В.А. Акулов (ныне доцент Самарского государственного технического университета), Б. Есипов (ныне доцент СГАУ), С. Серебрянский, В. Антоничев, В. Цыганков, В.А. Чистяков и др. Вокальную часть коллектива представлял набирающий опыт и исполнительское мастерство мужской вокальный квартет в составе: Ю. Авдошенко, С. Игначков, Н. Новиков, Б. Сурков.

Я несколько отвлёкся от исторических событий и не упомянул, что после весенней сессии 1962 года по разумнейшему решению В.П. Лукачёва большая часть хора под руководством и при участии В.М. Ощепкова проходила начальную вокальную и спортивную подготовку в палатках спортивного лагеря КуАИ на поляне имени Фрунзе и именно тогда с нашим участием начал закладываться фундамент первого студенческого общежития на Московском шоссе.

В это же время начиналась в г. Куйбышеве активная работа Городского молодёжного клуба (который и сейчас напоминает о себе аббревиатурой ГМК-62) с организацией приездов в город Куйбышев (и в КуАИ с помощью В. Антонова) великих людей: В.С. Высоцкого, Б.Ш. Окуджавы, Г.С. Титова, Д.Г. Кабалевского и др.

На фоне таких бурных общественных событий начался третий курс, в котором предстояла и состоялась встреча, где "материалы" сопротивлялись друг другу, но обаятельный и всё понимающий профессор С.И. Иванов показал себя истинным демократом даже с учётом понятий сегодняшнего дня.

В это же время В.М. Ощепков с одобрения и при финансовом участии ректората и политической поддержке парткома и профкома организовал поездку хора КуАИ в г. Казань, где мы с удовольствием пели, и не только в хоре, но и в вокальном октете. (От этой поездки у меня сохранилось в памяти очень неприятное впечатление о неряшливости обстановки в ресторане "Татарстан", а также фраза на татарском языке: "Казан авиация институты бишенче тулай торагы", которую не каждый татарин переведет, и которая означает всего лишь "Пятое студенческое общежитие Казанского авиационного института".)

Четвёртый курс - незабываемая экзаменационная встреча с профессором А.М. Сойфером, превращавшим сложный экзамен в разговор как бы понимающих друг друга и основы конструкции авиадвигателей людей. И, хотя мне до сих пор понятно, что в основах конструкции двигателей А.М. Сойфер был несоизмеримой выше, мы нашли взаимопонимание.

В это время В.М. Ощепков продолжал руководить хором, участником которого я был, а М. Бирюлин руководил эстрадным оркестром, в котором я солировал.

Наряду с удачно сданным доценту И.И. Мильштейну с его ассистентами В.П. Шориным и Е. Чукреевым экзаменом по теории автоматического регулирования и прохождением (совместным) километрового пути по каналам командно-топливного агрегата КТА-5, впереди ещё будут гастроли в городе Киеве с хором и эстрадным театром, будут поездки в колхозы Куйбышевской области (освоение целинных земель уже завершилось, а движение студенческих отрядов только зарождалось), в дальнейшем гастроли с хором по Прибалтике.

Пятый курс - это уже почти не студенты, хотя ещё и далеко не дипломники.

К этому времени театр "АИСТ" имел в своем составе трио "Поющие бобры" (В. Грушина и его друзей А. Головина и В. Лу-нева).

После пятого курса нам предстояло проходить учебные сборы по линии военной кафедры, принимать присягу, готовиться к присвоению звания "младший лейтенант".

Общественно-сценические навыки легко позволили с помощью замполита учебного центра Московского авиационного института (под городом Волоколамском) и подполковника Н.А. Петухова организовать концертную бригаду, давшую за месяц около 25 концертов для жителей окрестных поселений, а также гостей Дня Победы в Волоколамске. Подготовка к концертам занимала столь много времени, что (с помощью замполита) участники концертной бригады вынуждены были освобождаться от учебных занятий. Но уважение к нам было такое, что при сдаче зачёта по топографии (намного позже, чем непоющие курсанты) капитан М.А. Тимарин задал всего 3 вопроса:

1. "Кому достаточно тройки?" (несколько человек вышли из строя). Отойдя с оставшимися на несколько метров, задал 2-ой вопрос:

2. "Кому достаточно четверки?" (почти все вышли из строя). Отойдя с оставшимися ещё на несколько метров, задал 3-ий вопрос:

3. "Вам что, пятёрка нужна? А что такое азимут?" (не ожидая ответа, поставил оставшимся пятёрки).

Далее была преддипломная практика, работа над дипломным проектом и его защита. Причём защита перед комиссией, председателем которой был генеральный конструктор Н.Д. Кузнецов.

По распределению я был направлен в опытно-конструкторское бюро, руководимое Н.Д. Кузнецовым, где, как пишут в анкетах, и работаю по настоящее время, уже 35 лет.

Надо сказать, что творческая связь с театром "АИСТ" не прерывалась и в последующие после выпуска годы. "АИСТ" неоднократно становился лауреатом межвузовского фестиваля "Студенческая весна" и даже за две недели до защиты диплома многие из основных исполнителей стали лауреатами 10-го фестиваля, а в 1968 году даже лауреатами Всероссийского фестиваля. Вспоминается, что в составе театра "АИСТ" я был первым исполнителем песни "Грустят знакомые дома..." (автор Б. Есипов), которой впоследствии открывались Грушинские фестивали.

Не прерывалась связь и с хором КуАИ. Неугомонный В.М. Ощепков искал контакты со "старичками" для организации их участия в юбилейных мероприятиях осенью 2001 года, посвящённых 40-летию академического хора КуАИ (СГАУ).

Подводя итоги сказанному, хочется сказать, что КуАИ, наряду с обширной и качественной образовательной программой, был мудрой школой воспитания крепких творческих людей, готовил разносторонних специалистов. И многие-многие из этих творческих людей стали кандидатами и докторами наук, а также крупными руководителями.