Празднование 75-летия Самарского университета

Куйбышевский авиационный институт открыт в 1942 году, в исключительно сложное для страны военное время. В город было эвакуировано около 30 предприятий и организаций авиационной промышленности для организации производства штурмовика Ил-2 – самого массового самолёта второй мировой войны. Фронту требовались самолёты, заводам – инженеры. Для подготовки инженерных кадров было принято решение создать Куйбышевский авиационный институт.
В соответствии с приказом Всесоюзного комитета по делам высшей школы при СНК СССР, занятия в институте начались в октябре 1942 года, а в 1944 году был осуществлён первый выпуск специалистов.
Корпус КуАИ, 1942 г
Корпус КуАИ, 1942 г
Важная роль в организации и развитии института принадлежит А.М. Сойферу, исполнявшему обязанности директора института с июля по ноябрь 1942 года, и Ф.И. Стебихову, работавшему директором КуАИ с декабря 1942 года по июль 1956 года.
В числе первых преподавателей были крупные учёные, эвакуированные из Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова и других городов СССР. Среди них будущие вице-президент АН СССР М.Д. Миллионщиков, член-корреспондент АН Белорусской ССР М.Г. Крейн, профессора В.М. Дорофеев, А.А. Комаров, М.И. Разумихин, Н.И. Резников, А.М. Сойфер и др. Они оказали предприятиям авиационной промышленности неоценимую помощь не только в подготовке специалистов, но и в создании и внедрении новых конструкторских разработок, технологий и организации производства.
В послевоенные годы, наряду с расширением направлений подготовки специалистов, развивалась материально-техническая база института, а также научно-исследовательская работа учёных, непосредственно связанная с освоением производства новейших образцов авиационной техники, в том числе первых реактивных истребителей и бомбардировщиков МИГ-9, МИГ-15, МИГ-17, Ил-28, Ту-16, Ту-95, созданием двигателей ВК-1, НК-4, НК-12 и многих других.
С 1957 года в институте началась подготовка специалистов по ракетно-космической технике. Учёные и специалисты института принимали участие в разработке и освоении производства первых отечественных межконтинентальных баллистических ракет Р-7, Р-7А, Р-9; ракет-носителей "Восток", "Молния", "Союз" и их модификаций; участвовали в создании ракетно-космического комплекса для обеспечения пилотируемого полёта на Луну "Н1-Л3" по проекту С.П. Королёва, воздушно-космической системы "Энергия-Буран"; разрабатывали космические аппараты различного назначения, в том числе для космических средств национального контроля земной поверхности; участвовали в подготовке и осуществлении программ на орбитальном комплексе "МиР", в реализации многих других проектов, в том числе по программам международного сотрудничества.

Административный корпус Самарского университета, 2017 г.
С 1956 по 1988 г. институт возглавлял Герой Социалистического Труда профессор В.П. Лукачёв. В эти годы институт стал одним из крупнейших научно-образовательных центров, создавшим уникальные научные школы, прежде всего в области конструкции и проектирования авиационных двигателей, самолётов, космических аппаратов.
В этот период в институте значительно расширились направления подготовки специалистов и научных исследований, вырос контингент студентов, бурно развивалась материальная база института.
В конце пятидесятых годов институт выступил инициатором создания отраслевых научно-исследовательских лабораторий, что послужило мощным толчком развития вузовской науки. К работе в институте были привлечены известные учёные и производственники. Многие годы кафедру конструкции и проектирования двигателей летательных аппаратов возглавлял академик АН СССР и РАН Н.Д. Кузнецов – генеральный конструктор авиадвигателей. Кафедру летательных аппаратов возглавлял патриарх отечественной космонавтики член-корреспондент АН СССР и РАН Д.И. Козлов – генеральный конструктор ракетно-космической техники.
Среди научных разработок 50-70-х годов можно отметить создание уникального материала "МР" (металлорезина), широко применяющегося во всём мире для изготовления демпфирующих устройств в сложных агрегатах; разработку целой гаммы микроэнергетических установок и оригинальных холодильных камер с использованием вихревого эффекта; изготовление материалов методом порошковой металлургии и многое другое. Научные разработки учёных института применялись при проектировании и производстве самолётов Ту-144, Ту-154, Ил-76, Ил-86, Ил-114 и других.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР "Об увековечении памяти академика С.П. Королёва" № 136 от 22 февраля 1966 года Куйбышевскому авиационному институту было присвоено имя академика С.П. Королёва. В 1967 году, в связи с 25-летием, Куйбышевский авиационный институт был награждён орденом Трудового Красного Знамени (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 7 января 1967 г.).
В 70-80-е годы широкое развитие получили исследования в области вибрационной прочности и надёжности двигателей, оптимизации процессов и систем управления движением космических аппаратов, разработки в области компьютерной оптики и других наукоёмких технологий. В это время в институте произошла смена поколений руководителей кафедр и факультетов, расширилась сеть диссертационных советов, укрепились контакты с Академией наук СССР, научными организациями и производственными предприятиями страны.
Сойфер А.М.
Сойфер
Александр Миронович

(1906–1969)
И.о. директора института
с июля по ноябрь 1942 г.,
кандидат технических наук,
профессор
Стебихов Ф.И.
Стебихов
Фёдор Иванович

(1899–1975)
Директор института
1942–1956 гг.
кандидат технических наук,
доцент
Лукачёв В.П.
Лукачёв
Виктор Павлович

(1920–1988)
Директор, ректор института 1956–1988 гг.
доктор технических наук,
профессор,
Герой Социалистического Труда,
заслуженный деятель науки и техники РСФСР
Шорин В.П.
Шорин
Владимир Павлович

(г.р. 1939)
Ректор института
1988–1990 гг.,
действительный член РАН,
доктор технических наук,
профессор,
лауреат Государственной премии РФ,
двух премий Правительства РФ,
заслуженный деятель науки и техники РФ
Сойфер В.А.
Сойфер
Виктор Александрович

(г.р. 1945)
Ректор университета
1990–2010 гг.,
академик РАН,
доктор технических наук,
профессор,
лауреат Государственной премии РФ,
двух премий Правительства РФ,
заслуженный деятель науки РФ
Шахматов Е.В.
Шахматов
Евгений Владимирович

(г.р. 1954)
Ректор университета
с 2010 г. – по н.в.,
член-корреспондент РАН
доктор технических наук,
профессор,
лауреат премии Правительства РФ,
заслуженный работник высшей школы РФ
 

В 1988 году ректором института впервые в результате альтернативных выборов был избран профессор (ныне академик РАН) В.П. Шорин, с 1990 года по 2010 год вуз возглавлял член-корреспондент РАН В.А. Сойфер (ныне президент Самарского университета), с 2010 года ректор университета – профессор Е.В. Шахматов.
После переименования города Куйбышева в город Самару институт стал называться Самарским авиационным институтом. В 1992 году Самарский авиационный институт был переименован в Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королёва (приказ Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации № 1077 от 23.09.1992 г.).
В последующие 20 лет в университете продолжалась интеграция научных исследований и учебного процесса. Многолетние традиции, признанные научно-педагогические школы, современная материальная база – всё это определяет университет как ведущий учебный, научный и инновационный центр России, активно участвующий в выполнении государственныхи региональных программ и постоянно развивающий международное сотрудничество.
В мае 2006 года Самарский государственный аэрокосмический университет в рамках приоритетного национального проекта "Образование" стал победителем конкурса вузов России, реализующих инновационные образовательные программы. Проект СГАУ "Развитие центра компетенции и подготовка специалистов мирового уровня в области аэрокосмических и геоинформационных технологий" получил высокую оценку специалистов и конкурсной комиссии.
В 2008 году произошла реорганизация университета путём присоединения к нему Самарского авиационного техникума.
В 2009 году в результате конкурсного отбора СГАУ стал одним из первых 14 высших учебных заведений России, в отношении которых установлена категория "национальный исследовательский университет".
В соответствии с приказом Федерального агентства по образованию № 387 от 21.04.2010 г. наш вуз переименован в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королёва (национальный исследовательский университет)", а затем – в соответствии с приказом Минобрнауки России № 1884 от 27.05.2011 г. – переименован в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королёва (национальный исследовательский университет)".
За 70 лет университет подготовил более 60 тысяч специалистов, многие из которых стали видными учёными, конструкторами и организаторами производства, крупными государственными и общественными деятелями. В их числе: В.И. Воротников – председатель Совета министров РСФСР, министры и заместители министров И.М. Буров, А.Н. Геращенко, В.В. Горлов, Н.А. Дондуков, А.Г. Ильин, Л.С. Свечников, О.Н. Сысуев, С.С. Курдюков, академик РАН В.П. Шорин, губернатор Самарской области К.А. Титов.
На протяжении семи десятилетий практически все руководители аэрокосмических предприятий Самарского региона и многих других предприятий России – выпускники КуАИ-СГАУ, которыми по праву гордится университет.
Проект повышения конкурентоспособности российских университетов предполагает, что пять российских вузов к 2020 году войдут в первую сотню ведущих университетов мира (проект "5-100"). Успешность проекта будет оцениваться по трем наиболее авторитетным мировым рейтингам университетов — QS, Times Higher Education и ARWU. Участвующие в проекте российские вузы получают госсубсидии для улучшения своих позиций в мировых рейтингах.
22 июня 2015 г. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 608 федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королева (национальный исследовательский университет)" (СГАУ) и федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Самарский государственный университет" (СамГУ) реорганизованы в форме присоединения к СГАУ СамГУ в качестве структурного подразделения.
Произошла смена типа учреждения СГАУ с бюджетного на автономное.
В соответствии с приказом Минобрнауки России 12 ноября 2015 года закончился процесс объединения СГАУ и Самарского государственного университета (СамГУ). В объединённом университете – Самарском университете – численность НПР выросла с 680 до 1238 человек, численность студентов очной формы обучения – с 5900 до 10870 человек, число образовательных программ увеличилось с 74 до 260. Таким образом, технический профиль вуза был значительно диверсифицирован за счёт гуманитарных и социально-экономических направлений СамГУ.
6 апреля 2016 года приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 379 Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королёва (национальный исследовательский университет) переименован в Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва (сокращённое название "Самарский университет").